Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета с теоретической и практической точек зрения. Исходя из цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие
- изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит
- проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации;
- сделать вывод, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета РФ на последующий период.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета
1.1 Понятие и основные составляющие государственного бюджета
1.2 Бюджетный процесс и структура бюджета
1.3 Бюджетный дефицит
Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета на современном этапе
2.1 Бюджетная система Российской Федерации
2.2 Анализ текущего состояния бюджета РФ
Глава 3. Основные выводы и перспективы по формированию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Димы.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение

     Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета

     1.1 Понятие и основные составляющие государственного бюджета

     1.2 Бюджетный процесс и структура бюджета

     1.3 Бюджетный дефицит

     Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета на современном этапе

     2.1 Бюджетная система Российской Федерации

     2.2 Анализ текущего состояния бюджета  РФ

     Глава 3. Основные выводы и перспективы по формированию

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

     Не  только банки оперируют денежной массой страны. Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способов его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займам - важный инструмент макроэкономического регулирования, а так же решения общенациональных, социальных задач. Поэтому, изучая макроэкономику, необходимо ознакомиться с бюджетом, налогами и основами бюджетно-налоговой политики. Это то с чем мы сталкиваемся при уплате налогов, участвуя в лотереях, получая стипендии, пособия и т.п.

     Основной  задачей бюджетной политики в  долгосрочной перспективе является усиление стимулирующей функции  бюджета как инструмента экономического развития, изменение структуры расходов в соответствии с приоритетами государственной политики в области экономического развития одновременно с обеспечением долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанный приоритет предполагает наличие  значительного числа вариантов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета с теоретической и практической точек зрения. Исходя из цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие

     - изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит

     - проанализировать бюджет РФ, с  учетом последних изменений макроэкономической  ситуации;

     - сделать вывод, а так же рассмотреть  перспективы формирования бюджета  РФ на последующий период.

     При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 15 августа 2002 года), иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

     1.1. Понятие и основные составляющие государственного бюджета

        Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾ ведущее звено финансовой системы страны.

     Общее понятие государственного бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»

          Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.                     

     В качестве более точного определения, согласно которому будет раскрываться содержание понятия “государственный бюджет”, я приведу следующее “Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.” [20, с.402-403].                                                                                                                 Следует обратить особое внимание на применение термина “бюджет” в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов “форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти” Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”; “основной централизованный фонд денежных средств” [17, с.402-403]. “…совокупность … денежных отношений … как основной финансовый план… как важнейший финансовый регулятор…” [18, с.170]. Как видно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, - “термин”. При этом, никто не называет “финансами” одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.” [5, с.12].                                                                                                                   Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.                                       

           Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:                                                    1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);                                                                   2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);                                                          3. Контрольная;                                                                                                                                                 К составляющим бюджета также относятся внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.                                                                                                         Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Основной источник бюджетных доходов - получение в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:                                                                                                                             - заработная плата работников;                                                                                                          - доходы лиц, работающих не по найму;                                                                                           - предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);                                                                                                                                      - рента собственников земли;                                                                                                                - ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).                                                                                                                          Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.                                                                                                                        Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.     

       Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.   Как правило, выделяются следующие группы расходов:                                                                  1. расходы по обслуживанию государственного долга;                      2.финансирование промышленного производства;                           3.финансирование обороны;                                                                                

4. содержание  правоохранительных органов и  органов государственной власти  и управления;                                                                                               5.финансирование социально-культурных мероприятий;                                        6. финансирование науки;                                                                                                7. расходы по внешнеэкономической деятельности;                                              8.создание резервных фондов;                                                                                  9. прочие расходы и выплаты.                                                                               Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.                                                                                                                                                “Из недр” бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению.[20, с.403]. За счет их средств в отдельные периоды финансировалось более 50% государственных расходов.

Информация о работе Государственный бюджет