Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета с теоретической и практической точек зрения. Исходя из цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие
- изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит
- проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации;
- сделать вывод, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета РФ на последующий период.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета
1.1 Понятие и основные составляющие государственного бюджета
1.2 Бюджетный процесс и структура бюджета
1.3 Бюджетный дефицит
Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета на современном этапе
2.1 Бюджетная система Российской Федерации
2.2 Анализ текущего состояния бюджета РФ
Глава 3. Основные выводы и перспективы по формированию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Димы.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     - переход на отраслевые схемы  оплаты труда и введение системы эффективных контрактов;

     - модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

     - развитие сети инновационных  и федеральных университетов;

     - государственная поддержка научных  исследований в вузах;

     - переход на нормативное подушевое  (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений;

     - перестройка системы непрерывного  образования и участия организаций  в образовательных процессах.

     Необходимым условием перехода экономики на инновационную  траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру. [12, с.356].

     Наибольшая  относительная величина инвестиций (до 4,5% ВВП) будет приходиться на второй этап инновационного развития российской экономики, предполагающий переход на новую технологическую базу. Вместе с тем, доля государственных инвестиций в общем объеме инвестиций будет иметь тенденцию к снижению.

     Построение  национальной инновационной системы  за счет развития фундаментальной и  прикладной науки, поддержки крупных  научно-технических проектов и перспективных  технологий потребует повышения  государственных расходов на научные  исследования.

     Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в настоящее время составляют около 1,1% ВВП, в то время как в среднем по развитым зарубежным странам - около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает в том числе увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования с 0,7% ВВП в 2008 году до 1,3% ВВП в 2020 году.

     С учетом вышеуказанных направлений  объем расходов "инновационного бюджета" (в составе расходов на науку, образование и здравоохранение, инвестиции в инфраструктуру) в общем объеме расходов бюджетной системы составит в 2020 году около 15% ВВП, а его доля в расходах бюджетной системы увеличится к 2020 году до 40-45% по сравнению с 34% в 2007 году.

     Несмотря  на повышение качества жизни населения, неблагоприятные изменения демографических показателей вызовут рост потребности в социальной поддержке населения, которая увеличится к 2020-2030 годам до 10,5-10,9% ВВП с 8,2% ВВП в 2007 году.

     Инновационный вариант предусматривает сокращение разрыва в уровне доходов работающего  населения и пенсионеров. Пенсионная реформа может повысить соотношение между средней трудовой пенсией по старости и средней зарплатой с 24% в 2007 году до около 30% к 2020 году и поддерживать его не ниже этого уровня в рамках распределительной составляющей. С учетом выплат накопительной части пенсий, а также участия населения в добровольных пенсионных программах, соотношение между пенсией и зарплатой после 2020 года будет выше. Повышение пенсий военнослужащим будет производиться в соответствии с индексаций денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.

     В результате индексации пенсий темпами, опережающими рост доходов пенсионной системы, разрыв между доходами по распределительной  части пенсионной системы в форме  ЕСН и страховых взносов и  расходами на пенсионное обеспечение будет увеличиваться и к 2020 году может составить 3,7% ВВП. В действующих условиях источником финансирования указанного разрыва являются регулярные доходы федерального бюджета.

     Прогноз обязательств по оплате труда предполагает индексацию оплаты труда и денежного довольствия в бюджетном секторе темпами, соответствующими росту средней заработной платы в экономике. Это обеспечивает рост оплаты труда и денежного довольствия в реальном выражении и в инновационном варианте обеспечивает снижение разрыва между уровнем оплаты труда в бюджетном и частном секторах. При этом внутри бюджетного сектора произойдет существенное перераспределение уровня благосостояния за счет введения отраслевых систем оплаты труда и использования системы эффективных контрактов.

     Объем расходов на охрану окружающей среды  в процентах ВВП будет увеличиваться  с ростом актуальности проблем в  указанной сфере. Однако удельный вес  этих расходов останется невысоким.

     Реализация  этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и реализации целенаправленных мер государственного регулирования.

     Рост  расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:

     - доля расходов на содержание  государственных учреждений будет  снижаться, в первую очередь,  вследствие проводимых мероприятий  административной реформы, направленных на создание оптимальной системы государственного управления, а также замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению. При этом заработная плата работников бюджетной сферы и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц в реальном выражении будет увеличиваться;

     - расходы на обеспечение национальной  обороны и безопасности в процентах  ВВП будут снижаться умеренными  темпами. Учитывая, что к началу  второго десятилетия содержание  военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции. Одновременно предполагается сохранение тенденции к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящей курсовой работе были рассмотрены  основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы мною были поставлены задачи рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие; изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит и проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации.

     В результате написания данной курсовой работы я пришел к следующим выводам. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ¾ обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на  выполнение основных функций государства. Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. По итогам изученного, я выявил длительность и сложность принятия бюджетного процесса и его этапы: прогнозирование; составление; рассмотрение и утверждение проекта; исполнение бюджета, а также анализ и контроль за их исполнением.

        За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений).

     В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

     Построение  национальной инновационной системы  за счет развития фундаментальной и  прикладной науки, поддержки крупных  научно-технических проектов и перспективных  технологий потребует повышения  государственных расходов на научные  исследования.

     Внутренние  затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в настоящее время составляют около 1,1% ВВП, в то время как в среднем по развитым зарубежным странам - около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает в том числе увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования с 0,7% ВВП в 2008 году до 1,3% ВВП в 2020 году. [21]. 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, введенного в действие 01.01.2000, М.: «Рид Групп», 2010. – 256 с.

     2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под.ред. Л.Арзумановой, - М: «Проспект», 2009. – 576 с.

     2. Л.И. Абалкин «Экономическая энциклопедия», - М: «Экономика», 2009.       879 с.

     3. А.С Булатова «Экономическая теория», - М: «Бек», 2009. – 584 с.                                                   4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. -М.:«ЮНИТИ-ДАНА»,2000.-327с.                                                                                                           5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: «Юрайт», 2000. -687с.

     6. Ю. Воронин «Приоритеты бюджетной политики», - М: «Экономист», 2008. – 458 с.

     7. А.И. Гаврилов «Региональная экономика и управление», - М: «Юнити», 2008. –742с.                                                                                                                                                8. А.М. Никитин «Бюджетное право», - М: «Закон и право», 2008. – 558 с.                                      9. Основы теории финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи: «ЮНИТИ», 1995. - 368 с. 32;

     10. В.В. Сидоренко «Эффективность контрольной функции органов федерального казначейства», - М: «Финансы», 2008. – 112 с.

     11. А.Г. Силуанов «Федеральный бюджет и экономическая политика», - М: «Финансы», 2008. – 363 с.

     12. О.В. Соколова «Финансы, деньги, бюджет, кредит», - М: «Юрайт», 2002. – 584 с.

      13. Теория финансов: Учеб. пособие  / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - М: «БГЭУ», 2005. - 351 с.

     14. А. Швецов «Системные преобразования местных бюджетов». Вопросы экономики. - М: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 458 с.

     15. Финансы: курс лекций / Т.Г. Струк, Л.М. Барсегян. - М: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 209 с.

     16. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: «ЮНИТИ»,2000. - 645с.                                                                                                                                      17. Финансы. Учеб. / под ред. Л.А. Дробзиной - М.: «ЮНИТИ», 2009. - 458 с.                                18. Финансы и кредит / Под ред. А.Ю.Казака. - Екатеринбург: «ЮНИТИ»1994. - 498с.                                                                                                                                  19. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.              20. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов. - 3-е издание. - СПб: Изд. «СПбГУЭФ», Изд. «Питер», 1999. - 658с.

     21. Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт, http://www.minfin.ru/ru/

Информация о работе Государственный бюджет