Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета с теоретической и практической точек зрения. Исходя из цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие
- изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит
- проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации;
- сделать вывод, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета РФ на последующий период.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета
1.1 Понятие и основные составляющие государственного бюджета
1.2 Бюджетный процесс и структура бюджета
1.3 Бюджетный дефицит
Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета на современном этапе
2.1 Бюджетная система Российской Федерации
2.2 Анализ текущего состояния бюджета РФ
Глава 3. Основные выводы и перспективы по формированию
Заключение
Список литературы
- переход на отраслевые схемы оплаты труда и введение системы эффективных контрактов;
- модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;
- развитие сети инновационных и федеральных университетов;
-
государственная поддержка
-
переход на нормативное
-
перестройка системы
Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру. [12, с.356].
Наибольшая относительная величина инвестиций (до 4,5% ВВП) будет приходиться на второй этап инновационного развития российской экономики, предполагающий переход на новую технологическую базу. Вместе с тем, доля государственных инвестиций в общем объеме инвестиций будет иметь тенденцию к снижению.
Построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий потребует повышения государственных расходов на научные исследования.
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в настоящее время составляют около 1,1% ВВП, в то время как в среднем по развитым зарубежным странам - около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает в том числе увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования с 0,7% ВВП в 2008 году до 1,3% ВВП в 2020 году.
С учетом вышеуказанных направлений объем расходов "инновационного бюджета" (в составе расходов на науку, образование и здравоохранение, инвестиции в инфраструктуру) в общем объеме расходов бюджетной системы составит в 2020 году около 15% ВВП, а его доля в расходах бюджетной системы увеличится к 2020 году до 40-45% по сравнению с 34% в 2007 году.
Несмотря на повышение качества жизни населения, неблагоприятные изменения демографических показателей вызовут рост потребности в социальной поддержке населения, которая увеличится к 2020-2030 годам до 10,5-10,9% ВВП с 8,2% ВВП в 2007 году.
Инновационный
вариант предусматривает
В результате индексации пенсий темпами, опережающими рост доходов пенсионной системы, разрыв между доходами по распределительной части пенсионной системы в форме ЕСН и страховых взносов и расходами на пенсионное обеспечение будет увеличиваться и к 2020 году может составить 3,7% ВВП. В действующих условиях источником финансирования указанного разрыва являются регулярные доходы федерального бюджета.
Прогноз обязательств по оплате труда предполагает индексацию оплаты труда и денежного довольствия в бюджетном секторе темпами, соответствующими росту средней заработной платы в экономике. Это обеспечивает рост оплаты труда и денежного довольствия в реальном выражении и в инновационном варианте обеспечивает снижение разрыва между уровнем оплаты труда в бюджетном и частном секторах. При этом внутри бюджетного сектора произойдет существенное перераспределение уровня благосостояния за счет введения отраслевых систем оплаты труда и использования системы эффективных контрактов.
Объем
расходов на охрану окружающей среды
в процентах ВВП будет
Реализация
этих приоритетов требует
Рост расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:
-
доля расходов на содержание
государственных учреждений
-
расходы на обеспечение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы мною были поставлены задачи рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие; изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит и проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации.
В результате написания данной курсовой работы я пришел к следующим выводам. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ¾ обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. По итогам изученного, я выявил длительность и сложность принятия бюджетного процесса и его этапы: прогнозирование; составление; рассмотрение и утверждение проекта; исполнение бюджета, а также анализ и контроль за их исполнением.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений).
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий потребует повышения государственных расходов на научные исследования.
Внутренние
затраты на исследования и разработки
в Российской Федерации в настоящее время
составляют около 1,1% ВВП, в то время как
в среднем по развитым зарубежным странам
- около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает
в том числе увеличение государственных
расходов на фундаментальные и прикладные
исследования с 0,7% ВВП в 2008 году до 1,3% ВВП
в 2020 году. [21].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, введенного в действие 01.01.2000, М.: «Рид Групп», 2010. – 256 с.
2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под.ред. Л.Арзумановой, - М: «Проспект», 2009. – 576 с.
2. Л.И. Абалкин «Экономическая энциклопедия», - М: «Экономика», 2009. 879 с.
3.
А.С Булатова «Экономическая теория»,
- М: «Бек», 2009. – 584 с.
6. Ю. Воронин «Приоритеты бюджетной политики», - М: «Экономист», 2008. – 458 с.
7.
А.И. Гаврилов «Региональная экономика
и управление», - М: «Юнити», 2008. –742с.
10. В.В. Сидоренко «Эффективность контрольной функции органов федерального казначейства», - М: «Финансы», 2008. – 112 с.
11. А.Г. Силуанов «Федеральный бюджет и экономическая политика», - М: «Финансы», 2008. – 363 с.
12. О.В. Соколова «Финансы, деньги, бюджет, кредит», - М: «Юрайт», 2002. – 584 с.
13. Теория финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - М: «БГЭУ», 2005. - 351 с.
14. А. Швецов «Системные преобразования местных бюджетов». Вопросы экономики. - М: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 458 с.
15. Финансы: курс лекций / Т.Г. Струк, Л.М. Барсегян. - М: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 209 с.
16.
Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского.
- М.: «ЮНИТИ»,2000. - 645с.
21. Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт, http://www.minfin.ru/ru/