Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета с теоретической и практической точек зрения. Исходя из цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджета и его составляющие
- изучить бюджетный процесс и бюджетный дефицит
- проанализировать бюджет РФ, с учетом последних изменений макроэкономической ситуации;
- сделать вывод, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета РФ на последующий период.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета
1.1 Понятие и основные составляющие государственного бюджета
1.2 Бюджетный процесс и структура бюджета
1.3 Бюджетный дефицит
Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета на современном этапе
2.1 Бюджетная система Российской Федерации
2.2 Анализ текущего состояния бюджета РФ
Глава 3. Основные выводы и перспективы по формированию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Димы.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

        Государственный бюджет является  экономической категорией и выражает  экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. 

1.2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 

     Действия  исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и  управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. Его  универсальные закономерности можно  рассмотреть на примере нашей страны.

     Выделяют  следующие этапы бюджетного процесса:

     - бюджетное прогнозирование;

     - составление бюджета;

     - рассмотрение и утверждение проекта  бюджета;

     - исполнение бюджета в течение  бюджетного года;

     - анализ и контроль исполнения  бюджета.

     Бюджетное прогнозирование. Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.

     Составление бюджета - определение объема денежных средств, необходимых для финансового  обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

     В современной России эти мероприятия  должны быть завершены до 15 июля. После  этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

     Рассмотрение  бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

     В первом чтении Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

     - доходы федерального бюджета  по группам, подгруппам и статьям  классификации доходов бюджетов  Российской Федерации;

     - распределение доходов от федеральных  налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

     - дефицит федерального бюджета  в абсолютных цифрах и в  процентах к расходам федерального  бюджета на очередной финансовый  год и источники покрытия дефицита  федерального бюджета;

     - общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.[6, с.268]

     Во  втором чтении утверждаются его расходы  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

     В третьем чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

     В четвертом чтении Дума рассматривает  поправки к закону, а так же поквартальное  распределение доходов, расходов и  дефицита.

     Утверждение госбюджета. Принятый Государственной  Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

     Исполнение  бюджета - это действия по изысканию  и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета - Федеральное казначейство.

     Важным  этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета  осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

    В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием  Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

    Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет области  может быть представлен в виде следующей схемы:

    

Консолидированный бюджет области

 
    

1.Областной             бюджет

    

3.Бюджеты  районов

области

    

2.Бюджеты  городов

областного  подчинения,

в т.ч. областного центра

    

    

3.2.Бюджеты  городов

районного

подчинения

    

3.1.Районные

бюджеты

    

2.3.Бюджеты

городских

районов

    

3.3.Сельские

поселковые  и пр. бюджеты

    

2.1.Городские

бюджеты

    

    Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

        Внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Совокупность  бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации - это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Термин "государственный бюджет" используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет - бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют "государственным бюджетом".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

     Расходы и доходы государственного бюджета  не всегда совпадают. Чаще всего они  и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная  ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Дефицит и излишек государственного бюджета ( 5, с.279).

                   T, G

                                            сбалансированный

                                                                        бюджет   

                                 бюджетный Т

      дефицит                                             бюджетный

            излишек 

      Q 

                                                                                                                                                  ВНП 

    T – государственные расходы, G – налоговые поступления.

     При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем QE, бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем Q, возника- ет излишек (G<T).                                                                                                       Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Структурный дефицит - это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.[8,с.309].                                                                                                                    Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.

Информация о работе Государственный бюджет