Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Оглавление

Введение
Понятие государственного бюджета
Общие принципы построения бюджетной системы
Доходы и расходы государственного бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Виды бюджета
Источники финансирования дефицита бюджетов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

финансы 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Понятие государственного бюджета

Общие принципы построения бюджетной системы

Доходы и расходы  государственного бюджета

Суть бюджетного дефицита и профицита

Виды бюджета

Источники финансирования дефицита бюджетов

Заключение

 Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.

   Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом. 
 

Понятие государственного бюджета 

   Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

   Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

   Бюджету  принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны и, предприятиями  и населением  - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

   Содержание  этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

   Государственный  бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

        Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

  • Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;
 

     Общие принципы построения бюджетной системы 

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством  формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

     Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим  представительным органом власти, или  доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. 

     Доходы  и расходы государственного бюджета 

     Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

     При составлении проектов бюджетов, уточнении  бюджетов в ходе их исполнения, при  рассмотрении проектов бюджетов, утверждении  бюджетов:

  • определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
  • определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
  • определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
  • определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

     Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной  классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

     Доходная  часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать  дотации и субвенции, а также заемные средства.

     Порядок и условия предоставления и использования  дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

     При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

     Вместе  с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

     а) налог на добавленную стоимость;

     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

     в) налог на операции с ценными бумагами;

     г) таможенная пошлина;

     д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     ж) платежи за пользование природными ресурсами;

     з) налог на прибыль предприятий  и организаций;

     и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

     к) гербовый сбор;

     л) государственная пошлина;

     м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и  словосочетаний;

     н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

     о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Информация о работе Государственный бюджет