Государственный долг РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность государственного долга;
– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;
– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Государственный долг: теоретические основы исследования 6
1.1 Государственный долг и его особенности 6
1.2 Влияние государственного долга на экономику 11
2 Причины и последствия государственного долга в Республике Беларусь 16
2.1 Государственный долг в Беларуси……………………………..……………..16
2.2 Управление государственным долгом в Беларуси 21
3 Cпособы сокращения государственного долга в Республике Беларусь...25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Государств долг.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

Нарастание  кризисных явлений в мировой  экономике в последние годы негативно отразилось на состоянии государственных финансов многих стран. Реализация крупно-масштабных антикризисных мер, программ стимулирования экономики, спасения финансовых институтов и пр. вызвали резкое увеличение дефицитов государственных бюджетов и объемов государственного долга.

Актуальность  темы данной работы, обусловлена тем, что в настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в Республике Беларусь. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.

В экономической  литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его влиянии на развитие экономики, особенно это касается кризисных периодов развития. Значительный вклад в теорию исследования государственного долга внесли М. Боголепов, А. Вавилов, С. Глазьев, Ю. Данилов, Д. Зуев, П. Мигулин, А. Селезнев, Б. Хейфец, А. Шабалин, А. Шадрин, А. Горюнова, С. Губанова, М. Клиновой, О. Мисько, Д. Панкина, A. Радыгина, Н. Раскова, Р. Энтова, К. Юдаева, Е. Ясина. Исследованию проблем государственного долга посвящены многие работы зарубежных экономистов: Р.Алена, Р. Барро, А. Вагнера, Дж. Кейнса, Р. Коуз, Р. Масгрейва, Ф. Модельяни, Ф. Ноймарка, А. Пигу, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж.Ю. Стиглица, М.Фридмана, Дж. Хикса, А. Хансена, и др.

Объект исследования – государственный долг.

Предмет исследования – причины и последствия государственного долга.

Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:

– охарактеризовать сущность государственного долга;

– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;

– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов.

Теоретическая значимость исследования заключается  в том, что в работе представлен  комплексный анализ государственного долга в Республике Беларусь . Результаты исследования могут послужить основой для расширения научных знаний по данной теме в целом.

Практическая  значимость исследования определяется его проблематикой и полученными  результатами, которые могут применяться  при подготовке к семинарам, написании  рефератов по данной теме.

Структура  работы определена в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

         1 Государственный долг: теоретические основы исследования

1.1 Государственный долг и его особенности

Государственный долг – это и задолженность  государства по кредитным операциям, обязательства государства относительно внутренних и внешних займов, которые  остаются после отчисления погашенной их части, сумма накопленных за предыдущие годы дефицитов государственного бюджета минус его положительное сальдо.

Государственный долг возникает ввиду отсутствия у государства средств, необходимых  для выполнения его функций. Поэтому  оно вынуждено мобилизовать дополнительные средства для покрытия своих расходов. Увеличение государственного долга – источник финансирования правительственных программ. Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

«Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами» [5, с. 132]. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего, необходимо обратить внимание на его качество. Потребность в заемных  средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Государственный долг может быть следствием экономической  политики государства. Идея привлечения  займов для решения различных  социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования.

Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты  и испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических  преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Хронический дефицит текущего платежного баланса характерен для Швеции, Испании, Австралии, Новой Зеландии и других государств.

Вместе с  тем, бюджетный дефицит может  также отражать кризисные явления в экономике - неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений.

Но дефицит  может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики. Еще  Дж. М. Кейнс, исследуя взаимозависимости  между бюджетным дефицитом, государственными расходами, совокупным спросом, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.

 В этом  случае бюджетный дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Не все так  однозначно и в вопросе о займах. С одной стороны, выпуск государственных  долговых обязательств стимулирует внутренний спрос на товары и услуги, способствует росту производства, с другой - в долгосрочной перспективе для погашения задолженности государство скорее всего будет вынуждено пойти на увеличение налогового бремени или сократить расходы бюджета. Это можно наблюдать в российской экономике (хотя номинально в последние годы происходит расширение расходной базы федерального бюджета, фактически темпы роста бюджетных доходов существенно превышают темпы роста расходов бюджета).

В такой ситуации происходит перераспределение налогового бремени между нынешним и последующими поколениями, что не совсем справедливо по отношению к последним. «Огромные изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга, приведут к сокращению благосостояния населения и снижению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов» [10, с. 87].

Между бюджетным  дефицитом и государственным  долгом существует прямая зависимость. Государственные займы – главный  экономически оправданный источник покрытия бюджетных дефицитов.

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности  народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и др.

Причинами возникновения  государственного долга также является ведение войн, милитаризация страны, чрезмерное расширение экономических функций государства. Подготовка и ведение военных действий в течение длительного времени были основным фактором появления государственного долга в XX ст., особенно в его второй половине, к этому добавилась милитаризация экономики.

Вторые полвека (до начала 90-х гг.) прошло под знаком «холодной войны», которая поглотила  огромные средства, которые значительно  превышали финансовые возможности  государств. Так, объем государственного долга США во время Второй мировой  войны вырос более чем в 5 раз, а с 1940 г. по 1988 г. – почти в 50 раз.

Еще одной причиной роста государственного долга стало  практиковавшееся с 30-х гг. XX в. активное государственное регулирование  экономики, особенно проведение антициклической  политики и финансирование социальных программ. Циклические экономические спады сопровождаются, с одной стороны, сокращением налоговых поступлений, а с другой – ростом выплат в случае безработицы, на поддержку малообеспеченных слоев населения, доходы которых в настоящее время снижаются.

Так, за 1929-39 гг., на которые приходятся кризисы 1929-33 гг. и 1937-38 гг., государственный долг США вырос с 16,5 млрд. долл. до 40,4 млрд., то есть больше чем в два раза. Росту задолженности с определенной степени способствовала кейнсианская теория, которая рекомендует дефицитное финансирование как средство стимулирования экономического роста. В настоящее время подавляющее большинство государств мира имеют государственный долг из-за хронической дефицитности государственных финансов.

Размеры государственного долга определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях, причем относительные показатели исчисляются в процентах к ВНП, ВВП. Государственная внутренняя задолженность развитых стран колеблется в пределах 20-70% ВНП и демонстрирует тенденцию к росту. Если в 1929 г. государственный долг США составлял 10%, в 1980 г. – 33%, то в 1996 г. – почти 64% ВНП. Чистый государственный долг Японии в 1996 г. составил 96,2% от ВВП, 62,5% - в Германии, 120,5% – в Италии.

Государственный долг разделяют на внутренний и внешний, капитальный и текущий.

Внутренний  долг правительства страны своим  гражданам – это ситуация, когда  все «виноваты сами себе». Он не оказывает  существенного негативного влияния  на экономику, поскольку не сопровождается вывозом за границу материальных ценностей. Наиболее существенным его следствием является перераспределение доходов внутри страны.

Внешний долг –  это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он ложится  бременем на экономику, поскольку она  вынуждена отдавать товары и услуги в счет оплаты процентов и погашения долга. Кроме этого, нередко кредит предоставляют заемщику при условии внесения определенных корректив в его экономическую политику.

Капитальный государственный  долг – сумма кредитной задолженности, срок платежа по которой еще не наступил. Текущий государственный долг – это кредиты, срок платежа по которым уже наступил.

Государственные займы разделяют также на облигационные  и безоблигационные. Облигационные  займы осуществляются посредством  выпуска и продажи облигаций. На период действия облигации их держатели получают проценты. «Погашение облигаций происходит посредством их выкупа за счет государственного бюджета. Безоблигационные займы (например, у сберегательного банка или межправительственные займы) оформляются соглашением» [11, с. 207].

Традиционный  подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза в работе. Он интегрирует взгляды экономистов классическогои кеинсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий государственного долга в экономике.

В качестве положительных  последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономик в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных – вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских моделях и уменьшение экономического потенциала в классических.

Однако, нужно  сказать, что хотя займы и помогают государству решить определенные макроэкономические проблемы, рост государственного долга имеет негативные последствия. Во-первых, необходимо направлять определенную часть средств государственного бюджета на обслуживание долга.

В некоторых  странах она довольно ощутима. Так, в США в 1988 г. лишь для выплаты  процентов по государственному долгу понадобилось 154,2 млрд. долл., что равнялось 3,2% ВНП. Это требует роста налоговых поступлений, то есть увеличивает налоговое бремя на экономику, общество. В этом кроется опасность снижения стимулов для бизнеса, усиление социальной напряженности в обществе.

Информация о работе Государственный долг РБ