Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность государственного долга;
– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;
– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Государственный долг: теоретические основы исследования 6
1.1 Государственный долг и его особенности 6
1.2 Влияние государственного долга на экономику 11
2 Причины и последствия государственного долга в Республике Беларусь 16
2.1 Государственный долг в Беларуси……………………………..……………..16
2.2 Управление государственным долгом в Беларуси 21
3 Cпособы сокращения государственного долга в Республике Беларусь...25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Во-вторых, государство-заемщик увеличивает спрос на капитал, создает дополнительную конкуренцию частным фирмам, таким образом, определяя повышение ставки процента на капитал, что делает предпринимательские проекты менее выгодными и может повлечь сокращение объемов инвестирования в экономику.
В-третьих, на оплату
внешних долгов и процентов на
них государство тратит значительные
средства. Рост внешнего долга снижает
международный авторитет
С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.
«Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности» [5, с. 103].
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды макроэкономистов на эту проблему совершено различны. С одной стороны, имеет место рыночный либерализм, при котором государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику рассматривается как негативный фактор.
В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики.
По их мнению, не существует действенных краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу.
С их точки зрения,
дефицит бюджета, образовавшийся во
время кризиса и депрессии, должен
покрываться соответствующим
Однако, по мнению автора настоящего исследования, они недостаточно учитывают временной фактор цикличности экономики, когда возникает хронический характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает предпосылки к необходимости заимствований.
С другой стороны, преобладает теория о необходимости сильного государственного регулирования экономики, допускающая использование государственных заимствований. В результате проведения государством активной долговой политики многие экономисты видят в росте государственного долга две главные опасности. Одна из них — это вероятность наступления банкротства государства, вторая — опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
Например, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что, «если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, значит, оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения» [4, с. 341].
Американские же ученые К.Р. Макконел и С.Л. Брю полагали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов .
К. Маркс в своих трудах отмечал, что государственные займы являются своего рода «двигателем» для первоначального накопления капитала: «государственный долг создал акционерные общества, торговлю всевозможными ценными бумагами, биржевую игру и современную банкократию» .
Основные тезисы,
выработанные в мировой практике
в отношении регулирования
Эти положения
впервые были сформулированы
представителем неокейнсианског
Во-первых, постоянно растущий государственный долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста.
Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП.
В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.
Обобщая проведенные экономистами исследования вопросов государственного долга, следует сказать, что они легли в основу нескольких подходов к его функциям и классификации.
Так, главная функция государственного кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики и целесообразностью поддержки социально-экономической сферы. Эта функция обеспечивает формирование денежных фондов на уровнях бюджетной системы государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности.
«Регулирующая функция проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала, на производство и занятость. Используя государственный кредит в качестве регулирования экономики, государство проводит финансовую политику» [3, с. 247].
Проблема взаимозаменяемости
налогов и государственного долга
в период экономического спада проявляется,
когда имеет место и
Таким образом, государственным долгом выполняется заместительная функция. По мнению исследователей, перечисленные функции государственного долга скорее характерны для государственного бюджета, то есть функции центрального уровня государственного управления. Наконец, практическое значение контрольной функции заключается в обеспечении полноты и своевременности погашения долговых обязательств и эффективного использования заемных средств.
К государственному долгу, а точнее сказать, к государственным заимствованиям различными исследователями-экономистами применяется классификация по ряду признаков, к которым относятся валюта и место нахождения кредитора, организационно-правовой статус кредитора, способ обращения и размещения займов, срок заимствований, государственный уровень эмитента долга, форма выплата дохода, способ определения дохода, вид оформления, направления использования заимствований, характер расходов, форма и степень обеспечения долговых обязательств, обязательность выполнения, способ погашения и обслуживания, держатели государственных ценных бумаг.
Среди западных экономистов велись и ведутся активные дискуссии об оправданности дефицита бюджета в определенные периоды развития мировой экономики. Следует сказать, что одной из причин образования и роста государственного долга становились именно хронические бюджетные дефициты.
Не вдаваясь в различные теории природы бюджетного дефицита, можно обобщенно сказать, что современными экономистами его происхождение определяется следующими основными факторами.
Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы.
В зависимости
от этих факторов или их
совокупности в большинстве
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) увеличение
налоговых поступлений в
3) долговое (кредитное) финансирование.
Все три способа не лишены недостатков. Кредитно-денежная эмиссия, конечно, снижает дефицит бюджета, но создает сильное инфляционное воздействие на экономику и приводит к различного рода сбоям, поскольку дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Этот способ подвергся жесткой критике еще в начале XIX в.
«Увеличение налоговых поступлений в бюджет происходит в результате роста налоговых ставок, что означает фактически прямое или косвенное изъятие доходов у населения и частного сектора и их перераспределение. Происходит снижение стимулов и деловой активности к инвестированию, спад производства, социальные негативные последствия» [4, с. 512].
При этом если применение первых двух способов финансирования дефицита достаточно быстро приводит к нежелательным последствиям для экономики, то долговое финансирование имеет определенную длительность срока возврата долгов, который можно неоднократно продлевать, что и определяет временной промежуток от начала накопления заимствований до наступления непосредственно кризисных явлений, обусловленных неуправляемым ростом государственного долга, который ложится тяжелым бременем на экономику. Вследствие этого государство не в состоянии погашать и обслуживать свои долговые обязательств в полном объеме и в срок.
Следует отметить, что в рамках долгового способа финансирования бюджетного дефицита (основные принципы которого были сформулированы немецким экономистом А. Вагнером в конце XIX в. в «законе возрастающей государственной активности», вошедшего в состав мировой экономической науки) посредством долгового финансирования достигалось оптимальное распределение во времени инвестиционной нагрузки на государственные бюджеты.
С другой стороны,
исключалась необходимость
Данные принципы оказали существенное влияние на современный этап развития теории о роли государственного долга, поскольку они стали использоваться многими европейскими странами при планировании бюджетов. На различных стадиях развития экономики, будь то спады или подъемы, темпы роста доходов бюджета, определенные на основе налогового законодательства, выше или ниже темпов роста расходов бюджета, которые, как правило, имеют тенденцию к росту.