Негативным
последствием роста внутреннего
долга является и увеличение суммы
процентных выплат по нему.
Внешний
государственный долг Республики, как
отмечалось выше, это общая сумма
основного долга страны по внешним
государственным займам на определённый
период времени. Республика Беларусь несёт
безусловные обязательства по погашению
внешнего государственного долга.
Размер
внешнего государственного долга постоянно
меняется в результате ежегодных
операций по получению новых займов,
изменения условий их предоставления,
а также погашения ранее полученных средств,
уплаты дохода по долговым обязательствам.
Для того, чтобы государственный долг
не повышался, парламент ежегодно законом
о государственном бюджете на очередной
год устанавливает лимит внешнего долга.
В 1996–2007 гг. по плану он не превышал 2 млрд
дол. США. Фактически в указанные годы
он был значительно меньше (0, 8–1, 2 млрд.
дол. США). В 2004–2006 гг. наблюдается снижение
внешнего государственного долга страны.
В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний
государственный долг в сумме чуть больше
1 млрд. дол. США. По словам Президента страны
А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не
имела такого низкого внешнего государственного
долга.
Основными
кредиторами Беларуси в последние
годы являются Германия, США,
Россия, Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития.
Необходимо отметить, что многие страны
мира имеют довольно большие объёмы внешнего
долга. В частности, Польша имеет государственный
долг в сумме 100 млрд. дол., а США 7 трлн.
дол. (70% валового внутреннего продукта).
Важнейшими
источниками погашения внешнего
государственного долга Республики
Беларусь являются, во-первых, увеличение
экспорта продукции в зарубежные
страны и получение валютной выручки
в СКВ и, во-вторых, возврат
государственного долга Беларуси другими
странами. В частности, к таким странам
относятся Казахстан, Украина, которые
не погасили свой долг нашей стране, возникший
ещё в конце 20в. Размер их долга исчисляется
десятками миллионов долларов США.
Значительные
объёмы внутреннего и внешнего долга
вызывают необходимость управления
ими. Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов
кредиторам и погашению займов, изменению
условий уже выпущенных займов, определение
условий выпуска новых государственных
ценных бумаг.
В Республике
Беларусь управление государственным
долгом осуществляется Правительством
Республики Беларусь. Целью управления
государственным долгом является оптимизация
затрат, связанных с финансированием
дефицита государственного бюджета.
Управление
долгом местных Советов депутатов
осуществляется местными исполнительными
и распорядительными органами. В
процессе управления государственным
долгом используются различные методы
его регулирования. К основным
из них относятся:
– аннулирование
государственного долга
– рефинансирование
– конверсия
– консолидация
– унификация
– объединение нескольких займов
в один, когда облигации ранее
выпущенных займов обмениваются на облигации
нового займа. Такая мера предусматривает
уменьшение количества видов обращающихся
одновременно ценных бумаг, что упрощает
работу, а главное экономит расходы государства;
В последние
годы в управлении внешним государственным
долгом широкое распространение
получила практика реструктуризации
долга, т.е. переносам не более поздние
сроки (10 лет и более) платежей по долгу.
Государственный
долг Республики Беларусь обеспечивается
всем находящимся в республиканской
собственности имуществом и другими
активами.
По
срокам долговые обязательства
делятся на краткосрочные (до одного года),
среднесрочные (свыше одного года до пяти
лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Важной
сферой управления государственным
долгом является определение условий
выпуска новых займов. При этом
важными обстоятельствами
выступают уровень доходности ценных
бумаг для кредиторов, срок действия займов,
способ выплаты доходов. При эмиссии займов
учитывается не только достижение высокой
финансовой эффективности займов, но и
реальная конъюнктура на финансовом рынке.
Успех новый займов зависит от правильности
учёта состояния экономики, денежного
обращения, уровня доходности и сроков
действующих займов, предоставляемых
льгот и многих других факторов.
Разумное
управление государственным долгом
является важным инструментом ускорения
социально-экономического развития Республики
Беларусь.
Кроме управления государственным
долгом в законодательстве Беларуси
есть ещё два понятия: погашение
государственного долга Республики
Беларусь и обслуживание государственного
долга Республики
Беларусь.
Под погашением государственного долга
Республики Беларусь понимается уплата,
выкуп или иное изъятие из обращения долговых
обязательств Республики Беларусь в части
основного долга. Под обслуживанием государственного
долга Республики Беларусь понимается
уплата процентов или иного вознаграждения
заимодавцу, штрафов и прочих платежей
по государственным займам, за исключением
погашения государственного долга Республики
Беларусь. Платежи по погашению
и обслуживанию внешнего государственного
долга предусматриваются законом о республиканском
бюджете на очередной финансовый год.
Расходы по погашению и обслуживанию государственного
долга Республики Беларусь являются первоочередными
по отношению к другим платежам при исполнении
республиканского бюджета.
Заключение
В рамках курсовой
работы был проведен анализ современного
состояния государственного долга
Республики Беларусь, который показал
что за 2009-2011гг. наблюдается значительное
увеличение внешнего долга Республики Беларусь:
- рост за 2009г.
– 1 172,5 млн.долл. США;
- рост за 2010г.
– 1 795,8 млн.долл. США;
- рост за 2011г.
– 2 906,2 млн.долл. США.
Внешний государственный
долг Республики Беларусь по состоянию
на 1 января 2012 года составил 12 593,4 млн. долларов США при установленном
лимите на 2012 год 13 млрд. долларов США.
Основным источником
образования внешней задолженности
Беларуси являются международные кредиты,
на долю которых приходится в 2010г. –
98,6%, а в 2011г. и в 2012г. – 97,7% совокупного внешнего долга.
Однако, показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу, свидетельствуют о том, что
Республика Беларусь относится к
группе стран с низким уровнем
задолженности. Негативным моментом является
резкое снижение указанных показателей к началу 2012г.
В настоящее
время главными кредиторами Республики
Беларусь являются Германия, Международный
банк реконструкции и развития, Международный
Валютный Фонд, США, Россия.
Что касается внутреннего
государственного долга Республики
Беларусь, основным источником
его возникновения является эмиссия государственных
ценных бумаг. На их долю приходится более
60% объема внутреннего долга.
Вторым по значимости
источником являются гарантии Правительства
Республики Беларусь – около 20% объема
внутреннего долга. Третью позицию
занимают кредиты Национального банка
Республики Беларусь – 12-15%.
Для избегания
негативного влияния государственного
долга на экономику страны, необходим
постоянный и тщательный контроль,
проведение разумной политики в области управления государственным
долгом.
Основной проблемой
нашей страны в данной области
является проблема нестабильной и нечетко
проработанной законодательной
базы, регламентирующей отношение в
сфере государственного долга и
управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать
и совершенствовать законодательную базу
функционирования рынка ценных бумаг,
который является неотъемлемой частью
финансовой системы экономики любой развитой
страны и позволяет осуществлять финансирование
государственного долга наиболее целесообразным
по сравнению с эмиссией и заимствованием
средств в Национальном банке путем выпуска
государственных ценных бумаг. Необходимо
также развивать рынок частных и производных
ценных бумаг.
В целом проблемы
государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической
политики, проводимой государством. Как
следствие эффективное использование
и погашение привлеченных средств в долгосрочной
перспективе связано с увеличением экспорта
и объема ВВП, укреплением государственного
бюджета и совершенствованием бюджета
налоговой политики, четким разграничением
полномочий в области управления государственным
долгом на республиканском и местном уровнях,
стабилизацией ситуации в предпринимательском
секторе, эффективным использованием
привлекаемых ресурсов и своевременным
исполнением обязательств. Кроме того,
в построении своей системы взаимоотношений
в области регулирования и управления
госдолгом, следовало бы использовать
опыт зарубежных стран – как положительный,
так и отрицательный (для избегания ошибок).
Таким образом,
государственный долг, как и любое
значимое в жизни государства
явление, понятие неоднозначное. Тем
не менее, оно может принести экономике
весомые выгоды и стать в определенной
степени катализатором экономического
развития, но для этого требуется ответственное
и профессиональное управление им.
Следствием
непогашения государственного долга могут
быть:
Возможность банкротства
нации. То есть дефолт. Когда бумажные
деньги не подкреплены золотыми резервами,
они не более чем цветная бумага.
Истощение резервов и нарушение
внешнеэкономических договорённостей
приводит к обесцениванию национальной
валюты.
Переложение долгового
бремени на другие поколения. Собственно
это то, что происходит сейчас. Этот этап, как правило,
промежуточный.
Обязанностью государства является выполнение
своих должностных обязательств по обслуживанию
государственного долга.
Долги государства
(начиная с 1.01.2013 г., составят около 3
млрд. USD) и Национального банка, в
принципе, выплатить можно, даже если
не удастся разместить евробонды или Россия
будет тормозить остальные транши кредита
ЕврАзЭС (займы внутри страны, инфляционный
налог, порождаемый скупкой валюты за
рубли, и т. д.). В этом случае дефолта страны
не будет.
Но трудно представить,
как можно выплатить все долги в условиях падающей экономики
и осторожности инвесторов в кредитовании
белорусских предприятий и банков (последние
вообще не получили никаких кредитов в
первой половине 2012 г.).
Список использованных
источников
- Дайнеко А.Е. Экономика Беларуси в интеграционных процессах Содружества Независимых Государств: монография / А. Е. Дайнеко, Е. А. Дайнеко; [под редакцией А. Е. Дайнеко]. - Горки : БГСХА, 2010. - 418 с.
- Вольская, А. А. Возможности финансовой сферы в обеспечении экономического роста Беларуси / Вольская А. А. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь ― 2009. ― № 1. ― С. 68―79.
- Воробьев М.К. Теория финансов : учебно-методический комплекс / М. К. Воробьев, И. А. Осипов. - Минск : Издательство МИУ, 2011. - 430 с.
- Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы / С. В. Галицкая. - 2-е изд., перераб. и доп.– М. : Эксмо , 2008 - 730с.
- Кадомцева С.В. Государственные финансы / С.В. Кодомцева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 352 с.
- Ключников, А.А. Республика Беларусь и мировой финансово-экономический кризис
/ А.А. Ключников // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2010. – № 1. – С. 31–36.
- Национальная экономика в условиях глобального кризиса: пути инновационного развития: материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов экономического факультета Белорусского государственного университета, 1 марта 2010 г., Минск /Под общей редакцией Б. Н. Паньшина.
- Минск : БГУ, 2010.
- 170 с.
- Национальная экономика Беларуси / О. Н. Ерофеева и др.; под редакцией В. Н. Шимова. - Минск : БГЭУ, 2010. - 259 с.
- Приходченко О.И. Национальная экономика Беларуси : курс лекций / О. И. Приходченко. - Минск : ФУАинформ, 2009. - 446с.
- Сидоров Л.Н. Финансово-кредитная система Республики Беларусь / Л. Н. Сидоров. - Минск : РИВШ, 2011. - 184 с.
- Тао, Х. Проблема управления внешнего долга в Республике Беларусь и Китае / Х. Тао // Управление в социальных и экономических системах: М-лы ХVI международной научно-практической конференции (16-17 июня 2007 г., г. Минск) / Редкол.: Н.В. Сушат (пред.) и др.; Минский ин-т управления. – Минск : Изд-во МИУ, 2007. –С. 195-197.
- Юрик В.В., Перевоздникова М.К. О проблемах учета и регулирования внешнего долга Беларуси / В.В. Юрик // Банковский вестник, –№ 34(543) – 2011, С –24-31.
- Финансы и финансовый рынок : учебное пособие / Под общей редакцией Г. Е. Кобринского, М. К. Фисенко. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 342с.
- Финансы и кредит: учеб. Пособие / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. Ред. Л.Г. Колпиной. – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2011. – 367 с.
- Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси : учебное пособие / М. К. Фисенко. - Минск : Современная школа, 2008. - 178 с.
- Финансы и финансовый рынок / А.Д. Молокович, А.В. Егоров. – Минск: Издательство Гревцова, 2012. – 256 с.
- С начала года госдолг Беларуси увеличился на 8,1% [Электронный ресурс]– Режим доступа.– //http://www.moyby.com/news/110254/– Дата доступа: 12.07.2013
- Государственный долг Беларуси в апреле вырос еще на 3,5 трлн. BYR [Электронный ресурс]– Режим доступа.– http://select.by/content/view/5417/802/– Дата доступа: 24.06.2013
- Госдолг Беларуси на 1 марта 2012 года составил более $14,2 млрд [Электронный ресурс]– Режим доступа.– http://freesmi.by/temi/gosdolg – Дата доступа: 12.06.2013
- Внешний государственный долг Беларуси [Электронный ресурс]– Режим доступа.– http://www.belta.by/ru– Дата доступа: 19.07.2013