Государственный долг РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность государственного долга;
– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;
– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Государственный долг: теоретические основы исследования 6
1.1 Государственный долг и его особенности 6
1.2 Влияние государственного долга на экономику 11
2 Причины и последствия государственного долга в Республике Беларусь 16
2.1 Государственный долг в Беларуси……………………………..……………..16
2.2 Управление государственным долгом в Беларуси 21
3 Cпособы сокращения государственного долга в Республике Беларусь...25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Государств долг.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Управление государственным долгом в Беларуси

В 2013 году экономике  Беларуси предстоит пик платежей по многочисленным внешним заимствованиям. Причем вырастут суммы как по погашению, так и по обслуживанию внешнего долга.

Государственный долг Беларуси на 1 июня 2013 года составил 139,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению  с началом 2013 года на 10,4 трлн. рублей, или на 8,1%.

 Как поясняет  Министерство финансов, увеличение  госдолга в основном обусловлено  ростом внешней государственной  задолженности. Внешний госдолг  по состоянию на 1 июня составил 12,6 млрд. долларов США, увеличившись  с начала года на 544,6 млн. долларов США, или на 4,5% (с учетом курсовых разниц).

 В 2013 году  привлечены внешние государственные  займы на 1.285,3 млн. долларов США: 880 млн. долларов по кредиту  АКФ ЕврАзЭС; 276,7 млн. долларов  по государственному экспортному  кредиту правительства России, предоставляемому для строительства АЭС на территории Республики Беларусь; 77,2 млн. долларов США по кредитам банков КНР; 51,4 млн. долларов США по кредитам Всемирного банка.

 Погашение  внешнего госдолга с начала 2013 года составило 650,7 млн. долларов США: 527,6 млн. долларов - выполнение обязательств перед МВФ по кредиту стэнд-бай; 75 млн. долларов по кредитам правительства России; 43 млн. долларов по кредитам банков КНР; 5,1 млн. долларов по прочим внешним государственным займам.

 Внутренний  государственный долг по состоянию  на 1 июня составил 30,2 трлн. рублей, увеличившись  с начала года на 4,4 трлн. рублей, или на 16,9% (с учетом курсовых разниц).

« Как поясняет Минфин, увеличение внутреннего госдолга обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,5 млн. долларов США, или 5,1 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США» [20].

В 2013 г. платежи, связанные с обслуживанием и погашением внешнего государственного долга Беларуси, оцениваются в размере USD 3,1 млрд., что почти в 2 раза больше, чем в 2012 г. Однако правительство планировало наполовину рефинансировать внешний госдолг и, тем самым, снизить объем фактических платежей до уровня текущего года.

В предыдущем году правительство Беларуси погашает и  обслуживает долговые обязательства  своевременно и в полном объеме. Так, 12 октября 2012 года Беларусь в соответствии с графиком осуществила четвертый  платеж по основному долгу резервного кредита МВФ в размере 64,725 млн. СДР, или USD 99,750 млн. в эквиваленте . В феврале 2009 г. – октябре 2012 г. Беларусь осуществила платежи по погашению и обслуживанию кредита МВФ на общую сумму USD 602,153 млн.

Беларусь в 2013 г. должна выплатить МВФ примерно USD 1,627 млрд., а в 2014 г. – USD 1,373 млрд. Однако для фактического запуска новой программы stand by необходимо, в первую очередь, нормализовать политические отношения между Беларусью и Евросоюзом и США.

Кроме того, Беларусь должна подтвердить приверженность реализации структурных реформ в экономике, включая приватизацию государственных активов. К сожалению, в текущем году поступления от приватизации государственной собственности являются незначительными (USD 1,83 млн. за январь-август 2012 г.). В данном случае гипотетически пополнить приватизационную копилку может продажа 50% акций МТС, а также некоторых объектов государственной недвижимости.

С другой стороны, правительство Беларуси может сделать  ставку на размещение новых выпусков еврооблигаций и валютных облигаций, предназначенных для внутренних инвесторов. Это позволит правительству привлечь валютные ресурсы, выделение которых не сопровождается дополнительными условиями или политическими требованиями.

23 октября 2012 г. еврооблигации Беларуси первого выпуска с погашением 3 августа 2015 г. торговались с доходностью 8,884% (покупка) и 8,166% (продажа), второго выпуска с погашением 26 января 2018 г. – 8,883% (покупка) и 8,613% (продажа).

в 2013 году объем  ресурсов для погашения внешнего государственного долга Беларуси составит порядка 2,3 миллиардов, что в 2,6 раза больше, чем в текущем году.

Расходы по погашению  основного долга по кредитам, выданным США, ФРГ, Россией, Китаем, Венесуэлой правительству  Беларуси, в 2013 году вырастут по сравнению с текущим годом на 234,2 миллиона долларов, до 421,7 миллиона.

«Основной груз оплаты придется на погашение кредитов от международных финорганизаций. Эти платежи в 2013 возрастут по сравнению с текущим годом на 1,4 миллиарда долларов из-за необходимости погашения кредита МВФ. В целом на расчет с финансовыми организациями пойдет порядка 1,8 миллиардов» [18].

Кроме погашения  основного долга, вырастет сумма, которую  направят на обслуживание внешнего долга: плата по процентам составит 786,6 миллиона долларов, что в 1,3 раза больше, чем в  текущем году.

В пояснительной  записке к бюджету-2013, которую  составлял белорусский Минфин, говорится  о том, что значительное увеличение суммы внешнего госдолга РБ связано  с привлечением в 2012-2013 годах кредитов АКФ ЕврАзЭС, МБРР, КНР и РФ для строительства АЭС, общая сумма которых составляет 6,2 миллиарда долларов.

Встает закономерный вопрос: чем Беларусь, экономика  которой успешна чаще всего только на бумаге (иначе властям не пришлось бы привлекать ежегодно миллиарды внешних заимствований), будет рассчитываться по долгам?

Одним из инструментов рефинансирования платежей по внешнему госдолгу станут гособлигации, размещенные  на внутреннем рынке Минфином. Первый осенний выпуск валютных облигаций  ведомства (на $100 миллионов), выпущенных в октябре, выкупил «Банк БелВЭБ».

Еще один способ–  погашение долга по заимствованиям за счет новых кредитов.

Ранее об этом сообщил  министр финансов Андрей Харковец. Он рассказал, что Минфин планирует  привлечь средства Антикризисного фонда  ЕврАзЭС, а также выпустить новые еврооблигации.

Беларусь сумеет справиться с повышенными долговыми  обязательствами, и даже сможет уплатить порядка 1,5 миллиардов самостоятельно. Но только при условии проведения жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, что сбалансирует внешнюю торговлю. Еще одним вариантом, который является наименьшим злом при привлечении новых кредитов для погашения старых долгов, могло бы стать новое сотрудничество с МВФ, выдающего кредиты под низкие проценты. Но Фонд дал понять: новых кредитов Беларуси ждать не стоит. Это значит, что Беларусь будет привлекать новые кредиты по высоким ставкам, значительно усложняя себе будущее новыми долгами.

«Осознавая необходимость общего контроля процесса внешнего долгового финансирования, с целью совершенствования управления валовым внешним долгом Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь еще несколько лет назад приняли совместное постановление от 06.05.2011 № 574/12 “Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации”»[12, с. 29].

В частности, данный документ предусматривает “совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления”.

В соответствии с постановлением Совмина от 29 декабря 2012 года № 1235, которым утверждены меры по реализации закона о республиканском  бюджете, для финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году в Беларуси будут приниматься  решения о выпуске, условиях размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг.

Финансирование  расходов в 2013 году, поясняется в комментарии  к документу, будет осуществляться в пределах поступающих в республиканский  бюджет доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Отметим, что, когда принимали закон о бюджете на 2013 год, он был утвержден без дефицита.

В постановлении  сказано о недопущении превышения лимитов внутреннего государственного долга, внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, внешнего госдолга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь. Обслуживание и погашение внешнего государственного долга будут осуществляться с привлечением средств республиканского бюджета в соответствии с перечнем внешних госзаймов.

Сообщается  также, что Минфин в 2013 году заключит договоры с четырьмя банками на компенсацию  за счет средств республиканского бюджета  процентов по льготным кредитам. В  перечень вошли ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Белинвестбанк".

Договоры будут  заключаться в целях реализации в нынешнем году соответствующих  нормативных правовых актов. Они  касаются, в частности, финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для  районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Беларуси. Также это необходимо для предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, для выполнения заданий на 2013 год по строительству жилых домов и на ряд других направлений.

Постановлением  Совмина также предписано, что  республиканские органы госуправления, областные и местные исполкомы, бюджетные организации заключают  договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в пределах плановых бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи. Предусматривается предоставление бюджетных ссуд, займов, а также бюджетных кредитов областным бюджетам и бюджету г. Минска на реализацию инвестиционных проектов и программ.

Вывод:

Государственная долговая политика является отражением системы государственного управления в финансово-экономической сфере. Если такая система имеет ошибки или есть несогласованность между действиями правительства и Национального банка, это может привести к росту налогового давления и обострений в социальной сфере.

 

3 Cпособы  сокращения государственного долга в Республике Беларусь

Понятие «основной долг» – это сумма  займа, фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возращённая  им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояние финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.           Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Внутренний  государственный долг в Беларуси может выступать в виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советов Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения государственных  долговых обязательств регулируются постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств  у юридических и физических лиц  от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок  управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством  финансов Республики Беларусь ведётся  реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных  органов власти.

Местные органы власти представляют указанным  органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной  год устанавливается определённый лимит прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая  опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Информация о работе Государственный долг РБ