Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность государственного долга;
– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;
– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Государственный долг: теоретические основы исследования 6
1.1 Государственный долг и его особенности 6
1.2 Влияние государственного долга на экономику 11
2 Причины и последствия государственного долга в Республике Беларусь 16
2.1 Государственный долг в Беларуси……………………………..……………..16
2.2 Управление государственным долгом в Беларуси 21
3 Cпособы сокращения государственного долга в Республике Беларусь...25
Заключение 29
Список использованных источников 31
В 2013 году экономике Беларуси предстоит пик платежей по многочисленным внешним заимствованиям. Причем вырастут суммы как по погашению, так и по обслуживанию внешнего долга.
Государственный долг Беларуси на 1 июня 2013 года составил 139,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 10,4 трлн. рублей, или на 8,1%.
Как поясняет
Министерство финансов, увеличение
госдолга в основном
В 2013 году
привлечены внешние
Погашение внешнего госдолга с начала 2013 года составило 650,7 млн. долларов США: 527,6 млн. долларов - выполнение обязательств перед МВФ по кредиту стэнд-бай; 75 млн. долларов по кредитам правительства России; 43 млн. долларов по кредитам банков КНР; 5,1 млн. долларов по прочим внешним государственным займам.
Внутренний
государственный долг по
« Как поясняет Минфин, увеличение внутреннего госдолга обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,5 млн. долларов США, или 5,1 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США» [20].
В 2013 г. платежи, связанные с обслуживанием и погашением внешнего государственного долга Беларуси, оцениваются в размере USD 3,1 млрд., что почти в 2 раза больше, чем в 2012 г. Однако правительство планировало наполовину рефинансировать внешний госдолг и, тем самым, снизить объем фактических платежей до уровня текущего года.
В предыдущем году правительство Беларуси погашает и обслуживает долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Так, 12 октября 2012 года Беларусь в соответствии с графиком осуществила четвертый платеж по основному долгу резервного кредита МВФ в размере 64,725 млн. СДР, или USD 99,750 млн. в эквиваленте . В феврале 2009 г. – октябре 2012 г. Беларусь осуществила платежи по погашению и обслуживанию кредита МВФ на общую сумму USD 602,153 млн.
Беларусь в 2013 г. должна выплатить МВФ примерно USD 1,627 млрд., а в 2014 г. – USD 1,373 млрд. Однако для фактического запуска новой программы stand by необходимо, в первую очередь, нормализовать политические отношения между Беларусью и Евросоюзом и США.
Кроме того, Беларусь должна подтвердить приверженность реализации структурных реформ в экономике, включая приватизацию государственных активов. К сожалению, в текущем году поступления от приватизации государственной собственности являются незначительными (USD 1,83 млн. за январь-август 2012 г.). В данном случае гипотетически пополнить приватизационную копилку может продажа 50% акций МТС, а также некоторых объектов государственной недвижимости.
С другой стороны, правительство Беларуси может сделать ставку на размещение новых выпусков еврооблигаций и валютных облигаций, предназначенных для внутренних инвесторов. Это позволит правительству привлечь валютные ресурсы, выделение которых не сопровождается дополнительными условиями или политическими требованиями.
23 октября 2012 г. еврооблигации Беларуси первого выпуска с погашением 3 августа 2015 г. торговались с доходностью 8,884% (покупка) и 8,166% (продажа), второго выпуска с погашением 26 января 2018 г. – 8,883% (покупка) и 8,613% (продажа).
в 2013 году объем ресурсов для погашения внешнего государственного долга Беларуси составит порядка 2,3 миллиардов, что в 2,6 раза больше, чем в текущем году.
Расходы по погашению основного долга по кредитам, выданным США, ФРГ, Россией, Китаем, Венесуэлой правительству Беларуси, в 2013 году вырастут по сравнению с текущим годом на 234,2 миллиона долларов, до 421,7 миллиона.
«Основной груз оплаты придется на погашение кредитов от международных финорганизаций. Эти платежи в 2013 возрастут по сравнению с текущим годом на 1,4 миллиарда долларов из-за необходимости погашения кредита МВФ. В целом на расчет с финансовыми организациями пойдет порядка 1,8 миллиардов» [18].
Кроме погашения основного долга, вырастет сумма, которую направят на обслуживание внешнего долга: плата по процентам составит 786,6 миллиона долларов, что в 1,3 раза больше, чем в текущем году.
В пояснительной записке к бюджету-2013, которую составлял белорусский Минфин, говорится о том, что значительное увеличение суммы внешнего госдолга РБ связано с привлечением в 2012-2013 годах кредитов АКФ ЕврАзЭС, МБРР, КНР и РФ для строительства АЭС, общая сумма которых составляет 6,2 миллиарда долларов.
Встает закономерный вопрос: чем Беларусь, экономика которой успешна чаще всего только на бумаге (иначе властям не пришлось бы привлекать ежегодно миллиарды внешних заимствований), будет рассчитываться по долгам?
Одним из инструментов рефинансирования платежей по внешнему госдолгу станут гособлигации, размещенные на внутреннем рынке Минфином. Первый осенний выпуск валютных облигаций ведомства (на $100 миллионов), выпущенных в октябре, выкупил «Банк БелВЭБ».
Еще один способ– погашение долга по заимствованиям за счет новых кредитов.
Ранее об этом сообщил министр финансов Андрей Харковец. Он рассказал, что Минфин планирует привлечь средства Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а также выпустить новые еврооблигации.
Беларусь сумеет
справиться с повышенными долговыми
обязательствами, и даже сможет уплатить
порядка 1,5 миллиардов самостоятельно.
Но только при условии проведения
жесткой денежно-кредитной и
«Осознавая необходимость общего контроля процесса внешнего долгового финансирования, с целью совершенствования управления валовым внешним долгом Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь еще несколько лет назад приняли совместное постановление от 06.05.2011 № 574/12 “Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации”»[12, с. 29].
В частности, данный документ предусматривает “совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления”.
В соответствии с постановлением Совмина от 29 декабря 2012 года № 1235, которым утверждены меры по реализации закона о республиканском бюджете, для финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году в Беларуси будут приниматься решения о выпуске, условиях размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг.
Финансирование расходов в 2013 году, поясняется в комментарии к документу, будет осуществляться в пределах поступающих в республиканский бюджет доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Отметим, что, когда принимали закон о бюджете на 2013 год, он был утвержден без дефицита.
В постановлении
сказано о недопущении
Сообщается также, что Минфин в 2013 году заключит договоры с четырьмя банками на компенсацию за счет средств республиканского бюджета процентов по льготным кредитам. В перечень вошли ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Белинвестбанк".
Договоры будут заключаться в целях реализации в нынешнем году соответствующих нормативных правовых актов. Они касаются, в частности, финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Беларуси. Также это необходимо для предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, для выполнения заданий на 2013 год по строительству жилых домов и на ряд других направлений.
Постановлением
Совмина также предписано, что
республиканские органы госуправления,
областные и местные исполкомы,
бюджетные организации
Вывод:
Государственная долговая политика является отражением системы государственного управления в финансово-экономической сфере. Если такая система имеет ошибки или есть несогласованность между действиями правительства и Национального банка, это может привести к росту налогового давления и обострений в социальной сфере.