Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Исследования и разработки: изучена сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита, проведен анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь; рассмотрены методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Государственный долг Республики Беларусь: проблемы финансирования
Студент
ФФБД, 2-й курс, ДФД-1
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 2 табл., 1 рис., 25 источников
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЙМ
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственный долг Республики Беларусь.
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Исследования и разработки: изучена сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита, проведен анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь; рассмотрены методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________________
ZUSAMMENFASSUNG
Hausarbeit: 35 S., 2 Tab., 1 Abb., 25 Quellen
EXTERNE ÖFFENTLICHE VERSCHULDUNG, DIE WARTUNG DER ÖFFENTLICHEN SCHULDEN, DEFIZIT DES BUDGETS, STAATLICHE DARLEHEN
Das Objekt der Forschung - Wirtschaft in der Republik Belarus.
Gegenstand der Forschung - Staatsschulden der Republik Belarus.
Das Ziel der Forschung - betrachten das Wesen der Staatsverschuldung und Haushaltsdefizit der Republik Belarus, die Analyse der Dynamik und Trends.
Die Methoden der Forschung: eine vergleichende Analyse, System-Analyse, Methoden Zusammenfassung und Synthese.
Forschung und Entwicklung: untersucht das Wesen und die Instrumente der Regulierung der Staatsschulden der Republik Belarus und Haushaltsdefizit, die Analyse der Dynamik der Schulden und das Haushaltsdefizit der Republik Belarus; Methoden der Verwaltung der Staatsschuld und der Senkung des Haushaltsdefizits.
Der Autor bestätigt, dass die oben in Ihr Cash-analytische Material korrekt und Objektiv spiegelt den Zustand des untersuchten Prozesses, und alles aus der Welt der Literatur und anderen Quellen theoretische und Methodologische Positionen und Konzepte begleitet von Links auf der jeweiligen Autoren.
__________________________
(Unterschrift des Schülers)
СОДЕРЖАНИЕ
Надежная финансовая система является своеобразным стержнем в развитии и успешном осуществлении деятельности рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, которая мобилизует и распределяет сбережения общества и облегчает его ежедневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системы к экономике, которая функционирует в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Так как государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим важнейшую часть финансовых ресурсов государства, то он играет ключевую роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, пользуясь различными методами в процессе формирования и использования доходов и расходов.
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, которое обеспечивает государство для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это чаще всего через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны создаваться определенные предпосылки и соблюдаться основополагающие принципы оптимального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения в стране; наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения его участников; наличие научного аппарата и другие.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственный долг Республики Беларусь.
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Задачи исследования:
- изучить сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита;
- провести анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь;
- рассмотреть методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
При выполнении работы использовались методы: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и научная литература, периодическая печать.
Изначальной причиной появления государственного долга является дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство приходит к дефицитному финансированию.
Государственный долг – это итог финансовых заимствований государства, которые выполняются для покрытия дефицита. При экспертной оценке государственного долга сравнивают, с одной стороны, общую сумму задолженности или расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, с другой - объем ВВП, объем экспорта, расходы госбюджета и т. п. В итоге получаем соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату.
Выделяют следующие функции государственного долга:
а) фискальную, т. е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств;
б) стабилизирующую, которая предполагает воздействие государственных финансов на макроэкономические пропорции (стабилизация торгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).
Государственный долг обычно состоит из внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный долг - это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием денежных средств внутри страны (на территории Республики Беларусь), необходимых для покрытия дефицита бюджета.
Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы - расходы». Созданию государственного долга и государственным расходам предшествует не только дефицит госбюджета. Нужно еще обозначить источник заимствования денежных средств. Если это будет сектор домашних хозяйств, то там должны быть сформированы в достаточном размере денежные сбережения. Кроме того, у домашних хозяйств должен быть экономический интерес отдавать свои денежные сбережения государству (покупая его ценные бумаги), а не размещать вклады в банковской системе. Но сектор домашних хозяйств - не единственно возможный донор. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделяются:
а) кредит, полученный правительством в Центральном банке страны;
б) кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за вычетом размещенных там же депозитов (валютные резервы правительства);
в) объем продаж государственных ценных бумаг, распространяемых среди юридических лиц;
г) облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;
д) казначейские векселя и обязательства, которые используются для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, ликвидация старых внешних долгов и т. п.);
е) просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство переводит на себя, выполняя ранее выданные гарантии;
ж) вклады населения в государственном сберегательном банке (за вычетом полноценного кредитного портфеля).
Вывод: внутренний государственный долг представляет собой долг правительства перед гражданами своей страны.
Динамика долга. Еще раз подчеркнем, что главная причина образования внутреннего государственного долга - это дефицит государственного бюджета. При более детальном анализе динамики государственного долга следует обратить внимание на: а) снижение экономической эффективности национальной экономики; б) завышенные государственные расходы («жизнь не по средствам»); в) неэффективную налоговую систему страны; г) отсутствие полноценных и доступных внешних источников финансирования (особо актуально в переходный период).
Следует отметить: возникнув единожды, государственный долг может и далее увеличиваться.
Внешний государственный долг - это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т. д.
Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т. п.
Обратим внимание на то, что не только правительство страны способно создавать внешний государственный долг. Этим часто грешит и Центральный банк страны, который вынужден заимствовать валютные средства для стабилизации обменного курса национальной денежной единицы. Подчеркнем, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т. п.). Но из-за дефицита торгового баланса дополнительные финансовые проблемы у страны все же возникают.
Например, под натиском задолженности хозяйствующих субъектов в национальной банковской системе возрастает дефицит иностранной валюты. Правительство теряет возможности получить при необходимости внутренний валютный кредит. При возрастании спроса и нехватке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная валюта становится дороже, что ведет к росту государственных расходов.
Дело не только в том, что при недостатке внутренних источников государству приходится прибегать к внешним источникам финансирования. Прежде всего изменение национальных экономических условий хозяйствования (например, все те же валютные резервы) не оставляет безразличным внешний мир.
Сокращение национального производства, а затем снижение экспорта ведет к смещению в худшую сторону торгового баланса страны. Вначале это снижает валютные резервы национальной банковской системы, а затем будет сопровождается ростом внешней задолженности страны. Обслуживание внешнего долга приводит к повышению процентных ставок, что вновь задерживает развитие национального производства, так как ведет к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для притока иностранного капитала, что увеличивает внешнюю задолженность страны со всеми вытекающими последствиями.
Вывод: между внутренним и внешним государственным долгом существует тесная взаимосвязь.