Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Исследования и разработки: изучена сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита, проведен анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь; рассмотрены методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
По всем признакам, заявленные Грецией и ЕС пути выхода из долгового кризиса мало похожи на реальные. По истечении действия 2-го пакета помощи в 2014 году Греции неминуемо пригодится третий пакет. И здесь встает вопрос, готова ли будет Европа пойти на новые жертвы. Уже в ходе обсуждения второго пакета северные страны (Германия, Нидерланды, Финляндия) высказывали крайнее недовольство политикой Афин и готовы были допустить возможность классического (неуправляемого) дефолта. К 2014 году терпение кредиторов вполне может иссякнуть [2].
Объявленная реструктуризация части государственного долга Греции носит незавершенный характер: в действительности, европейцы снова купили отсрочку решения долговой проблемы. Нормальной нагрузкой для Греции в ее сегодняшнем плачевном экономическом положении были бы 50-60% ВВП, а никак не 120-130%. Напомним, что паника инвесторов и бегство из греческих облигаций возникли после того, как стало известно, что долг Греции составляет 115% ВВП (на конец 2009 г.). По общему признанию, страна была неспособна нести подобную ношу.
Последствия очередного этапа греческого и в широком смысле европейского долгового кризиса носят многоуровневый характер. В наибольшей степени греческий дефолт приводит к проблемам финансовой система самой Греции. Крупные коммерческие банки страны владеют гособлигациями на сумму более 30 млрд евро, и еще примерно такие же облигации находятся на балансе государственных социальных фондов. Поэтому приблизительно 28 млрд евро из второго пакета помощи Греции направляются на рекапитализацию греческих банков. Кроме того, отрицательное воздействие испытают крупные банки Франции и Германии. Один из них, франко-бельгийский Dexia с целью увильнуть от банкротства уже был вынужден прибегнуть к помощи государства [2].
Для России это воплотилось в снижении кредитования со стороны банков с европейским участием и увеличением оттока капитала, который составил 84 млрд долларов по итогам 2011 г., и 11 млрд долларов в январе 2012 г. (по оценке ЦБ РФ). Конечно же, немногие из этих средств являются утекшими европейскими инвестициями, значительная часть – это деньги российских или квазироссийских (оффшорных) компаний. Тем не менее, ЦБ РФ фиксировал большой рост кредитования дочерними структурами европейских банков в России своих материнских компаний.
Но, по всей видимости, тенденция оттока европейского капитала с развивающихся рынков будет носить краткосрочный характер. После проведенной с помощью государственных средств рекапитализации, а также дополнительных мер накачки финансовой системы ликвидностью, которые применяет ЕЦБ (которое все более напоминает «количественное смягчение» в США) европейские банки должны будут возобновить кредитование, а также инвестиции в страны в Россию и страны Восточной Европы. Тем самым, отток европейского капитала уже в следующем году, вероятнее всего, сменится его притоком [2].
В краткосрочной перспективе реструктуризация греческого долга и проблемы банковского сектора будут способствовать и углублению рецессии в ЕС. Для России это будет означать падением спроса на сырье и как следствие, снижением экспортной выручки. Однако данный фактор пока перечеркивается нестабильностью на Ближнем Востоке, которая толкает вверх нефтяные цены.
Несмотря на то, что европейские лидеры по-прежнему стараются сделать вид, что ничего катастрофического не произошло, греческий дефолт является важным событием, своего рода водоразделом, показывающим сравнительный упадок Европы как ведущего глобального экономического центра. Это особенно заметно на фоне продолжающегося роста новых экономических лидеров, прежде всего в Азии (Китай, Индия, страны ЮВА), а также Латинской Америке (Бразилия). Это конкретное и очевидное свидетельство слабости европейской экономической и политической модели, не способной предотвратить и остановить развитие финансового кризиса даже в такой незначительной стране как Греция [2].
Множество государственных органов Республики Беларусь в той или иной мере приниимают учавстие в регулировании рынка ценных бумаг Республики Беларусь. Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, контролируют его развитие.
Рынок государственных ценных бумаг является более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь.
Рынок государственных ценных бумаг – неотъемлемая часть любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение помогает государственному регулированию на макроэкономическом уровне.
Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:
– финансирования текущего бюджетного дефицита;
– погашения ранее размещенных займов;
– обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
– сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
– обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;
– финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
– поддержки социально значимых учреждений и организаций.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
- Министерство финансов - эмитент,
выступающий от имени
- Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) - экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг. Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь;
- инвесторы - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные лица, владеющие облигациями и обладающие избытком финансовых средств, которые они инвестируют в ценные бумаги Правительства.
Уполномоченные банки могут осуществлять продажу ценных бумаг кабинета Министров. НБ РБ осуществляется проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
С ферваля 1994 года в Республике Беларусь начал свои действия рынок государственных ценных бумаг. Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг уже 19 лет.
Благодаря расширению номенклатуры выпускаемых ценных бумаг, такой сегмент финансового рынка прогрессирует и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.
Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была предопределена:
· различными сроками обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) облигаций и условий выплаты по ним, которые ппредлагаются Министерством финансов;
· вводом нового вида аукциона - биржевого;
· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;
· участием нерезидентов;
· активизацией вторичного рынка;
· поднятием экономического сектора Республики Беларусь в целом.
Биржевой рынок государственных ценных бумаг является одним из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2013 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2012 год 11,0 млрд. долларов США.
Таблица 3.1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Внешний государственный долг Республики
Беларусь |
01.01.2012 г |
01.01.2013 г. |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Источник: [11]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Таблица 3.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2012 г. |
01.01.2013 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Источник: [11]
По состоянию на 1 октября 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 26,3 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь т.г. на 17,9 млрд. рублей. Расходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-сентябрь 2012 года составили 66,6 трлн. рублей, или 73,7 процента годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 29,6 трлн. рублей, или 74,3 процента годового плана. Расходы на общегосударственную деятельность составили 8,3 трлн. рублей (74,9 процента), на финансирование национальной экономики – 9,5 трлн. рублей (71,9 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 40,6 трлн. рублей (74,2 процента).
Профицит бюджета сектора органов государственного управления за январь – сентябрь 2012 года составил 5,5 трлн. рублей, или 2,9 процента к ВВП.
Профицит республиканского бюджета составил 2,1 трлн. рублей, или 1,1 процента к ВВП [11].
Государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2013 года составил 143,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 14,7 трлн. рублей, или на 11,4%.
Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 371,7 млн. долларов США, или на 3,1% (с учетом курсовых разниц).
Государственный долг Республики Беларусь на 1 ноября 2013 года составил 144,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 15,9 трлн. рублей, или на 12,3%.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2013 года составил 12,2 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 144,6 млн. долларов США, или на 1,2% (с учетом курсовых разниц).
Внутренний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2013 года составил 32,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,9 трлн. рублей, или на 26,6% (с учетом курсовых разниц).
В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму 1 602,1 млн. долларов США:
Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 года составило 1 181,1 млн. долларов США:
Внутренний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 32,2 трлн. Рублей, что по сравнению с началом года больше на 6,3 трлн. рублей, или на 24,5% (с учетом курсовых разниц).