Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Исследования и разработки: изучена сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита, проведен анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь; рассмотрены методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 725,3 млн. долларов США, или 6,3 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.
Структура счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь за 2008–2012 годы представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Структура счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь за 2008–2012 годы
Источник: [14]
Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 года составило 0,8 трлн. рублей.
За 2012 год сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 1,8 млрд. долларов США (за 2011 год дефицит составлял 5 млрд. долларов).
Сложившийся дефицит счета текущих операций вызван превышением отрицательного сальдо первичных и вторичных доходов (1,5 млрд. долларов и 3,2 млрд. долларов соответственно) над положительным сальдо по товарам и услугам.
Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось в размере 2,9 млрд. долларов(4,6 % ВВП), за2011 год дефицит составлял 1,2 млрд. долларов (2 % ВВП).
За 2012 год по сравнению с 2011 годом экспорт товаров и услуг увеличился на 11,2 %, достиг уровня51,8 млрд. долларов(81,9 % от ВВП).
Импорт товаров и услуг вырос незначительно (прирост на 2,3 %) и сложился в размере 48,8 млрд. долларов(77,3 % от ВВП).
Внешнеторговый оборот товаров и услуг за 2012 год составил100,6 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2011 годом на 6,7 %.
Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 106 % (за 2011 год– 97,5 %).
3.3 Направления совершенствования
политики управления
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Инфляционные процессы и девальвация национальной валюты оказали значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств. В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга. Бюджет января-сентября 2012 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 21,8 трлн. рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 57,7% (в реальном выражении – на 15,9%), здравоохранение – на 51,3% (в реальном выражении – на 11,3%).
Довольно значительны возможности внешних заимствований белорусских предприятий для реализации собственных проектов, но данные кредиты только увеличивают внешний долг страны.
В принципе, Беларусь может получить средства от МВФ, но подобное финансирование сопровождается выставлением ряда условий, которые, похоже, для руководства Беларуси являются неприемлемыми.
Разумеется, самым эффективным способом погашения внешней задолженности были бы доходы от внешней торговли. Собственно, на это правительство и делает ставку. Тут есть определенные успехи – в сентябре 2012 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило всего минус $109,8 млн (в августе – минус $120,7 млн). Правда, Беларусь не доплачивала Газпрому за покупаемый газ.
В то же время, сальдо по внешней торговле услугами в Беларуси положительное, и в среднем за январь-сентябрь 2011 года составляло $174 млн.
Таким образом, если в 2012 году сложившееся соотношение между сальдо внешней торговли услугами и товарами удалось бы сохранить, то это дало бы суммарное сальдо по итогам года в несколько сотен миллионов долларов (с учетом недоплаты за газ).
Но в 2012 году Беларусь получит подарок от российского Газпрома в виде снижения цены газа, что должно сэкономить стране около $2 млрд за год. То есть, есть надежда выйти на положительное сальдо внешней торговли в размере около $2 млрд. Правительство ожидает положительное сальдо внешней торговли в размере $1,3–1,5 млрд.
Но тут не все просто, надо иметь в виду, что наблюдаемое улучшение внешней торговли вызвано резким падением средней зарплаты населения в долларовом и реальном выражениях, а также снижением ВВП.
То есть если «заморозить» уровень жизни и ВВП, то за счет доходов от внешней торговли, пожалуй, удалось бы постепенно рассчитаться с долгами. Но это маловероятно, так как социальное напряжение в обществе довольно велико.
Поэтому можно ожидать, что постепенно, по мере приближения к следующим выборам президента, государство будет стремиться обеспечить рост ВВП и подъем жизненного уровня населения, что ухудшит состояние внешней торговли страны и не позволит использовать доходы от экспорта для расчетов по внешнему долгу.
Теоретически, конечно, можно предположить, что ситуация в экономике Беларуси улучшится настолько, что доходы от экспорта позволят и жизненный уровень населения увеличить, и с долгами рассчитаться. Но это могло бы произойти в том случае, если бы в Беларуси осуществлялось серьезное реформирование экономики, чего руководство страны делать не собирается.
На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов. Последние несколько лет он отражается со значительным профицитом, что в полной мере позволяло выполнять различные государственные программы, оказывать значительную поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно служило сдерживающим фактором для развития национальной экономики.
Вывод: Государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2013 года составил 143,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 14,7 трлн. рублей, или на 11,4%.
Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности.
Для мониторинга, анализа и контроля состояния всего национального внешнего долга, минимизации рисков, которые связаны с ним, разумно разработать соответствующую систему показателей и их пороговых значений, которая могла бы вовремя давать сигнал о нарастании кризисных явлений в указанной сфере и необходимости принятия соответствующих мер для устранение негативных тенденций.
Для каждого государства одним из важнейших элементов деннежно-кредитной и валютной политики является привлечение и использование зарубежных кредитов и займов. По степени влияния на финансово-экономическое состояние стран-заемщиков внешний долг—это сложное и противоречивое понятие.
С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран уже много раз становились причиной обострения мировых долговых отношений за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности.
Во многих странах решение задач в этой сфере заключено в рамки отдельного направления государственной политики, именуемого управлением внешним долгом. Ключевая цель управления государственным долгом —удовлетворение потребностей правительства в финансировании и выполнении его обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска.
Эффективная система управления внешним долгом, которая действует во многих зарубежных странах, обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет им экономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте.
В современной экономической теории государственный долг определяется как сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Природа образования бюджетных дефицитов неразрывно связана с понятием цикличности в экономической сфере. В период экономических кризисов и депрессий бюджетные дефициты достигают максимальных размеров, когда наблюдается наибольшее снижение производства и поступлений в государственный бюджет. Так как дефицит государственного бюджета может покрываться из двух источников (внешних и внутренних), то внешний долг — это долг государства перед нерезидентами. Таким образом, государственный долг тесно связан с понятием дефицита государственного бюджета.
Размеры государственного долга неуклонно увеличиваются, если бюджетный дефицит сохраняется на протяжении продолжительного периода времени. В таком случае расходы на обслуживание долга становятся одной из первоочередных статей государственного бюджета и, в конце концов, причиной дефицита государственного бюджета, замыкая образовавшийся круг: дефицит государственного бюджета — рост государственного долга — дефицит государственного бюджета [20].
Важнейшими факторами для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны, как свидетельствует международный опыт, являются проведение взвешенной политики заимствований и своевременное принятие необходимых мер для усиления потенциала государства в области управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора.
В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга входят:
— кредиты и займы государства или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;
— рыночные ценные бумаги, которые выпускает государство или его уполномоченные органы на международные рынки капитала;
— гарантии и другие косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.
Вместе с тем законодательство каждой отдельной страны по-своему толкует этот термин. В одних странах классифицирующим признаком для государственных заимствований на внешние и внутренние, является валюта, в которой выражаются заимствования, в других странах — принадлежность источника заимствования по отношению к стране-заемщику.[21]
Факторы, которые влияют на состояние долга, делятся на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). При этом к внутренним факторам, как правило, причисляют такие факторы, как модель управления долгом в отдельной стране, макро- и микро экономическая политика государства. К внешним относятся факторы, находящиеся за пределом возможного контроля со стороны стран-должников: условия торговли, монетарная политика стран-кредиторов, общее состояние мировой экономики, военные конфликты и политическая ситуация в регионе.
В идеальной модели привлеченные ресурсы должны быть направлены на увеличение финансовых ресурсов в будущем, размер которых будет достаточным для обслуживания и выплат основной суммы долга вовремя. Достижение этой цели во многом зависит от следующих трех условий.
Первое представляет собой зависимость между предельной продуктивностью занимаемых ресурсов и процентом по займу. Если данная зависимость будет положительной, то удастся избежать проблем, которые связанны с обслуживанием долга. В противном случае заемщик будет вынужден обращаться к заимствованиям снова, увеличивая их общий объем.
Второе условие относится к внутренним сбережениям. Внешние заимствования могут использоваться для замещения дефицита внутренних сбережений с целью поддержания заданных темпов роста экономики. В данном случае основным показателем является коэффициент внутренних сбережений. Коэффициент будет расти, если текущая предельная склонность к сбережениям будет превосходить усредненную склонность к сбережениям за предыдущий период, что в свою очередь отражает весьма благоприятные условия для обслуживания долга в будущем.
Третьим индикатором, отражающим состояние внешнего долга, является сальдо баланса по внешнеторговым операциям. К усложнению долговой проблемы, как правило, приводит ухудшение условий торговли для страны-заемщика [22].
Многие страны имеют свои стратегии заимствования на внешних и внутренних рынках и планы по укреплению потенциала в области управления долгом. Эти потребности определяются степенью развития внутреннего рынка капитала, особенностями валютного режима, качеством макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно- правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления долгом.
Принятие Правительством, Национальным банком и уполномоченными органами Беларуси комплекса мер по обеспечению должного уровня эономической безопасности страны, а также по созданию условий для развития внутреннего рынка долговых инструментов обусловлено высокой степенью открытости экономики Республики Беларусь, а также необходимостью формирования полноценного внутреннего финансового рынка.
Вывод: в соответствии с законодательством, внешний государственный долг Беларуси — это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный момент времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а так же заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга. При этом ответственность за возврат таких займов несет Министерство финансов. Кроме того, существует долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков) и долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом.
Таким образом, суммарный внешний долг характеризуется государственным внешним долгом и внешним долгом субъектов хозяйствования.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.