Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность государственного долга и дефицита бюджета Республики Беларусь, провести анализ динамики и тенденций их развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
Исследования и разработки: изучена сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь и бюджетного дефицита, проведен анализ динамики долга и бюджетного дефицита Республики Беларусь; рассмотрены методы управления государственным долгом и снижению бюджетного дефицита.
2.2 Государственный долг в Российской Федерации
На 1 декабря 2012 года внешний государственный долг Российской Федерации достиг 545,3 млрд. долл. США. Начиная с 1999 г. расходы на финансирование и обслуживание внешнего долга скапливают примерно 5,6% от ВВП России. Это соизмеримо с долей в ВВП всего федерального бюджета. По характеристикам ведущих российских экономистов, в момент времени до 2013 года выплаты по обслуживанию и погашению только государственного внешнего долга сконцентрируют ежегодно 12-17 млрд. долл. В согласовании с международными договорами в ближайший период времени России является необходимым выплатить 70% суммы основного долга и приблизительно на ту же сумму проценты, т.е. в общей сложности 330 млрд. долл.
По установленному трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., государственный долг должен был ограничиваться 2,5% от ВВП. Но вследствие падения цен на нефть бюджет России получился дефицитным.
Расходы каждого года на обслуживание государственного внешнего долга составляют: в 2007 году - 10,9 млрд. долларов, в том числе проценты - 5,9; в 2009 году - соответственно 14,0 и 5,8; в 2010 году - 14,07 и 7,23 2010 - 12.67 и 6.3 млрд. долларов, на 2011 сумма составила 14,35 и 7,45 млрд. долл. Таким образом, на покрытие процентных расходов неоходимо от четверти до почти трети доходов федерального бюджета. Причем рост платежей по внешнему долгу осуществляется по монотонной экспоненте, а это чревато негативными последствиями для экономического развития, так как заметно сокращаются внутренние источники инвестиций.
29 апреля 2011 года Внешэкономбанк
по поручению Минфина РФ
В том числе перечислено $36 млн 250 тыс. в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2015 году, выпущенным на сумму $2 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Еще $87 млн 500 тыс. были направлены в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2020 году, выпущенным на сумму $3,5 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Внешние задолженности банковской системы за первые 3 месяца текущего года увеличились со $144,225 млрд до $148,024 млрд.
Внешние долги нефинансовых предприятий увеличились с $297,868 млрд до $309,842 млрд. Из этой суммы $70,353 млрд - это долговые обязательства перед прямыми инвесторами, $221,95 млрд - кредиты, $11,051 млрд - долговые ценные бумаги, $2,271 млрд - задолженность по финансовому лизингу.
Однако внешний долг органов государственного управления за I квартал текущего года сократился с $34,525 млрд до $33,975 млрд, в том числе федеральных органов управления - с $32,166 млрд до $31,455 млрд.
Долг бывшего СССР сократился за январь-март 2011 года с $2,9 млрд до $2,786 млрд. В структуре бывшего союзного долга $1,122 млрд составляла задолженность перед бывшими социалистическими странами. В 2011 году ликвидирование внешнего долга распределено по кварталам весьма равномерно: на первый квартал приходится 37,7 миллиарда долларов, в том числе 32,3 миллиарда долларов - основной долг и 5,4 миллиарда долларов - проценты. Во втором квартале предстоит покрыть внешний долг на 30 миллиардов долларов (25,3 миллиарда долларов и 4,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 26,6 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 4,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 34,3 миллиарда долларов (30,3 миллиарда долларов и 4,1 миллиарда долларов). В 2012 году максимальный размер выплат выпадет на последний квартал. В первом квартале предстоит покрыть 16,2 миллиарда долларов внешнего долга (11,8 миллиарда долларов - основной долг и 4,4 миллиарда долларов - проценты), во втором квартале - 17,6 миллиарда долларов (13,95 миллиарда долларов и 3,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 13,1 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов и 3,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 25,2 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 3,5 миллиарда долларов).
В марте 2012 года европейский долговой кризис, который начался весной 2010 года, вступил в свою решающую фазу. Невзирая на гигантские усилия, которые за предшествующие два года прилагал Евросоюз, европейцам не получилось уклониться от нежелательного сценария – реструктуризации долга Греции. Для России это проявится продолжающимся оттоком капитала европейских банков, вынужденных латать дыры в собственных балансах, выводя активы из развивающихся рынков (в прошлом году отток составил рекордные 84 млрд долларов). Кроме того, греческий дефолт повергнет к увеличкнию масштабов рецессии в европейской экономике, что неизбежно затронет и Россию – главного поставщика сырья и энергоносителей в Европу. На первый взгляд, правда, на руку нам играет конфликт Запада с Ираном, который способствует росту цен на нефть.
Реструктуризация греческого долга будет проводиться в форме «добровольного» (а по сути, принудительного) обмена облигаций, которые находятся на руках у частных кредиторов, на другие бумаги меньшей стоимости и с меньшими процентными выплатами. Это будет так называемый упорядоченный дефолт, в ходе которого номинальная стоимость долга Греции должна уменьшиться на 53,5% (70% с учетом сниженных процентных выплат), т.е. приблизительно на 100 млрд евро. Операцию обмена облигаций планируется довести до конца до 20 марта, когда Греции предстоит крупная выплата кредиторам.
27 февраля 2012 г. рейтинговое агентство S&P снизило кредитный рейтинг Греции до SD (селективный дефолт). Тем самым она стала лидирующей страной не только в еврозоне, но также в ЕС, Европе и мире, допустившей суверенный дефолт с начала глобального финансового кризиса 2008 года. Это серьезный, если не сказать сокрушительный удар по престижу Евросоюза и евро. Два года гигантских усилий были потрачены впустую, под вопрос поставлена способность и умение европейских лидеров справляться с крупными экономическими задачами, ведь ЕС долгое время позиционировал себя в качестве глобальной экономической державы, сильной стороной которой считается стабильное и процветающее развитие, высокий уровень жизни населения. Но линия на останавливание финансового кризиса путем накачки перегруженных долгами стран путем дополнительных финансовых вливаний оказалась ошибочной и провальной.
Как отмечает агентство Reuters, принятые в ходе саммита еврогруппы 20-21 февраля решения (о выделении Греции 2-го пакета финансовой помощи на 130 млрд евро) «оставляют глубокие сомнения по поводу способности Греции восстановиться и обойти дефолт в долгосрочной перспективе» (имея в ввиду дефолт в его классическом, «неуправляемом» виде). Такого же мнения придерживается и рейтинговое агентство Moody`s. Оно отметило, что «долговое бремя Греции будет оставаться значительным на многие годы, и страна вряд ли сможет получить доступ к частному рынку капитала после истечения второй программы финансовой помощи (в 2014 году)».
На самом деле, греческая долговая проблема не решена. В этом смысле февральские решения еврогруппы напоминают более ранние постановления июльского саммита еврозоны, полагавшие ликвидацию греческого долга перед частными инвесторами в размере 20%. Как и следовало ожидать, такой меры было недостаточно.
Общая сумма долговых обязательств, которая проходит процедуру реструктуризации, сосредотачивает около 200 млрд евро, при том, что весь госдолг Греции – более 360 млрд. Остальной частью греческих обязательств выступают кредиты ЕС и МВФ (первый пакет финпомощи – 110 млрд евро), около 50 млрд находится на балансе ЕЦБ, и более 13 млрд – у национального банка Греции. Даже после осуществленной реструктуризации совокупный долг сосредоточит более 250 млрд (137% ВВП), что также делает Грецию несостоятельной.
Самой большой проблемой грядущей реструктуризации является, с позволения сказать, меркантильная позиция Европейского центробанка. Руководство банка не считает нужным принимать убытки на свой баланс и, воспользовавшись своим финансовым и политическим весом, уклонилось от участия в обмене облигаций. Свойственно, что президент банка Марио Драги был в числе наиболее оптимистичных комментаторов по поводу сделки и называ ее «очень хорошим соглашением». Роль ЕЦБ ограничилась лишь обязательством перечислить в пользу Греции причитающиеся ему процентные выплаты по облигациям. Как считала еврогруппа, такая операция может способствовать сокращению госдолга Греции на 1,8% ВВП к 2020 г, что ничтожно мало, особенно вовлекая во внимание тот факт, что банк на сегодняшний день владеет облигациями на сумму примерно в 27% ВВП.
Действия правительства Греции по снижению дефицита бюджета до сих пор были совершенно недостаточны. С большим трудом принятое накануне февральского саммита еврогруппы решение о сокращении на 3,3 млрд евро в год, которое позиционировались как какое-то колоссальное достижение, составляет незначительные 1,8% ВВП страны, что находится в границах статистической погрешности (вспомним греческую статистику). Любое снижение ВВП ниже запланированного уровня будет вести к фактическому аннулированию смысла такой меры и продолжению роста общей долговой нагрузки. При этом следует отметить, что обвал по итогам 2011 г. составил почти 7%, вместо ранее запланированных 2,8%. Европейцы не утаивают, что Афинам вскоре будут необходимы новые усилия по бюджетной консолидации, но у многих экспертов под большим вопросом способность и желание греческих властей реализовать их.
Согласно официальному прогнозу ЕС и МВФ, который представляет неукоснительное выполнение греками всех предписанных мер бюджетной консолидации, приватизации и реформ (к которым пока толком и не приступали), госдолг страны должен составить 120,5% ВВП к 2020 году. Однако официально ожидается и возможность более худшего сценария, по которому долг составит 160% ВВП, тем самым вернувшись в ситуацию 2011 года.