Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить специфику государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность государственного долга;
– обозначить влияние государственного долга на развитие экономики ;
– определить особенности государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Государственный долг: теоретические основы исследования 6
1.1 Государственный долг и его особенности 6
1.2 Влияние государственного долга на экономику 11
2 Причины и последствия государственного долга в Республике Беларусь 16
2.1 Государственный долг в Беларуси……………………………..……………..16
2.2 Управление государственным долгом в Беларуси 21
3 Cпособы сокращения государственного долга в Республике Беларусь...25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Поэтому «необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе для своих нужд вытекает из противоречий между размером потребностей и возможностью государства удовлетворить эти потребности за счет доходов бюджета» [16, с. 92].
Активное использование этого способа финансирования обусловлено рядом факторов, на которых следует кратко остановиться. Так, например, большинство населения до конца не понимает, что рост государственного долга сегодня связан с усилением налогового бремени в будущем.
При этом политики
под давлением населения
С другой стороны, учитывая возраст и работоспособную продолжительность жизни, население одобряет кредитное финансирование расходов, которые запланированы как дефицитные. Таким образом, с помощью кредитного финансирования государственных расходов правительство решает проблемы развития экономики, которые иначе просто недостижимы, или при попытке использования других методов финансирования дефицита бюджета несет значительные издержки.
Ряд отечественных
экономистов также придерживает
Вывод:
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Достаточно простым и понятным индикатором влияния финансового кризиса для граждан той или иной страны являются изменения, происходящие с их национальной валютой.
Так, резкая девальвация свидетельствует о допущенных просчетах власти в финансово-денежной политике и существенно усиливает долговую нагрузку на государственный бюджет.
С такой проблемой в начале кризиса столкнулась Беларусь. Эта страна в 2007 году по сравнению с 2006 годом получила прирост государственного долга в 82,6%.
По заключению западных и белорусских аналитических институтов резкое увеличение внешнего долга Беларуси привело к приближению к предельным показателям экономической безопасности.
На 1 января 2012 года валовой внешний долг эстраны составил 34 миллиарда долларов, или 62,3% от ВВП.
Основным фактором роста внешнего долга Беларуси в 2007-2011 годах были государственные заимствования. С января 2007 по январь 2012 года государственный долг Беларуси вырос в 21 раз и составил 12,4 миллиарда долларов.
Существенными испытанием для государственного бюджета будут 2012 -2014 годы.В течение этого периода по государственному долгу будет необходимо уплатить 7,8 миллиарда долларов. Эта проблема обостряется незначительным объемом золотовалютных резервов Национального банка, т.е. необходимо будет искать новые долговые ресурсы.
А здесь проблемой могут стать ограничения, связанные с долговым кризисом в Европе и низким доверием к белорусской бюджетно-финансовой системе.
Главной причиной сложного периода в истории этого государства является система государственного управления: административное ценообразование, низкая эффективность структурных реформ и принципы распределения ресурсов.
«Доминирующее положение в финансовом секторе занимают государственные банки, которые финансируют крупные государственные предприятия по льготным программам и имеют непрозрачную или искаженную отчетность» [16, с. 163].
По своей сути такие операции квазифискальные и требуют значительных ресурсов для их финансирования.
Попытки сохранить фиксированный обменный курс привели к резкой девальвации национальной валюты и ускорению инфляции. Неспособность взять под контроль ситуацию на валютном рынке стала причиной для появления неофициального рынка обмена валюты.
В 2011 году официальный обменный курс был ослаблен с 3000 до 5000 белорусских рублей, а на теневом рынке курс опустился до 9000 белорусских рублей за доллар.
Резкая девальвация в 2007 и 2011 годах привела к скачку государственного долга, выраженного в национальной валюте.
Таблица 2.1. – Внешний государственный долг
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 | |
Внешний государственный долг |
7 891,4 |
9 687,2 |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством РБ) |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства РБ |
112,6 |
201,0 |
Примечание – Источник: [ 12, с.27, таблица 3]
Сегодня Беларусь в финансовой сфере существенно зависит от России, ожидая скидки в ценах на нефть и газ, покупку белорусских активов и новые займы. При этом по политическим причинам Беларусь пока не может рассчитывать на значительную финансовую помощь от Европейского Союза и США.
С другой стороны Беларусь в рамках программы сотрудничества с МВФ "стенд бай" в период острого кризиса в 2009 году получила около 2,2 миллиарда долларов. Эта кредитная программа имела небольшой срок, который составил всего 15 месяцев.
«Слабая эффективность реформ после начала мирового финансового кризиса и первый удар по белорусской экономике привели ко второму экономическому потрясению в 2011 году» [17].
Обычно при обсуждении проблемы государственного долга Беларуси принято обращать внимание только на непосредственный долг правительства, а размер предоставленных им гарантий по долгам предприятий не рассматривается. Однако величина подобных гарантий в настоящее время уже настолько велика, что расходы бюджета на их выполнение могут оказаться значительными.
Так, по данным
Министерства финансов РБ, в августе
2012 года величина внутреннего долга,
гарантированного правительством Беларуси,
выросла на 2 трлн. BYR (10,4%), достигнув
на 1 сентября 2012 года 20,63 трлн. BYR. Увеличение
данного долга в августе
При этом внешний долг, гарантированный правительством РБ, в августе 2012 года вырос на 0,16 трлн. и составил 14,02 трлн. BYR.
В то же время государственный долг РБ в целом на 1 сентября 2012 года составил 119,6 трлн. BYR. Таким образом, гарантии правительства Беларуси по долгам предприятий на эту дату оказались равными 29% от его прямого долга. То есть расходы правительства на выполнение гарантий могут оказаться значительными, особенно если в экономике Беларуси возникнут какие-либо проблемы. Значит, гарантии стали дополнительным фактором риска.
Увеличение долга, гарантированного правительством, является негативной тенденцией, так как означает, что правительство фактически пытается обойти ограничение в отношении государственных инвестиций, вызванное снижением кредитной эмиссии Национального банка. Это будет препятствовать стабилизации финансового рынка Беларуси.
В последнем
официальном сообщении
Внутренний государственный долг Беларуси с начала 2012 года увеличился на 45,6 млрд. BYR и достиг на 1 сентября 17,9 трлн. BYR. Увеличение внутреннего государственного долга, было обусловлено ослаблением курса белорусского рубля.
Кроме долга
правительства и его
«Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, находящихся в обращении на 1 июля 2012 года, составил 7,387 трлн. BYR, снизившись за год на 10,8%. Большая часть данных ценных бумаг - на 4,136 трлн. BYR - находилась в собственности банков» [19].
Всего на рынке ценных бумаг Беларуси на 1 сентября 2012 года обращались облигации 29 органов местной власти. В первую очередь это, конечно, облигации облисполкомов и Мингорисполкома.
Лидером по выпуску облигаций оказался Гродненский облисполком, у которого на 1 сентября 2012 года в обращении находилось облигаций на 1,58 трлн. BYR.
Муниципальные
облигации в основном были выпущены
в 2009-2010 годах, то есть еще до того, как
местные бюджеты стали
Облигации в основном выпускались в белорусских рублях, и с учетом падения курса рубля к доллару США в 2011 году выпуск облигаций для местных органов власти оказался очень удачным проектом - их долг после девальвации обесценился почти в 3 раза. Несмотря на сокращение задолженности органов местной власти, правительство решило ввести дополнительный контроль над ней.
Государственный долг Беларуси на 1 июня 2013 года составил 139,2 трлн. рублей или около 16 млрд долларов.
Госдолг увеличился по сравнению с началом 2013 года на 10,4 трлн. рублей, или на 8,1%. Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности, сообщает пресс-служба Минфина.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 июня 2013 года составил 12,6 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 544,6 млн. долларов США, или на 4,5% (с учетом курсовых разниц).
В 2013 году привлечены
внешние государственные займы
на сумму 1 285,3 млн. долларов США: 880,0 млн.
долларов США по кредиту АКФ ЕврАзЭС;
276,7 млн. долларов США по государственному
экспортному кредиту
Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 года составило 650,7 млн. долларов США: 527,6 млн. долларов США - выполнение обязательств перед МВФ по кредиту «стэнд-бай»; 75,0 млн. долларов США по кредитам правительства Российской Федерации; 43,0 млн. долларов США по кредитам банков КНР; 5,1 млн. долларов США по прочим внешним государственным займам.
Внутренний государственный долг по состоянию на 1 июня 2013 года составил 30,2 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 4,4 трлн. рублей, или на 16,9% (с учетом курсовых разниц).
«Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,5 млн. долларов США, или 5,1 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.» [20]
Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 года составило 0,8 трлн. рублей.
Обслуживание валового внешнего долга в январе-марте 2013 года обошлось Беларуси в 1 млрд. 635 млн. долларов. Это составило 11,5% ВВП или 14,9% экспорта товаров и услуг. Выплаты по основному долгу составили 1 млрд. 301,2 млн. долларов, платежи по процентам — 333,8 млн. долларов. В октябре прошлого года он составлял 32,5 миллиардов долларов.
На обслуживание внешнего госдолга потрачено 491,8 млн. долларов. Из этой суммы 334,9 млн. долларов ушло на погашение основного долга, 156,9 млн. — на выплаты процентов.
В целом, по данным Нацбанка, валовой внешний долг страны вырос на 0,8% с начала года — с 34 млрд. 183,7 млн. долларов на 1 января до 34 млрд. 466 млн. долларов на 1 апреля. По отношению к ВВП текущая сумма долга составила 53,4%. При этом внешний долг органов государственного управления на 1 апреля 2013 года составил 12 млрд. 717 млн. долларов (19,7% к ВВП), увеличившись на 1,2% за первый квартал. Долг органов денежно-кредитного регулирования, напротив, снизился с 438,9 млн. долларов с начала года до 227,2 млн. долларов, или на 48,2%.
Внешний долг белорусских банков в первом квартале 2013 года вырос на 176,5 млн. долларов, или на 2,8%, до 6 млрд. 383,4 млн. на начало апреля.
Валовой внешний долг других секторов с начала года увеличился на 0,5% и составил 13 млрд. 903,8 млн. долларов на 1 апреля 2013 года. В расчете на душу населения внешний долг вырос на 30,6 доллара с начала года и составил 3.643 доллара.
Валовой внешний долг Беларуси представляет собой не выплаченную сумму фактических текущих и не обусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами. Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.