Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, контрольная работа
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [1].
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2009) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году [14].
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
2 897,8
3 508,9
4 828,0
5 536,5
6 048,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
2 728,7
3 397,8
4 717,6
5 268,4
5 751,3
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
6 253,1
6 109,1
5 829,4
5 888,3
5 864,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
6 033,1
5 838,1
5 558,4
5 602,7
5 579,2
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
500,1
479,1
502,8
558,2
617,7
Дефицит (-)/профицит (+), всего
2 012,1
-3 737,8
-3 294,3
-2 183,5
-1 732,5
%% к ВВП
4,8
-9,6
-7,6
-4,5
-3,2
Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении которых принимаются расходные обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов (таблица 3):
Таблица 3. Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации
Показатели
2008
2009
2010
2011
2012
Доходы до перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет
57,4
54,3
50,9
48,4
48,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
31,4
34,1
32,1
30,1
29,3
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
10,2
10,7
15,9
21,3
21,6
в т.ч. Пенсионный фонд РФ
6,2
7,5
12,7
17,1
17,3
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
1,0
0,9
1,1
0,2
0,4
Доходы после перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет
40,5
25,5
23,5
27,3
28,4
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
38,3
46,0
40,3
36,6
34,6
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
20,1
27,6
35,1
36,0
36,6
в т.ч. Пенсионный фонд РФ
17,2
23,3
31,2
31,0
31,5
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
3,3
3,9
3,7
3,6
3,7
Доля межбюджетных трансфертов в доходах, %
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
18,2
25,9
20,4
17,6
15,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
49,1
61,2
54,6
40,8
40,9
в т.ч. Пенсионный фонд РФ
59,3
67,6
59,3
44,9
45,2
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
68,9
76,2
71,5
95,1
90,4
Расходы (без учета трансфертов, перечисляемых в другие бюджеты бюджетной системы), % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет
34,6
39,7
36,4
35,0
34,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
42,6
36,3
32,8
31,9
30,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
19,3
21,1
27,8
30,0
31,4
в т.ч. Пенсионный фонд РФ
18,8
18,5
25,2
27,2
28,5
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
3,5
3,0
3,0
3,2
3,4
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями [6].
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации [6].
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 4):
Таблица 4. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель
Отчет
2009*
Прогноз
2005
2006
2007
2008
2010
2011
2012
Доходы, млрд. руб.
5127,2
6278,9
7781,1
9 275,9
6 713,8
6 950,0
7 455,7
8 069,6
%% к ВВП
23,7
23,3
23,5
22,3
17,2
16,1
15,5
15,0
Расходы, млрд. руб.
3514,3
4284,8
5986,6
7570,9
9 931,4
9 886,9
9 389,8
9 681,0
%% к ВВП
16,3
15,9
18,1
18,2
25,5
22,9
19,5
18,0
Дефицит/профицит, млрд. руб.
1 612,9
1 994,1
1 794,6
1 705,1
-3 217,6
-2 936,9
-1 934,1
-1 611,4
%% к ВВП
7,5
7,4
5,4
4,1
-8,3
-6,8
-4,0
-3,0
* Здесь и далее данные по 2009 году: ожидаемое исполнение с учетом проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" [3].
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 5):
Таблица 5. Динамика доходов федерального бюджета
Показатель
2008
2009
Прогноз
2010
2011
2012
Доходы, всего (млрд. рублей)
9 275,9
6 713,8
6 950,0
7 455,7
8 069,6
в том числе:
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей)
4 389,4
2 797,6
3 194,7
3 311,8
3 503,1
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей)
4 886,5
3 916,2
3 755,3
4 143,9
4 566,5
Темпы прироста доходов к предыдущему году,%
19,2
-27,6
3,5
7,3
8,2
в том числе:
Нефтегазовые доходы
51,5
-36,3
14,2
3,7
5,8
Ненефтегазовые доходы
0,1
-19,9
-4,1
10,3
10,2
Нефтегазовые доходы
47,3
41,7
46,0
44,4
43,4
Ненефтегазовые доходы
52,7
58,3
54,0
55,6
56,6
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году [6]. Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 6):
Таблица 6. Расчет предельного объема расходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель
2009
Проект
2010
2011
2012
Доходы
6 713,8
6 950,0
7 455,7
8 069,6
%% к ВВП
17,2
16,1
15,5
15,0
Источники покрытия дефицита
3 217,6
2 936,9
1 934,1
1 611,4
%% к ВВП
8,3
6,8
4,0
3,0
Расходы (предельный объем)
9 931,4
9 886,9
9 389,8
9 681,0
%% к ВВП
25,5
22,9
19,5
18,0
в том числе условно утверждаемые
234,7
484,1
%% к общему объему расходов
2,5
5,0
Принятые для формирования проекта федерального бюджета, объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают "потолки" расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году. При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП) [6]. Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 7):
Таблица 7. Динамика расходов федерального бюджета
Показатель
2008
2009
Проект
2010
2011
2012
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей
1 584,3
2 360,4
-44,4
-497,1
291,2
Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета