Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6
2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12
3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20
3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20
3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43
3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48
4. Основные направления и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая издержки с последней доработкой.doc

— 803.00 Кб (Скачать)

В процессе анализа издержек обращения  необходимо сопоставить их с валовыми доходами, прибылью, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Такой анализ затрат позволяет разработать мероприятия по эффективному использованию ресурсов организаций и предприятий.

Целью анализа  расходов на реализацию является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Оценить величину  расходов организации в сумме  и в процентах к товарообороту  за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими организациями  (особенно конкурентами) и с показателями  расходов на реализацию по  торговле в регионе и в целом по отрасли.

2. Изучить расходы  по отдельным статьям в сумме  и в процентах к товарообороту,  установить их долю (оценить структуру)  в совокупных расходах за отчетный  период и тенденции изменения  этой доли в динамике.

3. Исследовать влияние  основных факторов на изменения расходов на реализацию отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты.

4. Выявить резервы  экономии по отдельным статьям  расходов и определить меры  по их использованию в текущей  деятельности в предстоящем периоде.

Вопросы анализа и  планирования издержек обращения торгового  предприятия в условиях рыночной конкуренции приобретают особую актуальность и практическую значимость. Кроме того, действующие методические подходы к экономическому анализу  и планированию текущих затрат в торговле в силу наличия объективных и субъективных причин требуют адаптации к требованиям рыночной экономики.

Вопросы анализа издержек обращения рассматривались в  трудах многих экономистов, таких как  Кравченко Л.И., Савицкая П.Я., Баканов М.И.

Для выполнения данной главы  дипломной работы в большей мере использовалась методика анализа расходов на реализацию товаров Кравченко  Л.И. и в меньшей степени методика Баканова М.И.

При проведении анализа  в качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, материалы текущего учета, первичные документы, плановые показатели расходов и их расчеты, различные нормативы (нормы естественной убыли, ставки арендной платы, тарифы за транспортные услуги), внеучетные источники информации и личных наблюдений. Основной отчетный источник анализа издержек обращения – квартальные и годовой "Отчеты о расходах на реализацию" (форма № 3), в которой показываются фактические суммы расходов по отдельным отраслям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об издержках обращения (в целом по торговому предприятию, по отдельным статьям расходов и хозрасчетным подразделениям) можно получить из регистров аналитического их учета и машинограмм. Для изучения причин отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и другие), материалы обследований, личных наблюдений. К первичным документам приходится обращаться и в тех случаях, когда необходимо установить ответственных за допущенный перерасход и понесенные потери и убытки.

Первым этапом анализа  издержек обращения розничного торгового  предприятия является их анализ по общему уровню, в процессе чего устанавливают:

  • соответствие фактического уровня расходов разработанному плану;
  • динамику издержек обращения за ряд периодов и основные тенденции их изменения;
  • факторы, оказавшие влияние на изменение уровня затрат в динамике и по сравнению с планом.

Анализ издержек обращения  торговых предприятий начинают с  сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых  периодов с помощью методов сравнения, корректированных чисел, цепных подстановок. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход) издержек обращения. Отклонение по уровню издержек обращения от плана или от данных прошлых периодов называется размером снижения или повышения их уровня. Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый месяц), если последний принять за 100%.

Важнейшим направлением повышения эффективности экономического анализа издержек обращения является его углубление, приближение к реальности деятельности субъектов хозяйствования. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку деятельности предприятий, но изучать, выявлять и мобилизовывать прогнозные резервы повышения использования экономического потенциала, помогать разрабатывать и выполнять бизнес-планы, осуществлять стратегические и тактические управленческие решения.

Эффективность проводимых аналитических процедур во многом зависит  от обоснованного выбора методик, определения состава используемых показателей, отбора влияющих факторов и последовательности проведения самого анализа.

Одним из важнейших условий эффективного управления расходами на реализацию товаров является постоянное проведение качественного анализа всех параметров хозяйственной деятельности, и в том числе — расходов и затрат.

Совершенствование системы  управления расходами предполагает дифференциацию анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Внутренний  управленческий анализ развивается как составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия.

Внешний финансовый анализ - составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации o предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа, как правило, на основе публичной финансовой отчетности.

По содержанию процесса управления выделяют три вида анализа:

    1. перспективный (прогнозный, предварительный);

2.  оперативный;

3. текущий (ретроспективный) — по итогам деятельности за тот или иной период.

Данная классификация  определяется основными функциями, отражающими временные этапы управления:

    • этап предварительного управления (функция планирования);
    • этап оперативного управления (функция организации управления);
    • заключительный этап управления (функция контроля).

Все указанные виды анализа  присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами.

Перспективный анализ расходов предшествует хозяйственным операциям. Он необходим для обоснования управленческих решений, прогнозирования будущих событий и предупреждения нежелательных результатов.

Оперативный анализ расходов осуществляется сразу по завершении хозяйственных операций или вслед за изменением ситуации за короткие отрезки времени. Его цель — оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Ретроспективный анализ расходов следует после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, оценки результатов деятельности.

Итоговый  анализ расходов проводится за отчетный период времени. Его ценность состоит в комплексном и всестороннем изучении деятельности организации за соответствующий период времени.

B содержание как внешнего финансового, таки внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но организация последнего, объекты и методы решения задач финансового и управленческого учета отличаются спецификой.

Результаты анализа расходов на реализацию необходимы управленческому персоналу, чтобы принимать рациональные решения„ внедрять и осуществлять режим экономии, устранять излишние потери, обеспечивать оптимальное использование всех видов ресурсов.

B условиях оптимизации расходов на реализацию огромная роль принадлежит информации, полученной в процессе анализа, в связи c чем необходимо решать следующие задачи:

  • в системном порядке формировать информацию о расходах на реализацию (торговой организации в целом и в разрезе структурных подразделений);
  • обеспечивать все уровни и звенья хозяйствования оперативной информацией;
  • использовать имеющуюся информацию для выработки оптимальных управленческих решений.

Источником данных для  анализа расходов на реализацию служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность: ф. №1 Бухгалтерский баланс»; ф. №2 «Отчет o прибылях и убытках» (прил. 2 к бухгалтерскому балансу); ф. №3 «Отчет об изменении капитала» (прил. 3 к бухгалтерскому балансу); ф. №4-y «Отчет o выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности»; ф. №4-ф (затраты) «Отчет o затратах на производство продукции (работ, услуг)»; ф. №12-ф (прибыль) «Отчет o финансовых результатах»; ф. № 4-ф (баланс) «Отчет o составе средств и источниках их образования»; данные оперативного и управленческого учета и другие источники учетной и не учетной информации.

B процессе анализа  расходов на реализацию решаются  следующие задачи:

  • устанавливается степень выполнения плана по общей сумме и уровню расходов, a также в разрезе статей;
  • определяется динамика суммы, уровня расходов в целом по организации и в разрезе статей расходов;
  • производятся расчет и оценка влияния основных факторов на сумму и уровень расходов;
  • измеряется влияние расходов на основные результаты хозяйственной деятельности;
  • выявляются резервы экономии и пути оптимизации расходов на реализацию.

Порядок анализа расходов на реализацию следующий: сначала оцениваются состояние и динамика общей суммы и уровня расходов в целом по торговой организации, затем — в разрезе структурных подразделений и конкретных статей расходов.

Каждый субъект анализа  изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Руководство организации может углубить анализ, если привлечет кроме данных отчетности результаты всей системы хозяйственного учета, управленческого и оперативного анализа, осуществляемого для целей управления.

Среди важнейших задач  анализа можно назвать определение влияния на сумму и уровень расходов на реализацию следующих основных факторов: степени выполнения плана и динамики товарооборота; изменения состава и структуры товарооборота; ускорения (замедления) товарооборачиваемости; изменения цен на товары и тарифов и ставок на услуги; эффективности труда и использования материально-технической базы; условий и схем товародвижения и логистики; форм и методов продажи товаров.

Основным фактором, влияющим на сумму и уровень расходов, является объем товарооборота. Для определения его влияния все статьи расходов подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные.

По условно-переменным статьям расходов устанавливается относительная сумма экономии или перерасхода путем сравнения пересчитанной суммы расходов по этим статьям c плановой суммой или за базисный период. Пересчитанная сумма расходов определяется путем деления на 100 произведения уровня условно-переменных расходов по плану или в базисном периоде и товарооборота отчетного периода. При изменении объема товарооборота уровень расходов по этим статьям остается прежним или изменяется незначительно. Сравнение фактической суммы условно-переменных расходов c пересчитанной показывает влияние динамики объема товарооборота на сумму этих расходов. Изменение уровня расходов по данным статьям результат воздействия остальных (кроме объема товарооборота) факторов.

По условно-постоянным статьям расходов рассчитывается только сумма абсолютной экономии за счет влияния прочих факторов. Изменение объема товарооборота, отражающееся на уровне данных расходов, определяется сравнением пересчитанного уровня c плановым или базисным. Пересчитанный уровень исчисляется как отношение суммы условно-постоянных расходов по плану или в базисном периоде к фактическому объему товарооборота. Если сравнить фактический уровень условно-постоянных расходов c пересчитанным, можно определить влияние прочих факторов (кроме объема товарооборота) на уровень условно-постоянных расходов.

Пример. Сумма расходов на реализацию торговой организации В Отчетном периоде составила 1580 млн р., в базисном периоде — 1340 млн p.; товарооборот равен соответственно 25 680 млн р. и 21 050 млн p. Из общей суммы расходов в отчетном периоде условно-постоянные составляют 1110 млн р., в базисном – 900 млн р., Рассчитаем влияние факторов на изменение условно-постоянных расходов.

Условно-переменные расходы  отчетного периода: 1580 – 1110=470 р.

Условно-переменные расходы  базисного периода: 1340 – 900=440 р.

Влияние товарооборота  на сумму условно-переменных расходов определяют следующим образом:

∆Русл-пер= 470 - 25 680*  440/21050= -67 млн р.

Влияние прочих факторов на сумму условно-переменных расходов составит:

∆Русл-пер=25680*440/21050= 97 млн р.

Влияние объема товарооборота  на уровень условно-постоянных расходов равно:

∆УРусл-пост = 900/25680*100 – 900/21050*100=-0,78%

Влияние прочих факторов на изменение уровня условно-постоянных расходов равно:

Информация о работе Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование