Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6
2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12
3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20
3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20
3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43
3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48
4. Основные направления и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая издержки с последней доработкой.doc

— 803.00 Кб (Скачать)

П.Г. Пономаренко к издержкам  обращения относит выраженные в  денежном измерении затраты ресурсов на приобретение товаров, кроме оплаты покупной стоимости товаров и  транспортных расходов по их доставке, включаемых в цену приобретаемых  товаров, на их хранение и реализацию, а также на выполнение управленческих функций [40, с. 167].

На наш взгляд, наиболее полное определение расходов на реализацию товаров дает Р.М. Нуриев, который  считает, что все расходы представляют собой альтернативные (или вмененные) расходы.

Состав расходов на реализацию регламентируется «Основными положениями по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг)», утвержденными  Министерствами экономики, финансов, статистики и анализа и труда Республики Беларусь.

По своему составу расходы торговых организаций весьма неоднородны, поэтому для более глубокого изучения сущности расходов на реализацию и обеспечения возможности управлять ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо ранее оговоренному признаку. Выбор классификации затрат обусловлен целью и задачами управления ими. При классификации расходов на реализацию товаров придерживаются следующего принципа: разные классификации затрат для разных целей управления. Классификация позволяет обеспечить научную организацию синтетического и аналитического учета расходов на реализацию товаров.

В отечественной и зарубежной экономической  литературе рассматривается ряд  классификаций затрат.

Так М.И. Баканов классифицирует расходы  на реализацию товаров по следующим группировкам: по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрами ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль; по степени участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие); по отношению к качеству торгового обслуживания; по степени зависимости от работы предприятия [19, с.149].

П.Г. Пономаренко придерживается следующей  классификации расходов, которая  сводится к группировке расходов на реализацию товаров по следующим  признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [40, с.194].

В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. N 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями (участниками).

Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей  деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

  • себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - стоимость приобретения реализованных товаров (в ценах приобретения или в розничных ценах, за исключением сумм реализованных торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров);
  • управленческие расходы (в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-5 "Управленческие расходы");
  • расходы на реализацию (в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" (за вычетом расходов, связанных с управлением организацией) и относящиеся к реализованным товарам);
  • прочие расходы по текущей деятельности.

К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты  на оплату труда.

В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг.

В состав прямых затрат на оплату труда  включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.

В состав распределяемых переменных косвенных затрат включаются косвенные  общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых  услуг.

По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждым видом деятельности соответствующего субсчета к счету 44 «Расходы на реализацию товаров».

По составу затраты объединяют в однородные статьи и группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров  и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.

По экономическому содержанию учитываемых  объектов затраты подразделяют на затраты  по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты по реализации товаров и административные расходы.

По порядку признания и отражения  в бухгалтерском учете затраты по приобретению товаров считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы на управление – затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от организационной деятельности организации.

По назначению расходы на реализацию товаров торговых организаций подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере товарного обращения – транспортировка, фасовка и упаковка товаров в тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.

По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.

По отношению к отчетному  периоду затраты организаций  торговли, общественного питания  и заготовок включаются в  расходы на реализацию товаров и в расходы будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся расходы на подписку, оплаченные авансам расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц и другие суммы.

По порядку включения в расходы  на реализацию затраты бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.

Расходы на реализацию в общепринятой классификации определяются и по отраслям деятельности, что обусловлено специфическими особенностями этих отраслей. Кроме того, они учитываются и планируются по статьям расходов и видам затрат в соответствии c установленной номенклатурой.

Номенклатура и содержание статей издержек обращения предусмотрены в Методических указаниях по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 г. N 86.

Номенклатура включает 19 статей:

  1. Транспортные расходы, связанные c доставкой товаров в организации торговли и общественного питания;
  2. Транспортные расходы по доставке товаров покупателям;
  3. Расходы на оплату труда персонала;
  4. Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов;
  5. Расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря;
  6. Амортизация основных средств и нематериальных активов;
  7. затраты и отчисления на ремонт основных средств;
  8. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  9. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания;
  10. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  11. Расходы на торговую рекламу;
  12. Проценты за пользование кредитами и займами;
  13. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм; технологические отходы;
  14. Расходы на тару;
  15. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства);
  16. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства);
  17. Расходы по обеспечению условий труда персонала;
  18. Расходы по управлению и функционированию организации;
  19. Прочие расходы.

Методические указания носят рекомендательный характер для торговых организаций  всех форм собственности. Перечень расходов и порядок их включения в издержки обращения предприятий регулируются законодательными и нормативными актами, a также внутренними локальными нормативными актами самой организации. Номенклатура статей дает возможность учитывать и планировать издержки обращения по экономическим признакам. На основе данных учета можно контролировать выполнение расчетных показателей и находить внутренние резервы экономии расходов. 

Группировка затрат по классификационным  признакам необходима для целей  составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.

На наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию расходов на реализацию товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др.

Подведя итог, можно сделать выводы, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции  заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.

Что касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в  основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для реализации функциональных задач торговли.

Глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Расходы на реализацию товаров являются сложной экономической категорией, интерес к которой растет по мере развития рынка. Основной причиной заинтересованности данной проблемой определяется тем, что расходы связаны с повседневным решением практических задач по удовлетворению потребностей населения, а также по обслуживанию населения.

Информация о работе Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование