Правовое регулирование государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена теме правовые основы государственных расходов. Задачами и целями написания, каковой являются: рассмотрение и исследование непосредственно общих положений правовых основ государственных расходов, их юридическая характеристика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Понятие государственного кредита …..…………………………………………4
1.1 Классификация государственного кредита…………………………………6
2. Юридическая характеристика государственных расходов……………………………………………………………………………...9
2.1. Классификация государственных расходов………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансовому праву.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

 

«Петровский колледж»

 

Отделение финансов, экономики  и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

 

 

 

 

                                              Выполнил:

                                              Щербань Юлианна Андреевна

                                              студентка 1914 группы

                                              специальность  Правоведение

                                               Руководитель:

       _____________С.П.Ярошенко

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.Понятие государственного  кредита …..…………………………………………4

    1.1 Классификация государственного кредита…………………………………6

2. Юридическая характеристика государственных расходов……………………………………………………………………………...9

    2.1. Классификация государственных расходов………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  теме правовые основы государственных  расходов. Задачами и целями написания, каковой являются: рассмотрение и  исследование непосредственно общих  положений правовых основ государственных  расходов, их юридическая характеристика.

Термин «государственные расходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком  значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических  распределительных отношений, а  с другой - материальные носители этих отношений - различные отрасли расходов..

Тема данной курсовой работы весьма актуальна, т.к. государственные  расходы неразрывно связаны с  другой статьей бюджета - государственными доходами, а так же объем расходов находится в прямой зависимости  от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием  недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних  займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. Также государственные расходы непосредственно влияют на уровень экономического, политического и социально-культурного развития страны.

Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, материалы  юридической практики, список литературы.

 

 

 

1.Понятие государственного  кредита

Государственный кредит – отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов на его покрытие. Эти ресурсы мобилизуются как внутри страны от юридических лиц, так и от других стран (правительств, финансово-кредитных учреждений) и международных финансово - кредитных институтов.1

Главным способом привлечения  этих средств является государственный  кредит. Отличия государственного кредита от частного: Частный кредит: мобилизуется для производственных нужд;  мобилизуется ссудный капитал; погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства;  расширяет сферу применения капитала. Государственный кредит: мобилизуется для производственных и непроизводственных нужд;  мобилизуется платежные и покупательские средства; погашение производится из бюджетных доходов; сужает сферу применения капитала. Государственный кредит выполняет функцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений.

С помощью кредита, относительно небольшие, в среднем, сбережения концентрируются  у государства и направляются на финансирование его потребностей.

 Вторая функция государственного  кредита - регулирующая. В первую  очередь государство регулирует  денежные потоки, воздействуя на  величину ссудного процента: выступая  заемщиком на рынке ссудных  капиталов, оно повышает спрос  на этот капитал, в результате  чего повышаются нормы ссудного  процента.

Таким образом государство  вступает в конкуренцию на этом рынке  и вытесняет с него частных инвесторов "эффект вытеснения". Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государство достигается сокращение денег (наличных и безличных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

Государственные займы - кредитные  отношения между государством и  юридическими и физическими лицами, в результате которых государство  получает определенные суммы денежных средств на определенный срок и за определенную плату. Основная сфера государственного кредитования капиталовложения; финансирования приоритетных производств; финансирование жилищного строительства; финансирования отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

Принципы организации  государственных расходов: целевое направление средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальная эффективность использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдение режима экономии - системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом - с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществление финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.2

1.1 Классификация  государственного кредита

Структура государственного кредита образуется из различных  взаимосвязанных компонентов и  видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства. Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансовом состоянии. На основе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решение в отношении риска приобретения этих облигаций. Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, место нахождения эмитента, номинальная стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дата и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серия и номер облигации, подпись председателя Совета. Право собственности на облигации заверяется сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается таким, который состоялся, если в период размещения было реализовано не менее 50% от их численности, предусмотренной к выпуску.

Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона  являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных  займов должна согласовываться с  центральным финансовым органом - Министерством  финансов. Могут вводиться и другие ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

Эффективность использования  местных займов во многом определяется субъективным фактором - уровнем квалификации специалистов, которые на местах организуют размещение облигаций.

В зависимости от места  размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы(размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Государство может брать  займы в международных кредитных  учреждениях и банках других стран.

Понятно, что необходимыми предпосылками выгодного размещения внешних государственных займов на международных фондовых биржах является авторитет страны в мире, внутренняя общественно-политическая стабильность, финансовое благополучие и достаточный уровень кредитоспособности. Небольшие по объему внешние государственные займы являются неэффективными, поскольку им трудно найти на биржах "широкого" покупателя, а затраты на эмиссию этих ценных бумаг является, как правило, довольно высокими.

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные  займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как  правило, свыше 5 лет). Очевидно, что  конкретный срок погашения государственных  займов, по которым выделяются различные виды государственного кредита, является относительным.

Слишком большие сроки  погашения государственных займов считаются нецелесообразными, ведь в этом случае обтяжуються будущие поколения граждан данной страны. Особенно наглядно это проявляется при внешних займах. Имеет ли моральное право нынешнее поколение перекладывать на своих детей и внуков уплате своих расходов? Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствующих его нормальному функционированию (возрастает общая сумма, подлежащая выплате кредиторам за все время займа). Однако действует и другая закономерность: чем "короткие" облигации государственных займов, тем сложнее наладить управление и регулирование их оборотом3.

 

 

2. Юридическая  характеристика государственных  расходов

Обеспечивая выполнение своих  задач и функций, государство  распределяет и использует финансовые ресурсы. Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, является государственными расходами. 4

Иными словами, государственные  расходы - это затраты государства  на обеспечение жизнедеятельности  общества: на государственное управление, социально-экономические и культурные потребности, представляющие в своей  совокупности определенную систему, классифицирующуюся по разным основаниям. 5.

Экономическая роль государства  проявляется в том, что оно  оказывает финансовую поддержку  отраслям экономики и хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных  органов управления, которые практически  воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства  составляет систему его расходов. Поскольку расходы государства  опосредствуют его функционирование, а основная часть их покрывается  за счет бюджетных средств, система  расходов государственного бюджета (то есть единство всех затрат, покрываемых  за счет бюджета государства) прямо  зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.6

Расходы государственного бюджета  являются объективной экономической  категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны - это  затраты государства на финансирование различных отраслей хозяйства, с  другой - это доходы предприятий, учреждений и организаций, за счет которых они  образуют целевые денежные фонды, необходимые  для их функционирования.

Воздействие на бюджетные  расходы со стороны органов государственной  власти, органов государственного управления общей компетенции и финансово-кредитной  системы при помощи правовых средств  осуществляется на протяжении всего  расходного цикла, то есть времени от возникновения объективно обусловленной  потребности в затратах денежных средств на конкретные мероприятия  до полного их удовлетворения. Циклы  расходов различны: расходы на образование, например, объективно необходимы постоянно, а расходы, связанные со строительством учебных заведений, определяются с  момента их проектирования до сдачи  объекта в эксплуатацию. Объем  расходов, производимых в экономической  сфере и в сфере социально-культурных мероприятий, которые финансируются  из бюджета, определяется местом отрасли  в системе управления государства  либо значимостью мероприятий.

С учетом этого все расходы  государства, покрываемые бюджетными средствами, подразделяются на две  группы: повторяющиеся ежегодно (например, на содержание функционирующих школ, ССУЗов, ВУЗов, больниц и т.д.) и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (например, на предстоящее строительство новых корпусов больниц, окончание строительства, начатого ранее и т.д.)

Информация о работе Правовое регулирование государственных расходов