Правовое регулирование государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена теме правовые основы государственных расходов. Задачами и целями написания, каковой являются: рассмотрение и исследование непосредственно общих положений правовых основ государственных расходов, их юридическая характеристика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Понятие государственного кредита …..…………………………………………4
1.1 Классификация государственного кредита…………………………………6
2. Юридическая характеристика государственных расходов……………………………………………………………………………...9
2.1. Классификация государственных расходов………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансовому праву.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

 Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Они неотделимы от реальных фактических обстоятельств - использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с функционированием то или иного органа государства.

Правоотношения в области  расходов государства характеризуются  неравенством сторон. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных  расходов, применяет к органу, получающему  бюджетные ассигнования, метод властного  воздействия. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, нормы  расходов, объекты финансирования и  строго взыскивает за любые нарушения  государственных предписаний. Однако финансовый орган, как и все участники  этого вида финансовых правоотношений, лишен права оперативной самостоятельности: он не решает вопрос о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных  средств. Все предрешено заранее  органами государственной власти и  управления. Субъект отношений, нарушивший предписания государства, неизбежно  несет ответственность.7

Государство лимитирует расходы  на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Юридический механизм воздействия  на государственные расходы представляет собой практическое применение предписаний  финансово-правовых норм, устанавливающих  порядок нормирования затрат государства  на конкретные мероприятия, определения  их ежегодных объемов и отпуска  бюджетных средств на их покрытие, правовые формы, в которых облекаются при этом действия органов государственной  власти и государственного управления. 8

2.1. Классификация государственных расходов

Государственные расходы  классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от  форм собственности субъектов,  осуществляющих публичные расходы:

- государственные (федеральные  и региональные);

- муниципальные;

2) в зависимости от  источников получения расходных  средств, а также порядка их  планирования и использования:

- централизованные расходы  (осуществляются за счет средств  бюджетов и внебюджетных фондов);

- децентрализованные расходы  (осуществляются за счет средств  казенных заводов, фабрик, организаций,  принадлежащих государству); 9

 

3) в зависимости от  характера участия в общественном  производстве (экономические расходы):

- текущие расходы - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая  текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и  отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и  субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные  расходы в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации, статья 68 БК РФ;10.

- капитальные расходы  - часть расходов бюджетов, обеспечивающая  инновационную и инвестиционную  деятельность, включающая статьи  расходов, предназначенные для инвестиций  в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии  с утвержденной инвестиционной  программой, а также средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов  на инвестиционные цели юридическим  лицам, расходы на проведение  капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы, связанные с  расширенным воспроизводством, расходы,  при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации в соответствие со статьей 81;11

- создание резервов - средства  резервных фондов расходуются  на финансирование непредвиденных  расходов, в том числе на проведение  аварийно-восстановительных работ  по ликвидации последствий стихийных  бедствий и других чрезвычайных  ситуаций, имевших место в текущем  финансовом году. Размер резервных фондов в федеральном бюджете, в соответствие со статьей 67 БК РФ, не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета;12

4) в зависимости от  функциональной направленности:

- на оборону;

- на охрану окружающей  природной среды;

- на международную деятельность  и прочие расходы. 13Для примера, расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и здравоохранения.

Судебная практика

1. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2001 г.  N ГКПИ 2001-1312. Рассмотрев в открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  по

жалобе   Администрации   муниципального  образования  Хасанский  район

Приморского края о  признании  недействительным  п.  15  "Положения о

порядке  возврата  гражданам незаконно конфискованного,  изъятого или

вышедшего иным путем из владения в связи с  политическими  репрессиями

имущества, возмещения его  стоимости или выплаты денежной компенсации",

утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от  12

августа  1994  г.  N926  (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ от

09.10.1995 N 988, от 21.12.2000 N 999) установил:

Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 12 августа

1994 г.  N 926 "Об утверждении  Положения о порядке возврата  гражданам

незаконно  конфискованного,  изъятого  или вышедшего иным  путем из

владения в связи с  политическими репрессиями имущества, возмещения его

стоимости  или выплаты  денежной компенсации" установлено,  что возврат

денежных  сумм,  связанный  с возмещением стоимости конфискованного

имущества  или  выплатой  денежной  компенсации,  включая  их доставку,

производится за счет бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных

бюджетов   с   последующим   возмещением   произведенных  расходов  из

федерального бюджета (п. 15).

В соответствии со ст. 132 Конституции  Российской Федерации органы

местного   самоуправления   могут   наделяться   законом    отдельными

государственными   полномочиями   с   передачей   необходимых  для их

осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных

полномочий подконтрольна государству.

     Возврат денежных  сумм,   связанный   с   возмещением   стоимости

конфискованного  имущества  или выплатой денежной компенсации,  включая

их  доставку,  производится  за  счет  бюджетов  субъектов  Российской

Федерации  и  местных  бюджетов,  указанный  в оспариваемой норме,  по

мнению суда, относится  к отдельным государственными полномочиям.

     Утверждение  в жалобе о том, что федеральный  закон не устанавливал

выплаты  компенсации  за  счет  местных  бюджетов,  в  связи   с   чем

Постановление  Правительства  Российской Федерации является незаконным,

является ошибочным.

Жалобу Администрации  муниципального образования  Хасанский  район

Приморского  края  о  признании  недействительным  п.  15 "Положения о

порядке возврата гражданам незаконно конфискованного,  изъятого  или

вышедшего  иным  путем  из владения в связи с политическими  репрессиями

имущества, возмещения его  стоимости или выплаты денежной компенсации",

утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации  от 12

августа 1994 г.  N 926  (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ  от

09.10.1995 N 988, от 21.12.2000 N 999), - оставить  без удовлетворения.

2. Определение Судебной  коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  от  02.03.2005 г.  N 86-Г05-1

рассмотрела  в  открытом  судебном  заседании  дело  по заявлению

заместителя  прокурора  Владимирской области о признании  недействующими

со  дня  принятия и  не подлежащими применению пункта 4 статьи 4 Закона

Владимирской  области  "О  разграничении  полномочий  по осуществлению

расходов   между   областным   бюджетом   и   бюджетами  муниципальных

образований  Владимирской области на 2004 год" от 04 августа 2003 года

N  76-ОЗ  (в редакции  от 24.12.2003 г.), статьи 35 Закона Владимирской

области  "Об  областном  бюджете на 2004 год" от 29 декабря 2003 года N

136-ОЗ  (в редакции от 03.11.2004 г.) и приложений к нему NN 1, 8, 10,

11,  12,  13  по  кассационному   представлению  прокурора Владимирской

области на решение Владимирского  областного суда от 1 декабря 2004 г.,

которым заявление оставлено  без удовлетворения.

Прокурор  Владимирской  области  обратился  в  суд с  заявлением о

признании   пункта   4   статьи   4  Закона  Владимирской  области  "О

разграничении  полномочий  по  осуществлению  расходов между  областным

бюджетом и бюджетами  муниципальных образований Владимирской области на  2004 год", статьи 35 Закона Владимирской области "Об областном бюджете

на   2004  год"  и  приложений  к  нему  NN  1,  8,  10,  11,  12,  13 недействующими  со  дня  принятия  и  не  подлежащими применению. Свое

заявление  мотивирует  тем,  что  в перечень муниципальных  образований

включены не все внутрирайонные муниципальные образования, что  нарушает

принцип  равенства  муниципальных  образований и ставит их в финансовую

зависимость   от   органов   местного   самоуправления   муниципальных

образований (районов), в  состав которых они входят.

Суд  правильно  определил  юридически  значимые  обстоятельства и

пришел  к  обоснованному  выводу о том, что оспариваемые правовые нормы

не противоречат федеральному законодательству и не нарушают финансовую

самостоятельность  муниципальных  образований,  находящихся в границах

других  муниципальных  образований.  При  рассмотрении  дела  судом не

допущено  нарушения  или  неправильного  применения норм материального

права  или  норм  процессуального  права,  выводы  суда  соответствуют

обстоятельствам  дела,  а  поэтому  оснований  к отмене решения суда в

кассационной инстанции  не имеется.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе отражено основополагающие аспекты такого института, как государственные  расходы. В ходе изучения данного  института были не только раскрыты понятие и основные нюансы государственных  расходов, а так же юридическая  характеристика.

Правоотношения  в области расходов государства  характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, нормы  расходов, объекты финансирования и  строго взыскивает за любые нарушения  государственных предписаний. Юридический  механизм воздействия на государственные  расходы представляет собой практическое применение предписаний финансово-правовых норм, устанавливающих порядок нормирования затрат государства на конкретные мероприятия, для субъектов бюджетных отношений, нарушивший предписания государства, предусмотрена неизбежная ответственность.

Экономическая роль государства проявляется в  том, что оно оказывает финансовую поддержку экономике страны, финансирует  социально-культурные мероприятия  и науку, национальную оборону и  т.д., которые практически воплощают  его функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что  государственные расходы не только имеют свои специфические особенности, но и являются неотъемлемым элементом  бюджетной политики, за счет которой  и происходит развитие всех отраслей нашего государства в целом.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.  (в ред. 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета 21.01.2009 г №7.

2.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации, часть 1, от 31.07.1998г., №146-ФЗ (с дополнениями и изменениями от 30.12.2006)//М., Юридическая литература, 2007, - 1569с.

4. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», от 15.08.1996г.,№115-ФЗ (с дополнениями и изменениями от 18.12.2006г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 25.12.2006г.,№52 (часть 1), ст. 310.

5. Закон РФ  «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 N 4807-1// Собрание законодательства Российской Федерации от 06.10. 2003 г. №40. ст. 322.

 

Учебно-научная  литература

Информация о работе Правовое регулирование государственных расходов