Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли.

Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:

- изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы;

- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели;

- провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии;

- провести планирование оптового оборота на будущий год;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

1. Теоретические и методические основы прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли ………………………………………5

1.1. Оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация ……………………………………………………………………5

1.2. Значение и методика проведения анализа оптового товарооборота.8

2. Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли на примере ТД «Партнер» ……………………………………………………...16

2.1. Экономическая характеристика и структура ТД Партнер…….…. 16

2.2. Анализ динамики оптового оборота ………………………………..18

2.3. Пути повышения оптового товарооборота………………………... 26

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемой литературы……………………………………….31

Файлы: 1 файл

Планирование и прогнозирование оборота оптовой торговли.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Омрпл- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.

     Овспл- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

     Овалпл=Осклпл+Отрпл, где

     Осклпл- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

     Отрпл- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

     Планирование  товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов [3; с.124].

     1 этап. Изучение экономических предпосылок  расчета товарного обеспечения  оборота на плановый период, включающий в себя:

     - анализ внешней и внутренней среды оптового предприятия и их изменения в плановом периоде;

     - анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;

     - анализ состояния и эффективности использования товарных запасов оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и а разрезе ассортимента;

     - характеристика выбытия товаров в пределах норм естественной убыли; [3; с.126].

     - оценка тенденций развития объема и удельного веса транзитного оборота в составе общего оптового оборота предприятия;

     - анализ и оценка заключенных договоров на поставку товаров в плановом периоде;

     - сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое предприятие;

     - анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних цен в опте и рознице и т.д.

     2 этап. Расчет плана поставок товаров,  определяемый на основе балансовой  формулы увязки товарных ресурсов: Ппл =Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл, где

     Ппл- плановый объем поставки товаров оптовым предприятием, тыс.руб. [3; с.126].

     Впл- плановое выбытие товаров на оптовом  предприятии в пределах норм естественной убыли, тыс.руб.

     Зкпл- плановые запасы на конец периода, тыс.руб.

     Знпл- плановые запасы на начало периода, тыс.руб.

     3 этап. расчет плана закупки товаров оптовым предприятием определяемый как сумма планового объема поставки товаров и планового объема транзитного оптового оборота: Зпл=Ппл + Отрпл, где Зпл- планируемые закупки товаров, тыс.руб.; [3; с.127].

     4 этап. Расчет степени товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде: Собес = Зд / Зпл * 100 где Собес- степень товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде, %; Зд- объем закупки по заключенным договорам в плановом периоде, тыс.руб.

     5 этап. Определение источников покрытия потребностей в товарных ресурсах в плановом периоде с обоснованием выбора конкретных поставщиков потребительских товаров и определения объемов поставок товаров по каждому поставщику.

     Таким образом, рассмотрев теоретические  и методологические аспекты планирования оптового оборота торгового предприятия, проведем его исследование на примере  оптовой базы «Партнер» ИП Плетнер М.Ю. в следующей главе курсовой работы. 
 
 
 
 

     2. Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли на примере ТД «Партнер»

     2.1. Экономическая характеристика и  структура ТД Партнер

     Оптовую базу «Торговый Дом Партнер» возглавляет директор, а именно, сам индивидуальный предприниматель Плетнер Михаил Юрьевич.

     Индивидуальный предприниматель осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность с 2000 года на потребительском рынке г. Якутска. Как предприниматель он вправе от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе и хозяйственные договоры, быть самостоятельным в уплате налогов, использовать труд наемных работников, получать банковский кредит, а также имеет возможность защищать свои права в суде. В сфере потребительского рынка индивидуальный предприниматель, с правовой точки зрения, выступает на равных с юридическими лицами.

     Индивидуальный  предприниматель Плетнер М.Ю. имеет свой расчетный счет в банке, личную печать.

     Целью работы предпринимателя является осуществление  коммер-ческой деятельности для извлечения прибыли

     Предметом деятельности предпринимателя Плетнер М.Ю. является коммерческая деятельность, а именно, оптово-розничная торговля, купля-продажа, товарообменные операции и т.д.

     Индивидуальный  предприниматель Плетнер М.Ю. осуществляет дея-тельность, оптовую торговлю продуктами питания, на торговой базе «Партнер», расположенной по адресу: г. Якутск,  Вилюйский переулок, 6

     Основными покупателями базы «ТД Партнер» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания и предприятия общественного питания, а также физические лица.

     Руководство деятельностью оптовой базой  «Партнер» осуществляется самим предпринимателем.

     Режим работы базы с 8 до 17 часов с перерывом  на обед с 12 до 13 часов, выходной - воскресенье.

     В подчинении у директора находится главный бухгалтер, который осуществляет финансовый учет, составляет отчетность, проводит инвентаризации, определяет оптовые и розничные цены на товары. Главному бухгалтеру в свою очередь подчиняются два бухгалтера. Они занимаются расчетами и составлением бухгалтерских документов, которые подаются в МНС и другие государственные органы.

     Также в обществе имеется коммерческий директор, в функции которого входит организация и контроль за поступлением и сбытом товаров; товаровед, в компетенцию которого входит поиск поставщиков, закупка товаров и формирование товарных запасов предприятия, а также организация рекламных мероприятий.

     В подчинении у директора находятся  и заведующий складом, которому в  свою очередь подчиняется кладовщик.

     Вспомогательным персоналом на оптовой базе «Партнер» являются водители, грузчики, уборщицы.

     Таким образом, организационная структура оптовой базы представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

     Для того, чтобы более полно оценить  финансово-экономическое состояние оптовой базы на данный момент, следует проанализировать динамику основных экономических показателей деятельности ( 2.1).

     Таблица 2.1.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности оптовой базы «ТД Партнер» за анализируемый период

Показатели  Ед. изм. 2007 2008 Отклонение (+;-) Темп изменения,%
А Б 1 2 3 4
Оптовый оборот тыс. руб. 38500,0 46000,0 7500,0 119,48
Складская площадь м2 700,0 700,0 - -
Оптовый оборот на 1м2 складской площади тыс. руб./м2 55,0 65,71 10,71 119,47
Численность работников всего чел. 27 30 3 111,11
В т.ч. работников торгово-оперативного персонала чел. 10,0 12,0 2,0 120,0
Производительность  труда одного работника тыс. руб./чел. 1425,92 1533,33 107,41 107,53
Производительность  труда одного работника торгово-оперативного персонала тыс. руб./чел. 3850,0 3833,33 -16,67 99,57
Фонд  заработной платы

- сумма

тыс. руб. 1231,2 1843,5 612,3 149,73
- уровень % 3,2 4,01 0,81 -
Среднемесячная  заработная плата одного работника тыс. руб. 3,8 5,12 1,32 134,74
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 737,5 906,0 168,5 122,85
Фондоотдача руб. /1 руб. 552,2 50,77 -1,43 97,26
Фондовооруженность  труда одного работника тыс. руб./

чел.

27,31 30,2 2,89 110,58
Коэффициент эффективности использования основных фондов тыс. руб. /1 руб. 4,88 6,8 1,92 138,34
Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 2737,0 2569,5 -167,5 93,88
Время обращения оборотных средств дни 25,6 20,11 -5,49 78,55
Скорость  обращения оборотных средств обороты 14,07 17,9 3,83 127,22
Коэффициент участия оборотных средств в  каждом рубле оборота тыс. руб./1 руб. ОРТ 0,07 0,06 -0,01 85,71
Коэффициент рентабельности оборотных средств тыс. руб./1 руб. ОС 1,32 2,4 1,08 181,8
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб. 31836,0 35153,0 3317,0 110,42
продолжение таблицы 2.1          
А Б 1 2 3 4
Валовая прибыль

- сумма

тыс. руб. 6664,0 10847,0 4183,0 162,77
- уровень % 17,3 23,58 6,28 -
Издержки  обращения

-сумма

тыс. руб. 1842,0 2675,0 833,0 145,22
- уровень % 4,78 5,82 1,04 -
Прибыль (убыток) от продаж

- сумма

тыс. руб. 4822,0 8172,0 3350,0 169,47
- рентабельность  продаж % 12,52 17,77 5,25 -
Проценты  к получению тыс. руб. - - - -
Проценты  к уплате тыс. руб. 138,0 96,0 -58,0 69,56
Доходы  от деятельности других организаций тыс. руб. - - - -
Прочие  доходы тыс.руб. 125,0 157,0 28,0 132,18
Прочие  расходы тыс. руб. 72,0 116,0 37,0 166,07
Прибыль (убыток) до налогообложения

- сумма

тыс. руб. 4737,0 8117,0 3380,0 171,35
- рентабельность  предприятия % 12,3 17,65 5,35 -
Отложенные  налоговые активы тыс. руб. - - - -
Отложенные  налоговые обязательства тыс.руб. - - - -
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи тыс.руб. 1137,0 1948,0 811,0 171,33
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода тыс. руб. 3600,0 6169,0 2569,0  
Рентабельность  конечной деятельности % 9,35 13,41 4,06 -

     В результате анализа основных экономических  показателей деятельности базы «ТД Партнер» выявлено, что в отчетном году произошло увеличение суммы оптового оборота на 7500,0 тыс.руб. или на 19,48% по сравнению с прошлым годом. Так как торговая площадь не изменилась, то произошло соответственное повышение оптового оборота на 1 кв.м. складской площади - на 19,47%.

     За 2006 год произошло увеличение численности работников на 3 человека, в том числе повысилась численность торгово-оперативного персонала на 2 человека. При этом производительность труда одного работника в 2006 году увеличилась на 107,41 тыс.руб./чел. или 7,53%. Производительность труда торгово-оперативного персонала снизилась на 16,67 тыс.руб./чел. или 0,43%, что является отрицательным фактом.

     Рост  численности привел к увеличению фонда заработной платы на 612,3 тыс.руб. или 49,73%. Среднемесячная заработная плата  на одного работника в отчетном периоде составила 5,12 тыс.руб., что больше прошлого периода на 1,32 тыс.руб. или 34,74%.

     Среднегодовая стоимость основных средств за анализируемый  период повысилась на 168,5 тыс.руб. или 22,85% в связи с покупкой дополнительного  торгового оборудования. В связи с опережающим темпов роста среднегодовой стоимости основных средств по сравнению с оптовым оборотом, фондоотдача в отчетном году снизился на 1,43 тыс.руб. или 2,74%, фондовооруженность, напротив, возросла на 2,89 тыс.руб./чел. или 10,58%. Коэффициент эффективности использования основных средств увеличился на 1,92 тыс.руб. или на 38,34 %, что говорит об эффективном использовании основных средств.

     Сумма оборотных средств в отчетном периоде сократилась на 167,5 тыс.руб. или 6,12% по сравнению с прошлым годом. Скорость обращения оборотных средств в отчетном периоде составила 17,9 оборота и по сравнению с прошлым годом ускорилась на 3,83 оборота. Таким образом, в отчетном периоде повысилось количество оборотов оборотных средств, что является положительным. Коэффициент рентабельности оборотных средств вырос на 1,08 тыс.руб. или 81,8%.

     Себестоимость товаров в 2006 году увеличилась на 3317,0 тыс.руб. или 10,42%. При этом положительным  является то, что темп роста себестоимости  проданных товаров не превысил темпа роста оптового оборота.

     За 2006 год валовая прибыль увеличилась  на 4183 тыс.руб. или на 62,77%, при этом уровень валовой прибыли составил 23,58%, то есть произошел ее рост на 6,28%.

     Сумма издержек обращения повысилась на 45,22 или 833,0 тыс.руб., а уровень издержек обращения увеличился на 1,04%.

     В результате данной динамики такой показатель, как прибыль от продаж повысился  на 69,47%, а рентабельность продаж за 2006 год по сравнению с 2005 годом  увеличилась на 5,25.

     В анализируемом году предприниматель Плетнер М.Ю. кроме доходов и расходов получил и прочие доходы и расходы. таким образом, проценты к уплате за полученные займы и кредиты сократились на 58,0 тыс.руб. или 30,44%. Прочие операционные доходы, полученные в результате совместной деятельности по договору простого товарищества, увеличились на 28,0 тыс.руб. или 32,18%. Операционные расходы, включающие в себя расходы по списанию некоторых основных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг кредитных учреждений, в 2006 году возросли на 37,0 тыс.руб. или 66,07%. Внереализационные доходы, полученные за счет штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров покупателями, повысились на 4,0 тыс.руб. или 10,53%. Внереализационные расходы в свою очередь повысились на 7,0 тыс.руб. или 43,75%.

     Таким образом, прибыль до налогообложения  повысилась на 3380,0 тыс.руб. или 71,35%, а  рентабельность предприятия выросла  на 5,35% и составила 17,65% к оптовому обороту.

     Так как индивидуальный предприниматель  Плетнер М.Ю. осуществляет оптовую торговлю, то применяет традиционную систему налогообложения.

     Сумма текущего налога на прибыль в отчетном периоде составила 1948,0 тыс.руб., что  больше прошлого года на 811,0 тыс.руб. или  на 71,33%.

     Чистая  прибыль базы «ТД Партнер» повысилась на 2569,0 тыс.руб. или 71,36%.

     Рентабельность  конечной деятельности в отчетном периоде  составила 13,41%, что выше прошлого года на 9,35%. Это говорит о достаточно эффективной деятельности предприятия  в отчетном году. 

     2.2. Анализ динамики оптового оборота

     Анализ  динамики оптового оборота следует начать с анализа динамики общего объема оптового оборота базы «ТД Партнер» за анализируемый период в действующих и сопоставимых ценах (табл. 2.2).

     Таблица 2.2 Анализ динамики оптового оборота торгового предприятия за анализируемый период, тыс. руб.

Годы Оптовый оборот в действую

щих ценах, тыс.руб.

Уровень цен Объем оптового оборота в сопостави

мом виде, тыс.руб.

Темп  роста, %
      цепной базисный по цепным индексам цен  по базисным индексам цен к предыду-щему году к базисному  году
А 1 2 3 4 5 6 7
2004 28450,0 1,0 1,0 28450,0 28450,0    
2005 31680,0 1,14 1,14 27789,4 27789,4 97,0 97,0
2006 35640,0 1,24 1,278 28741,9 28887,3 103,0 105,3
2007 38500,0 1,158 1,48 33246,98 26013,5 90 91,0
2008 46000,0 1,061 1,57 43355,33 29299,36 102,9 102,9

Информация о работе Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли