Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли.

Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:

- изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы;

- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели;

- провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии;

- провести планирование оптового оборота на будущий год;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

1. Теоретические и методические основы прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли ………………………………………5

1.1. Оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация ……………………………………………………………………5

1.2. Значение и методика проведения анализа оптового товарооборота.8

2. Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли на примере ТД «Партнер» ……………………………………………………...16

2.1. Экономическая характеристика и структура ТД Партнер…….…. 16

2.2. Анализ динамики оптового оборота ………………………………..18

2.3. Пути повышения оптового товарооборота………………………... 26

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемой литературы……………………………………….31

Файлы: 1 файл

Планирование и прогнозирование оборота оптовой торговли.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ - бизнес-план предприятия.

     Оптовые базы самостоятельно составляют планы  складского и транзитного товарооборота, определяют структуру товарооборота, размер товарных запасов.

     Оптовые предприятия составляют план товарооборота  самостоятельно на год с поквартальной  разбивкой, а затем уточняют план товарооборота на каждый месяц квартала [10; с.108].

     Цель  анализа - объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

     Задачи:

     - дать оценку выполнения плана  оптового товарооборота и поставки  товаров покупателям;

     - изучить их в динамике;

     - выявить и измерить влияние  основных факторов на оптовый товарооборот;

     - установить причины недостатков  торгово-коммерческой деятельности  и различные меры по их устранению [10; с.109].

     Этапы анализа:

     1. Анализ выполнения плана и  динамики оптового товарооборота:

     - оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;

     - выполнение плана оптового товарооборота  по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием  в расчётах;

     - проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации (например, обувь

     - оптовый товарооборот может изучаться  также и по направлениям реализации  товаров (по рыночным и внерыночным фондам) [14; с.77].

     Рыночные фонды - отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению.

     Внерыночные фонды - отпуск предприятиям для производственных нужд.

     2. Анализ равномерности поставки  по кварталам, месяцам, декадам.

     3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, т.е. транспортная задачи.

     4. Анализ влияния факторов на  выполнение плана и динамику оптового товарооборота [14; с.78

     Факторы:

     - от обеспеченности и использования товарных ресурсов:

     - от обеспеченности требуемыми  ресурсами и повышения эффективности  труда;

     - от состояния, развития и эффективности  использования МТБ оптового предприятия.

     5. Проводят оперативный анализ  поставки товаров и оптового товарооборота.

     Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым  и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики [6, с.98].

     Первым  этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов [16; с.132].

     На  втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде  будут влиять на развитие того сектора  рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

     При прогнозировании применяются различные  методы - экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

     При разработке прогноза показателей оптового товарооборота используют балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):

     Зн + Пр + Пи + Пд + Пдр = Ор + Во + Мп + Др + Зк,

     где Зн и Зк - запасы на начало и конец  планового периода (норматив);

     Пр - закупка товаров внутри республики; [17; с.62].

     Пдр - закупка товаров у стран ближнего зарубежья;

     Пи - поставки товара по импорту;

     Пд - закупка товара по дополнительным источникам;

     Ор - оптовый товарооборот по реализации;

     Во - внутрисистемный товарооборот;

     Мп - межгосударственные поставки;

     Др  - собственные нужды и потери (документальный расход).

     Расчёт  начинается с: 1) определения потребности  в товарах в разрезе источников их поступления; 2) рассчитывается объём  оптового товарооборота по реализации:

     Ор = Рр + Рв + Рвн,

     где Рр от реализации товаров розничным торговым предприятиям;

     Рв -от реализации предприятиям для промышленного  потребления и переработки (внерыночный  фонд); [17; с.63].

     Рвн объём реализации товаров на экспорт  и внутриреспубликанские нужды.

     Рр = Тр ± ИНЗ - Ппи,

     где Тр - прогнозирование объёма розничного товарооборота;

     ИНЗ - изменение норматива товарных запасов;

     Ппи - поступление товаров в розницу  помимо оптовой базы;

     Рв - с учётом заявок;

     Рвн - на уровне заключения договоров и  норматива;

     Во  и Мп - по договорам поставок и  специальным соглашениям.

     После определения прогнозируемого значения оборота оптовой торговли необходимо определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации товарных запасов [17; с.64].

     Объём потребности в товарах складывается из следующих величин:

     П = С - Зн + Нз,

     где П - потребность в товаре конкретного  вида на планируемый период;

     С - прогнозируемый объём спроса на данный товар;

     Зн - мобильный товарный запас на начало планируемого периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им;

     Нз - норматив товарных запасов, необходимых  для бесперебойной торговли и  нормализация запасов в опте и  у потребителей.

     С = Р / Кс,

     где Р - прогнозируемый объём продаж;

     Кс - коэффициент изменения спроса.

     Зн=Зк+П-Рт,

     где Зк - запасы на конец прошлого года (начало текущего);

     П - объём поставки в текущем году;

     Рт - ожидаемая продажа в текущем  году (в сумме или единицах).

     Нз=Нтт  · С/Рт или Нз=С · Нn · З/n,

     где Нтт - норматив товарных запасов текущего периода в стоимостном или количественном выражении; [17; с.65].

     Нn - плановый норматив в днях оборота;

     n - ожидаемая продажа в текущем  году (в сумме или единицах).

     После расчёта прогнозируемых значений объёма и структуры товарооборота по реализации приступают к определению величины складского и транзитного оборота с участием в расчётах.

     Размер  и структура складского товарооборота  зависит от:

     - обеспеченности оптовой базы  складскими площадями и ёмкостями;

     - планов ввода их в действие  и выбытия;

     - сезонности производства и потребления отдельных видов товаров;

     - сложности ассортимента и необходимости  их подсортировки;

     - размещения и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий; [21; с.89].

     - нормы транзитных отгрузок;

     - сложившегося удельного веса  складского товарооборота.

     Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному  ассортименту - транзитный.

     По  межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего предусматриваются  транзитные отгрузки.

     2. Прогнозирование оптового товарооборота  не является законченным без  расчёта нормы товарных запасов.

     3. Завершающим этапом прогнозирования  оптового товарооборота является  расчёт его товарного обеспечения  и определение источников поставок товаров на базу [21; с.84].

     Общий объём закупок:

     ОЗ = От с уч + Нз - Зс,

     где От с уч - оптовый товарооборот с  участием базы в расчётах;

     Нз - норматив товарных запасов на конец  планового периода на складе и  в пути;

     Зс - запасы на складе и в пути на начало планового периода до поступления товаров на склады: П=Тскл+Нз-Зн, Т - складской товарооборот, Нз и Зн - (без запасов товара в пути) [21; с.85].

     Процесс планирования оптового товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материала видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. [19; с.92].

     В процессе разработки планов торгового  предприятия используются специфические  методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой  конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке

     При анализе и планировании хозяйственной  деятельности оптовой базы используют:

     -для  общей оценки работы базы - валовой  оптовый товарооборот;

     -для  анализа и планирования товарных  запасов - складской товарооборот;

     -для вычисления качественных показателей в процентах к товарообороту (фонд зарплаты, уровень издержек, рентабельности) - товарооборот с участием базы в расчетах, т.е. складской товарооборот плюс транзитный товарооборот с участием в расчетах.

     Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота: Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овсплъ, где

     Овалпл- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

     Орпл- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

Информация о работе Анализ прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли