Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:51, статья

Краткое описание

Тенденции современного мирового развития свидетельствуют об интеграции как важнейшем факторе экономического роста, культурного и общественного прогресса. Тем не менее в настоящее время этот процесс протекает противоречиво: интеграционным тенденциям противостоят дезинтеграционные формы взаимодействия и сотрудничества. Подобные противоречия присущи и странам СНГ.

Файлы: 1 файл

Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации.docx

— 63.73 Кб (Скачать)

Импортируются из РФ комплектующие для производства горно-шахтного оборудования, насосы, двигатели для сельхозмашиностроения; узлы, необходимые для ремонта  российских железнодорожных вагонов, каучук, электротехническая сталь, трубные  заготовки, алюминиевый прокат, комплектующие  для производства автомобилей Краз, ЗАС, литье (лопатки и др.) для производства турбин в ОАО «Турбоатом». Украинскими  и российскими предприятиями  реализуются на территории Украины  общие проекты по мелкоузловой сборке автомобилей марки ВАЗ, ГАЗ с постепенным переходом на полный цикл производства. Некоторые конкретные результаты межгосударственной производственной кооперации приведены ниже. 

Наиболее важно  для объединения усилий обеих  стран продвижение совместных высокотехнологичных  проектов на мировой рынок. К сожалению, для Украины это единственный реальный путь освоения мирового рынка  высокотехнологичной продукции. Накоплен положительный опыт решения указанной  проблемы - это реализуемая программа  «Днепр», проекты АН-70, ТУ-334, общее  сотрудничество в рамках программ «Морской старт», «Глобал стар» и т.п. 

Межправительственные  соглашения, которые были заключены  в 1995 и 1996 гг., сформировали фундамент  украинско-российского сотрудничества в освоении космоса. Украина, владея уникальными космическими технологиями мирового уровня, не имеет права  оставаться вне мировой тенденции  развития космонавтики как ведущего звена современного научно-технологического прогресса. Кроме высокоразвитого  ракетостроения страна обладает большим  опытом создания систем управления ракетными  комплексами и космическими аппаратами разного назначения, что может  стать решающим условием для выпуска  конкурентоспособной продукции  и ее реализации на внутреннем и  мировом рынках. Более того, национальная космическая отрасль по праву  считается одним из главных источников высоких технологий для ключевых отраслей промышленности. 

Особо значимым партнером  Украины в международном космическом  сотрудничестве является Россия. Высокая  интегрированность космических  потенциалов обеих стран, значительный опыт общей работы, личные контакты между руководителями и специалистами  обеих стран обусловливают активное участие украинских предприятий  в подавляющем большинстве российских космических проектов, а при реализации проектов Украины соответственно привлекается российская сторона. 

В качестве примера, можно привести поставки в РФ систем управления для ракетоносителей  «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод»); для станции «Мир» и создаваемой  Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор» и пр.); для космических  аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г.Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод» и пр.). 

Силами украинских предприятий были осуществлены модернизация и поставка в РФ наземного стартового и технологического оборудования для  ракетно-космических комплексов (ПО «Азовмаш», ПО «Ново-Краматорский машиностроительный завод», др.). Услугами украинской испытательной  базы в период 1993-2003 гг. воспользовалось  большое количество предприятий  России. 

Примерами сотрудничества могут быть также работы по программам «Луна», «Венера», «Марс», «Космос», «Интеркосмос», международной программе «Вега», международным проектам «Фобос», разработки астрофизической космической обсерватории «Астрон», программа «Астероид» (изучение следствий «бомбардировки» Юпитера  осколками распавшейся кометы) и  т.п. 

С целью сотрудничества России с Украиной в области коммерциализации ракет типа СС-18 создано совместное украинско-российское предприятие  «Космотрас», в котором собственность  распределяется в пропорции 50:50. 

В области авиастроения, как и в аэрокосмической сфере, плодотворным является международное  научно-технологическое сотрудничество Украины, прежде всего с Россией, естественно, с учетом всеохватывающей  кооперации и специализации предприятий  отрасли, сложившихся в советский  период, единства школы подготовки авиационных инженерных кадров и  т.п. Реализация совместных кооперационных проектов по созданию, серийному производству и эксплуатации пассажирских самолетов  Ан-140 и Ту-334, транспортных Ан-70 и  Ан-70т, а также «Русланов» Ан-124 и  Ан-124-100 показала высокую эффективность  сотрудничества в данной сфере. Это  касается, в частности, связей между  авиамоторостроителями: Запорожское  ОАО «Мотор-Січ» вместе с московским «Салютом», например, заканчивает работы над двигателем АІ-222 тренировочного Як-130. «Мотор-Січ», кроме того, является главным поставщиком двигателей для российских вертолетов, двигателей для пассажирских самолетов антоновской  серии, лайнеров Бе-200 и Ту-334 российского  производства и лицензионных Ан-140 в  Иране. 

Среди ведущих авиастроителей давно бытует мнение, что с технологической  точки зрения авиапромы России и  Украины при условии общих  усилий способны создать конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию. В  последнее время это наглядно подтверждается успешным использованием «Русланов» для обеспечения грузами  контингентов антииракской коалиции, обнадеживающими перспективами  участия этих самолетов, наравне  с «Боингом-С17», в объявленных  НАТО И ЕС европейских программах SALIS и ESAP по выполнению стратегических воздушных перевозок и т. п. Сегодня  общепризнано, что в авиастроительной области, как и в космической, старания отдельной страны создать  продукт мирового класса неизбежно  приведут лишь к растрате средств, материальных и интеллектуальных ресурсов. Использование  преимуществ четкой специализации  авиапредприятий позволяет существенно  уменьшить стоимость перспективных  проектов и ускорить их реализацию, что является главным фактором конечного  успеха. В то же время приобретенный  Украиной опыт научно-технологической  кооперации указывает на то, что  при формировании производственных связей всегда следует учитывать  возможность возникновения отрицательных  результатов. Наглядным примером этого  является опыт создания транспортного  самолета АН-70, который с 1998 г. планировался как лайнер украинско-российско-европейского производства. 

Украина и Россия сотрудничают в авиационной отрасли  в соответствии с Соглашением  между правительствами Украины  и России о сотрудничестве в области  разработки, производства, поставок и  эксплуатации авиационной техники  от 20 августа 1997 года. Украинские и российские предприятия авиационной промышленности взаимодействуют по 10-ти и более  программам. 

Так, в производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий  России, на которых изготавливается  свыше 60% комплектующих самолета и  в которое вовлечено 28 тыс. рабочих. Программа Ан-148 включена в «План  производства Гражданских самолетов  ОАК на 2008-2012 годы». Реализация указанного плана обеспечит прибыль украинских предприятий до 1 млрд. долл., поступление  в государственный и местные  бюджеты Украины в виде налогов  и сборов - 300 млн. долл., а также  создание в Украине свыше 10 тыс. новых  рабочих мест. Общий портфель заказов  на Ан-148 составляет 98 ед. В июне 2007 г. Российской компанией «Полет» подписано  соглашение на приобретение в лизинг 10 самолетов этого типа. 

На Самарском авиазаводе освоено серийное производство самолета Ан-140. Почти 60% комплектующих к этому  самолету производится на ста российских предприятиях. Доля России в стоимости - 70,2%. 

Учитывая повышение  цен на энергоносители, значительное количество перевозчиков склоняются к  использованию турбовинтовой авиации. Потребности авиакомпаний СНГ в  самолетах такого класса оцениваются  в 100-150 ед., в том числе российских - в 80-100 машин. Ан-140 - единый региональный самолет, который выпускается в  России. По шуму и эмиссионным характеристикам  он отвечает требованиям ІКАО. Самолет  по сравнению с западными аналогами  дешевле по стартовой цене приобретения и расходам на техническое обслуживание. При цене до 10 млн. долл. ежемесячные  лизинговые платежи для авиакомпаний составляют менее 1% стоимости самолета. 

15 декабря 2006 г.  в Киеве был заключен учредительный  договор относительно создания  СП - управляющей компании ОАО  «Грузовые летательные аппараты»  (доля ОАО «Мотор Січ» - 41%, ГК  «Волга-Днепр» - 59%). Компании делегированы  курирующие и организаторские  функции по восстановлению серийного  производства самолетов семейства  Ан-124 «Руслан». До 2015 г. планируется  осуществить сборку 12 модернизированных  «Русланов». Инвестиции в проект  достигнут 500 млн. долл. По оценкам  экспертов, выпуск 30-ти самолетов  предоставит возможность окупить  расходы на восстановление серийного  производства Ан-124-100Г-150. 

В 2009-2010 гг. на Ульяновском  авиазаводе «Авиастар» планируется  доработка двух модифицированных самолетов  Ан-124. Стоимость каждого из них - 100 млн. долл. Доработка этих самолетов  предусмотрена Федеральной целевой  программой «Развитие гражданской  авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Новая  модификация «Руслана» будет  оснащена современной авионикой, модернизованными двигателями, увеличатся его грузоподъемность (до 150 т) и дальность полета. Следует отметить, что мировой рынок перевозок сверхгабаритных грузов, для которых используется Ан-124, возрастает ежегодно на 15-20%. 

Непосредственной  угрозой этому производству можно  считать реализацию плана создания при НАТО единого подразделения  по стратегическим военно-транспортным перевозкам (NATO Strategic Airlift Capability) на базе новых самолетов C-17 «Globemaster III» и A400M, а также плана закупки 15-ю  членами НАТО и Швецией новых C-17. 

В ходе встречи правительственных  делегаций Украины и РФ в мае 2007 г. подписан протокол о намерениях относительно совместного производства ближнема-гистрального пассажирского  самолета Ту-334-100. Согласно указанному протоколу, киевский завод «Авиант» готов взять на себя изготовление некоторых частей фюзеляжа, передать Казанскому авиазаводу копии технологических  процессов на изготовление узлов  и агрегатов и предоставить помощь участникам кооперации в освоении серийного  производства самолета. Соответственно решениям третьего заседания подкомиссии  по вопросам сотрудничества в области  авиационной промышленности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии (г. Москва, 16.01.08) «Авиант» передал  оснастку и технологическую документацию на Казанский авиазавод. 

Следует отметить, что  в соответствии с программой импортозамещения и с целью обеспечения национальной безопасности РФ Правительством РФ в  рамках Федеральной целевой программы  «Развитие оборонно-промышленного  комплекса РФ на 2007-2010 гг. и до 2015 года» принята Программа освоения серийного производства вертолетных  двигателей на территории России. 

Однако в вопросах украинско-российского взаимодействия существуют определенные разногласия. Так, украинская сторона отстаивает позицию о необходимости сохранения и развития кооперации украинских и  российских предприятий авиастроительной отрасли относительно перспективных  и выпускаемых двигателей. Позиция  российской стороны: освоение серийного  производства, ремонт и поставки запчастей  двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 на территории РФ являются стратегической задачей  национальной безопасности. 

Еще одним важным стратегическим направлением сотрудничества Украины и РФ является газотранспортная сфера. Соответственно «Энергетической  стратегии Украины на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства  от 15 марта 2006 года № 145-р, газотранспортная система Украины насчитывает 37,6 тыс. км газопроводов разного назначения и производительности, 73 компрессорные  станции, где установлено 703 газоперекачивающих агрегата (ГПА) общей мощностью 5,4 тыс. МВт, 1607 газораспределительных станций, из которых около 29% газопроводов отработали свой амортизационный срок, почти 60% эксплуатируются от 10 до 33 лет. Почти треть ГПА выработала свой моторесурс и нуждается в реконструкции. До 2015 г. планируется полностью завершить реконструкцию всех компрессорных станций. 

Для реализации этих задач ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» (г. Сумы) изготовляет ГПА мощностью  до 25 Мвт, нефтяные насосы, газовые и  воздушные компрессоры, оборудование для подготовки, очистки и охлаждения природного газа. Предприятие приняло  участие в строительстве газо- и нефтепроводов в РФ, поставило  оборудование (ГПА) для газопроводов на Талананское и Рогожненское месторождения (заказчики - ОАО «Сургутнефтегаз»). ОАО «Насосэнергомаш» на территории РФ и за границей принимает участие  в проектах, которые выполняются  АК «Транснефть», а именно в расширении пропускной способности Балтийской трубопроводной системы; реконструкции  действующей системы магистрального нефтепровода; в проекте Восточная  Сибирь - Тихий Океан; проекте НК «Роснефть» (нефтепровод Ванкор-Пурпе  и обустройство Ванкирского месторождения); проекте АК «Транснефтепродукт». Для  реализации этих проектов предприятие  имеет возможность изготовить насосы типа: «НМ», «НПВ», «НОУ». 

С целью привлечения  украинских предприятий в качестве субподрядчиков в сооружение объектов энергетики на территории Болгарии, Индии, Китая, Ирана и др. на 2-м заседании  Подкомиссии Рабочей группы по машиностроению поручено осуществлять координацию  действий предприятий Украины и  России на рынках третьих стран. Кроме  того, для обеспечения участия  промышленных предприятий в масштабных проектах, которые реализуются на территории РФ, Минпромполитики Украины  подготовлен проект мероприятий  по сотрудничеству с РФ в области  машиностроения. В разработанной  программе предложено к реализации 13 общих проектов по атомной и  тепловой энергетике, гидроэнергетике, поставкам нефтегазового и электротехнического  оборудования, горно-шахтного оборудования, а также продукции транспортного  машиностроения, станкостроения и автомобильной  промышленности. На 3-м заседании  Комитета указанная программа была определена в качестве одного из приоритетных направлений украино-российского  сотрудничества. 

Информация о работе Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации