Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:51, статья

Краткое описание

Тенденции современного мирового развития свидетельствуют об интеграции как важнейшем факторе экономического роста, культурного и общественного прогресса. Тем не менее в настоящее время этот процесс протекает противоречиво: интеграционным тенденциям противостоят дезинтеграционные формы взаимодействия и сотрудничества. Подобные противоречия присущи и странам СНГ.

Файлы: 1 файл

Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации.docx

— 63.73 Кб (Скачать)

Почему цены продовольственных  товаров стали более эластичными  по номинальному эффективному курсу  евро, чем непродовольственных, а  цены на услуги почти неэластичны  от колебания единой европейской  валюты? Степень влияния на группы товаров и услуг населению  показана в табл. 5. 

Таблица 5 

Эластичность цен  по номинальному эффективному валютному  курсу евро, 2000-2009 гг.

Товар 

Период после ценового сигнала 

1 мес. 

3 мес. 

6 мес. 

Продовольственные товары    

Хлеб и хлебобулочные  изделия 

0,009 

0,020 

0,052 

Мясо 

0,0279 

0,123 

0,124 

Рыба и морепродукты 

-0,004 

-0,014 

-0,043 

Молоко и молочная продукция 

0,034 

0,109 

0,149 

Сливочное и подсолнечное масло 

-0,046 

-0,133 

-0,190 

Овощи 

-0,259 

-0,200 

0,177 

Сахар-песок 

0,001 

0,016 

0,020 

Алкогольные напитки 

0,008 

0,016 

0,020 

Непродовольственные товары    

Ткань 

0,058 

-0,152 

0,148 

Одежда 

0,058 

-0,156 

0,159 

Обувь 

0,017 

-0,149 

0,148 

Моющие средства 

-0,024 

-0,033 

-0,036 

Медикаменты 

0,041 

0,056 

-0,012 

Газ 

0,031 

-0,114 

-0,139 

Услуги населению    

Жилищно-коммунальные 

0,001 

-0,007 

-0,010 

Медицинские 

0,014 

0,044 

0,009 

Транспорта 

0,018 

0,020 

-0,013 

Связи 

-0,010 

-0,003 

0,043 

Учреждений культуры 

-0,011 

0,023 

-0,005 

Образования 

0,111 

0,081 

0,034 
 

Эластичность практически  всех товаров и услуг по номинальному эффективному курсу евро составляет менее 100%, что также свидетельствует  о существующем эффекте переноса. Среди продовольственных товаров  наиболее эластичными были цены на овощи (17,7%), молоко и молочную продукцию (14,9%), мясо (12,4%), хлеб и хлебобулочные  изделия (5,2%). Наименее статистически  значимыми являются цены на сахар  и алкоголь (2,0%). На остальные товары результаты оказались нейтральными. Практически все непродовольственные  товары нечувствительны к колебаниям курса евро при наибольшем эффекте  переноса (15% за год) на цены одежды, обуви  и тканей. Как следует из данных табл. 5, цены на большинство услуг, предоставляемых  населению, практически неэластичны, кроме связи (4,3%). Это можно объяснить  следующим: при оказании данной услуги используется импортное оборудование. Также можно отметить, что стоимость  услуг сферы образования имеет  низкий эффект переноса, равный 3,4%. 

Особое внимание следует уделить волатильности  данного механизма во времени. Согласно полученным результатам, эластичность цен, за исключением цен на продукты питания, оказалась ниже на отрезке  шести месяцев после ценового сигнала. Таким образом, можно говорить о том, что в период финансового  кризиса роль валютного курса  в колебании цен на продовольственные  товары увеличилась. 

В структуре всеобщего  удорожания большую долю занимают товары первой необходимости (около 20%) - цены на них оказались наиболее эластичными  по валютному курсу (табл. 6). Поэтому  если ЕЦБ стремится к поддержанию  высокого уровня удовлетворения потребностей населения, он обязан проводить контроль обменного курса, поскольку импульсная реакция курса находит свое отражение  в стоимости продуктов, занимающих высокую долю в потреблении населением Еврозоны. 

Таблица 6 

Удельный вес основных компонентов гармонизированного индекса  потребительских цен, % (общий индекс = 100)*

Показатель 

2001 г. 

2002 г. 

2006 г. 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

Продовольственные товары 

16,3 

16,4 

15,27 

15,57 

15,78 

15,62 

Алкогольные напитки  и табак 

3,99 

3,96 

3,99 

3,72 

3,71 

Одежда 

7,79 

7,94 

7,27 

6,93 

6,83 

6,78 

ЖКХ 

15,55 

15,01 

15,35 

15,47 

15,3 

15,63 

Моющие средства 

7,86 

7,92 

7,57 

7,27 

7,01 

7,11 

Медицинские услуги 

3,91 

3,9 

4,03 

4,06 

4,05 

4,17 

Транспорт 

15,62 

15,22 

15,71 

15,8 

15,66 

15,14 

Связь 

2,42 

2,5 

2,94 

3,08 

3,29 

3,22 

Учреждения культуры 

9,4 

9,47 

9,47 

9,44 

9,68 

9,66 

Образование 

0,94 

0,94 

0,97 

0,96 

1,04 

1,04 

Гостиницы и рестораны 

8,79 

9,03 

9,23 

9,18 

9,28 

9,44 

Другие 

7,42 

7,7 

8,18 

8,26 

8,36 

8,47 
 

* Составлено по  данным Евростата. 

Эффект переноса также определяется инфляционными  прогнозами, которые зависят от денежно-кредитной  политики ЕЦБ. Несмотря на то, что ЕЦБ  по Пакту стабильности и роста  устанавливает целевой ориентир по инфляции в размере 2%, фактическая  динамика потребительских цен на протяжении практически всех лет  превышала плановую отметку (табл. 7). Причем в 2008 г. она достигла самого высокого значения за все время существования  ЕЦБ (с января 1999 г.). При этом максимальный темп всеобщего удорожания был отмечен  в Словакии (4,6%), Бельгии (4,5%), Греции (4,2%) и Испании (4,1%). Самый низкий уровень роста потребительских цен был установлен в Португалии (2,7%) и Нидерландах (2,2%). Что же касается Германии, то инфляция в стране составила 2,8%, что на 1 проц. п. выше, чем в развитых странах ОЭСР. Высокий рост потребительских цен тормозил увеличение реальных доходов населения в Германии. 

Главной причиной рекордной  инфляции стал рост цен на продукцию  сельского хозяйства, энергоносители и возрастание инфляционных ожиданий. Так, повышение цен на энергоносители внесло определяющий вклад в показатель инфляции. Цена на мазут увеличилась  в 2008 г. на 47,5%, на бензин - на 15% и т. д. Следовательно, средний рост цен  на энергоносители, по данным Евростата, составил 10,3%. Второй наиболее резко  подорожавшей категорией товаров в 2008 г. стала сельскохозяйственная продукция. Цены на основные продукты питания  возросли на 5,1%. Рост цен происходил на фоне уменьшающегося европейского производства. В результате производители  продовольственных товаров были не в состоянии удовлетворить  растущий спрос населения, что в  свою очередь спровоцировало рост объемов  импорта. Так, в 2008 г. импорт готовых  продовольственных товаров повысился  на 14,1%. 

Положительный эффект данного роста цен выразился  в повышении рентабельности производства. Следовательно, произошло увеличение посевных площадей под урожай последующих  лет. По статистическим материалам Евростата, объем посевных площадей в 2008 г. составил 257,862 тыс. га. 

Таблица 7 

Изменение потребительских  цен в отдельных странах Еврозоны, % к предыдущему году

Страна 

1999 г. 

2000 г. 

2001 г. 

2002 г. 

2003 г. 

2004 г. 

2005 г. 

2006 г. 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. (прогноз) 

2010 г. (прогноз) 

Австрия 

0,5 

2,0 

2,3 

1,7 

1,3 

2,0 

2,1 

1,7 

2,2 

3,2 

0,6 

0,8 

Бельгия 

1,1 

2,7 

2,4 

1,6 

1,5 

1,9 

2,5 

2,3 

1,8 

4,5 

0,3 

0,7 

Финляндия 

1,3 

2,9 

2,7 

2,0 

1,3 

0,1 

0,8 

1,3 

1,6 

3,9 

1,6 

1,0 

Франция 

0,6 

1,8 

1,8 

1,9 

2,2 

2,3 

1,9 

1,9 

1,6 

3,2 

0,3 

0,7 

Германия 

0,6 

1,4 

1,9 

1,4 

1,0 

1,8 

1,9 

1,8 

2,3 

2,8 

0,3 

0,4 

Греция 

2,1 

2,9 

3,7 

3,9 

3,4 

3,0 

3,5 

3,3 

3,0 

4,2 

1,3 

1,7 

Ирландия 

2,5 

5,3 

4,0 

Информация о работе Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации