Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование зарубежного опыта становления денежно-кредитных систем.
Задачами курсовой работы являются:
1) исследование экономической сущности и структуры денежно-кредитной системы государства;
2) изучение процесса формирования, а также современного устройства денежно-кредитных систем зарубежных стран на примере США, Германии, Великобритании и Японии;

Файлы: 1 файл

Курсовая моя_2.docx

— 440.77 Кб (Скачать)

      Другой  важный аспект - активная деятельность в неурегулированных мировых  оффшорных центрах, где сконцентрированы основные рынки евровалют.

      Финансовый кризис начавшийся в США отличается как глубиной, так и размахом - он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат более фундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:

      - общее снижение доверия к странам  с развивающимся рынком после  кризиса 1997-1998 гг.;

      - инвестирование в американские  ценные бумаги странами, накапливающими  валютные резервы (Китай) и  нефтяные фонды (страны Персидского  залива);

      - политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003 гг., пытаясь предотвратить циклический  спад экономики США.

      Под влиянием избыточной ликвидности активизировался  процесс формирования рыночных пузырей - искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межстрановых исследовании, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, реализовавшиеся в 2007-2008 гг., - не исключение, а общее правило.

      На  этом фоне способствовали наступлению  кризиса и микроэкономические факторы - развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций). Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числе институциональных причин отметим недостаточный уровень оценки рисков как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.

      Мягкая  денежно-кредитная политика, проводившаяся  ФРС США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу банками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского  потребительского кредитования в 2003-2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительских кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. до 1199 млрд долл. в III квартале 2003 г.

      По  мере вхождения экономики США  в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд долл. Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов - в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.

      Ключевую  роль в развитии текущего кризиса  сыграла асимметрия информации. Структура  производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость  портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) - совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессий в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад - в декабре 2007 г.  

        

      Рисунок 4  Ипотечные кредиты в США (млрд. дол.) 

      Постепенно  финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн долл.

      В 2007 г. фондовые рынки развивающихся стран росли опережающими темпами по сравнению с развитыми странами, чему способствовали портфельные инвестиции из ведущих мировых экономик. В 2008 г. массированный приток средств из-за рубежа на развивающиеся рынки прекратился, и динамика фондового индекса для развивающихся стран практически повторяет динамику ведущего американского фондового индекса. За 2008 г. индекс S&P 500 сократился почти на 40%, а индекс MSCI ЕМ - более чем на 50%.

      Анализ  ситуации в мировой экономике  по итогам 2008 г. позволяет прогнозировать замедление глобального роста в текущем году. В ноябрьском прогнозе МВФ он оценивается на уровне 2,2, а Всемирного банка - 0,9%. В дальнейшем можно ожидать уменьшения этих значений. Наиболее развитые экономики в наступившем году ждет серьезный спад.

      Так, Еврокомиссия прогнозирует падение  ВВП еврозоны на 1,8%. По оценкам Бюджетного управления конгресса США (далее - БУК), представленным в «Перспективах экономики и бюджета в 2009-2019 гг.», в 2009 г. США ожидает сильное сокращение экономической активности. Реальный ВВП без учета программ мы стимулирования экономики снизится на 2,2%, а реальное потребление - более чем на 1%. В 2010 г. возможно медленное восстановление экономики: реальный ВВП вырастет на 1,5%. БУК прогнозирует дальнейшее снижение средней стоимости недвижимости еще на 14% в период между III кварталом 2008 г. и II кварталом 2010 г. Ожидается, что бюджетный дефицит в США в 2009 г. будет самым крупным со времен Второй мировой войны. По прогнозам БУК, он составит 1,2 трлн долл., или 8,3% ВВП. Вступление в силу программы стимулирования экономики увеличит бюджетный дефицит, но в 2010 г. он снизится до 4,9% ВВП.

      Расходы правительств штатов и муниципалитетов лишь немного смягчат спад экономической активности. В качестве реакции на более низкие, чем ожидалось, доходы и необходимость обеспечить сбалансированность бюджета они сокращают расходы на товары и услуги и, по оценкам БУК, в 2009 г. реального роста расходов на эти цели не предвидится.

      По  прогнозам БУК, нынешняя рецессия в  США продлится до середины текуще го года и станет самой долгой со времен Второй мировой воины (рецессии 1973-1974 и 1981 - 1982 гг. длились по 16 месяцев). Если она выйдет за пределы второго полугодия 2009 г., то будет продолжаться как минимум 19 месяцев. Нынешний кризис окажется и самым глубоким в послевоенный период - в течение двух последующих лет ВВП будет на 6,8% ниже своего потенциала (уровня, возможного при полном использовании производственных и кадровых ресурсов). Тем не менее эта рецессия, возможно, не приведет к самому высокому уровню безработицы. По прогнозам, она вырастет до 9,2% в начале 2010 г. (с 4,4% в конце 2006 г.). но все равно будет ниже, чем в конце экономического спада 1981-1982 гг. (10,8%).[10, с. 12-15]

      Таким образом, многочисленные межстрановые исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются.

      В итоге, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность денежно-кредитного сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.

      Мировой финансовый кризис выявил необходимость  осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных денежно-кредитных институтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Главной целью монетарной политики ЕЦБ является обеспечение  ценовой стабильности и содействие экономической политике Евросоюза. Критерием ценовой стабильности и конечной целью монетарной политики является уровень гармонизованного индекса потребительских цен  ниже чем 2% годовых.

Информация о работе Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем