Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование зарубежного опыта становления денежно-кредитных систем.
Задачами курсовой работы являются:
1) исследование экономической сущности и структуры денежно-кредитной системы государства;
2) изучение процесса формирования, а также современного устройства денежно-кредитных систем зарубежных стран на примере США, Германии, Великобритании и Японии;

Файлы: 1 файл

Курсовая моя_2.docx

— 440.77 Кб (Скачать)

     К моменту принятия закона о Федеральной  резервной системе в 1913 году в  США функционировали 20000 банков, из которых 7000 были эмиссионными национальными  банками, а остальные действовали  по законам своих штатов и не имели  права на эмиссию банкнот. Вся  территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был  учрежден федеральный резервный  банк с капиталом не менее 4 миллионов  долларов [2, с.63].

     Сегодня общая структура денежно-кредитной  системы США такова:

     На  первом уровне денежно-кредитной системы  находится Федеральная резервная  система.

     На  втором уровне - коммерческие банки  и небанковские кредитно-финансовые учреждения.

     Федеральная резервная система США – центральное  учреждение в банковской системе, отвечающее за монетарную политику США, центральный  банк («банк банков», агент правительства  при обслуживании государственного бюджета) [7, с.36].

     Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков ― членов Федеральной  резервной системы. Кроме того, Федеральная  резервная система включает два  комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный  консультационный совет.

     Центром Федеральной резервной системы  является Совет управляющих в  Вашингтоне, округ Колумбия. Основная функция Совета ― формирование монетарной политики. Совет состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом  США с одобрения сената сроком на 14 лет. Если члены Совета исчерпали  сроки пребывания в должности, президент  имеет право назначить лишь двух новых членов Совета за четырехлетний  срок пребывания у власти.

     Совет обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет  ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.

     Федеральные резервные банки являются проводником  директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они еженедельно отчитываются перед Советом, который суммирует  и обрабатывает поступающую информацию и публикует отчет в конце  каждой недели. Наиболее значимым и  влиятельным резервным банком является Федеральный резервный банк Нью-Йорка. В 25 городах работают филиалы резервных  банков.

     Федеральные резервные банки принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды, выполняя тем самым функции кредитора  последней инстанции. Кроме того, конгресс уполномочил федеральные  резервные банки осуществлять выпуск наличных денег, которые образуют предложение  кредитных денег в экономике  страны.

     Ответственность за влияние стоимости и достаточности  денежных средств и кредита на процесс продажи и покупки  государственных ценных бумаг возложена  на Федеральный комитет по открытому  рынку. Комитет разрабатывает и  прогнозирует экономические и финансовые решения. Он состоит из 12 постоянных членов:

     - 7 членов Совета управляющих Федеральной резервной системой;

     - 5 президентов федеральных резервных банков. 

     Согласно  закону о Федеральной резервной  системе, в банковской системе США  функционирует координационный  консультативный орган для связи  всей банковской сферы с Федеральной  резервной системой ― Федеральный  консультационный совет [2, с.63-64].

     В настоящее время федеральная  резервная система выполняет  следующие функции:

     1) управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;

     2) контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;

     3) поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;

     4) предоставляет финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов.

     Современное состояние банковской системы США  характеризуется углублением процессов  глобализации и интернационализации  и ростом транснациональных компаний. По количеству крупнейших банков лидируют штаты Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк, Пенсильвания, Техас и Флорида, так  как они выделяются выгодным географическим положением, развитой промышленностью  и большим количеством транснациональных  компаний.

     Следует отметить некоторые особенности  банковской системы в США:

     - локальная концентрация – сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. Например, в распоряжении банков 5 штатов находилось ½ ресурсов банков США. В одном штате Нью-Йорк сосредоточено 18 % ресурсов банков-членов ФРС.

     - концентрация банковских ресурсов в немногих крупных банках. Например, из общего числа 10 000 банков, только 160 владели 57 % совокупных активов банков.

     - слияние банков. Особенностью слияний является их скрытый характер. Крупные банки используют ресурсы мелких банков через систему корреспондентских отношений. Например, через межбанковские депозиты. Формой скрытого слияния банков является система переплетающихся директоратов – взаимного участия директоров одного банка в управлении других.

     - система цепной связи – форма скрытой концентрации банков. Целая цепь банков объединяется соглашением временного характера о совместном ведении крупных финансовых операций или постоянным соглашением о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики.

     - система банковских холдингов. Причина создания – попытка обойти разнообразные ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься кредитные учреждения или ограничения на расширение сети отделений и филиалов в отдельных регионах и штатах [7, с.38-39].

     Все коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и банки штатов. Первые лицензируются  и контролируются федеральным правительством, а вторые ― властями штатов.

     Значительную  роль в банковской системе США  играют иностранные банки (более 260). В Калифорнии японские банки контролируют около 25% рынка банковских услуг.

     Особую  роль в банковской системе США  играют инвестиционные банки. Они осуществляют два основных вида операций с ценными  бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компании.

     Важное  место в кредитной системе  США занимают страховые компании. В настоящее время они привлекают огромные денежные средства. Вместе с  пенсионными фондами они ежегодно предоставляют рынку ссудных  капиталов 68-76 миллиардов долларов аккумулированных долгосрочных сбережений. Главный объект их инвестиций ― облигации корпораций и государственные ценные бумаги.

     Пенсионные  фонды корпораций стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов  после Второй мировой войны. В  США имеются государственные  и частные пенсионные учреждения. Средства государственных пенсионных фондов, складывающиеся из взносов  государственных служащих, инвестируются  в облигации казначейства.

     Острая  борьба характерна для сферы потребительского кредита, где наиболее активны коммерческие банки и финансовые компании. В  основном данные компании обслуживают  денежные отношения  автомобильных  компаний. Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредотачивают значительную часть потребительских ссуд.

     Финансовые  компании могут быть трех видов. Первые (sales finance companies) кредитуют продажу в рассрочку потребительских товаров длительного пользования. Финансовые компании второго вида (commercial finance companies) обслуживают систему коммерческого кредита, предоставляемого промышленными компаниями друг другу при отгрузке товаров. Финансовые компании третьего типа (consumer finance companies) выдают мелкие ссуды частным лицам.

     Широко  развиты в США компании, создавшиеся  для аккумуляции сбережений (вкладов) и целевого кредитования вкладчиков ― сберегательные финансовые учреждения. Ссудо-сберегательные ассоциации могут  быть паевыми (если они принадлежат  вкладчикам) и акционерными (если они  принадлежат акционерам). Акционерные  ссудо-сберегательные ассоциации могут  принадлежать компаниям: унитарным  ― владеющим одной ссудо-сберегательной ассоциацией или холдинговым  ― владеющим несколькими ссудо-сберегательными  ассоциациями. Унитарные компании имеют  большую свободу в выборе услуг  и деятельности, чем холдинговые.

     Из  всех ссудо-сберегательных институтов взаимные сберегательные банки первыми  стали принимать чековые депозиты, составив тем самым конкуренцию  коммерческим банкам, однако чековые  депозиты до сих пор не стали важнейшей  категорией депозитов в сберегательных банках. Они специализируются на выдаче ссуд под залог недвижимости. Выдают и иные ссуды, покупают значительное количество ценных бумаг, в том числе  акций и облигаций промышленных корпораций. Депозиты, как в случае ссудо-сберегательных ассоциаций, состоят  преимущественно из вкладов и  срочных депозитов малого размера; предлагается также открытие чековых  депозитов.

     Американские  кредитные союзы по своей сути являются демократическими кооперативными организациями. Члены союза, или  пайщики, вносят сбережения исключительно  с целью их выдачи в виде займов другим пайщикам. Условия предоставления займов и порядок начисления процентов  на вклады определяются кредитным союзом. В целом функционирование любого кредитного союза строятся на трех принципах: взаимопомощь, равенство  каждого вкладчика независимо от денежного вклада и обязательность участия в работе кредитного союза.

     Таким образом, важную роль в эволюции и формировании современной денежно-кредитной системы США сыграли два компонента:

     - металлическое обращение на основе  благородных металлов;

     - кредитное обращение на базе  банкнот федеральных резервных  банков (действует до сих пор).

Денежная  единица – доллар США.

Государственные денежные знаки – монеты и бумажные деньги. В соответствии с Федеральным  законом только Министерство финансов США и ФРС могут выпускать  валюту США. Министерство финансов чеканит  монеты, а ФРС вместе с Министерством  финансов выпускают каждый отдельный  тип бумажных денег соответственно купюры США и купюры ФРС. На банкнотах  США содержится девиз государства  «Мы верим в Бога».

Денежная  масса складывается также из депозитов  чековых счетов. Фактически почти  три четверти всех платежей в США  осуществляются чеками.

Федеральная резервная система США – центральное  учреждение в банковской системе, отвечающее за монетарную политику США, центральный  банк («банк банков», агент правительства  при обслуживании государственного бюджета).

В состав Федеральной резервной системы  входят Совет управляющих, федеральные  резервные банки. Федеральный комитет  открытого рынка и Федеральный  консультативный совет. 
 

     2.2 Денежно-кредитная система Германии 
 

     Эволюция  денежно-кредитной системы Германии:

     1 этап: до I мировой войны.

     До 70-х годов XIX века Германия не имела  единой денежной системы. В 1871 году Бисмарк  объединяет Германию. Единое немецкое государство требовало и единой денежной системы. Проведенная в  несколько этапов реформа в корне  изменила денежную систему. Сначала  была запрещена чеканка серебряных монет, затем для всей территории Германской империи была введена  единая валюта – золотая марка (марка  – названа по одноименной старинной  мере веса mark равной полфунта серебра), содержавшая 0,358423 г чистого золота, и выпущены в обращение монеты в 5, 10 и 20 марок. Это означало переход к золотому монометаллизму, который был введен официально на основании закона от 9 июля 1873 г. Прусский банк был переименован в имперский эмиссионный банк – Рейхсбанк. Наряду с монетами обращались кредитные деньги — банкноты в 100 и более марок.

Информация о работе Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем