Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование зарубежного опыта становления денежно-кредитных систем.
Задачами курсовой работы являются:
1) исследование экономической сущности и структуры денежно-кредитной системы государства;
2) изучение процесса формирования, а также современного устройства денежно-кредитных систем зарубежных стран на примере США, Германии, Великобритании и Японии;

Файлы: 1 файл

Курсовая моя_2.docx

— 440.77 Кб (Скачать)

      Раз в год Совет министров финансов стран - членов ЕС определяет основные направления экономической политики Союза. Она также осуществляет надзор за политикой разных ветвей власти относительно ее соответствия одобренным основным направлениям. Совет правления  ЕЦБ как коллегиальный орган  есть подотчетной Европейскому парламенту и Совету министров финансов стран - членов ЕС. 
Денежно-кредитная политика ЕСЦБ - важный ориентир для определения основных направлений экономического развития каждой из стран ЕМС и процедур надзора и контроля за их реализацией. На практике взаимодействие между разными ветвями власти - монетарной (которую олицетворяет центральный банк) и исполнительной (которую олицетворяет правительство) - осуществляется через участие члена или представителя правительства в заседаниях руководящих органов центрального банка, который есть ответственным за принятие решений.

      Сложность миссии ЕЦБ заключается в том, что ему приходится взаимодействовать  с 11 независимыми органами фискальной власти, которые имеют разные бюджетные  цели. А это делает невозможным  традиционное балансирование монетарной и фискальной политики. Денежно-кредитная  политика новой структуры не имеет  аналогий, и предыдущий опыт есть малопригодным. ЕЦБ, вынужденный все начинать сызнова, накапливая базу знаний о характере реакции реальной экономики на его денежно-кредитную политику.

      Главной целью монетарной политики ЕЦБ является обеспечения ценовой стабильности и содействие экономической политике Евросоюза. Критерием ценовой стабильности и конечной целью монетарной политики является уровень гармонизованного индекса потребительских цен ниже за 2% годовых. Промежуточной целью монетарная политика определена годовое процентное изменение денежной массы МЗ в пределах 4,5%. Чтобы обеспечить достижение промежуточной и конечной цели монетарной политики, ЕЦБ использует три группы специальных инструментов.

      Первая  группа - процентные ставки, которые  объявляются ЕЦБ для проведения собственных операций с коммерческими  банками. 
Вторая группа - проведение разных видов кредитно-депозитных операций на открытом рынке с коммерческими банками для поддержания их ликвидности.

      Третья  группа - уровень обязательных резервов коммерческих: банков и контроль за его соблюдением. Обязательное резервирование установлено ЕЦБ на уровне 2% от объема привлеченных депозитов сроком до двух лет. За остатки на счету обязательных резервов платятся проценты. 
Главным положительным результатом монетарной политики для членов еврозоны стало достижение целей этого этапа интеграции, создание более равных возможностей для сотрудничества и развития конкуренции внутри еврозоны и повышение общего веса стран Евросоюзу в мире. 
Проблемы стабильности банковской системы и ее возможности возвращать вклады возникли на ранних этапах развития банковского дела. Первые попытки создания формальной системы страхования с участием государственной власти состоялись еще в 1829 г. в США. Эти попытки успеха тогда не имели.

      В конце XIX ст. кооперативные банки  Германии создали первую негосударственную  систему взаимного гарантирования вкладов, которая успешно развивалась  и стала основанием современной  системы. 
Решающее значение имело введение федеральной системы страхования депозитов в США в 1933 г. Дискуссии по этому поводу длились на протяжении 10 лет. Было рассмотрено приблизительно 150 законопроектов. Интерес к этому вопросу в США можно объяснить особенностями построения банковской системы. В США существует много тысяч мелких и средних банков, сравнительно с европейскими странами для них была характерна большая централизация банкнотной эмиссии, а также наблюдались многочисленные банковские кризисы. Создание Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД) в условиях мирового экономического кризиса имеет мало определяющее значение для дальнейшего развития банковской системы США.

      Опыт  США в этом вопросе был использован  для создания систем страхования  в Канаде, Великобритании, Японии, Индии  и некоторых других странах 

      В некоторых континентальных странах  Западной Европы (Нидерланды, Австрия, Швейцария, Франция) развитие пошло  за немецким путем негосударственных  межбанковских систем гарантирования. 
Ныне практически во всех странах существует та или другая форма страхования депозитов, с помощью которых вкладчикам предоставляются гарантии возвращения их депозитов. Из большого разнообразия конкретных организационных форм можно выделить две основные формы: американскую и немецкую.

      В США ФКСД пользуется неопровержимым авторитетом у населения. Вкладчики  убеждены, что корпорация держит на контроле состояние дел в каждой без исключения финансово-банковскому  учреждению и в случае необходимости  примет необходимые меры. ФКСД является государственной корпорацией, которая  работает под контролем Конгресса  и федерального правительства при  значительной степени самоуправления. ФКСД управляется Советом директоров. В ее составе пять членов. 
В Германии государство не имеет любого прямого влияния на страховые фонды, которые принадлежат банкам-соучастникам. В ряде стран существуют системы смешанного типа.

      Участие банков в системе гарантирования может быть обязательной и добровольной, последнее характерное для континентальных  стран Западной Европы. В США (для  банков - членов Федеральной резервной  системы), Великобритании, Канаде и  Японии участие банков обязательно. 
Как правило, страхование распространяется на все виды депозитов, за исключением межбанковских, как юридических, так и физических лиц, и практически во всех странах существуют лимиты ответственности страховых фондов за вкладами. Эти лимиты могут выражаться предельной суммой застрахованного вклада, процентом покрытия вклада страхованием. Предельная сумма зависит от благосостояния страны. 
В США гарантия представляет до 100 тыс. долл. на вкладчика Отдельные счета одного клиента в банке подытоживаются, но счета в разных банках страхуются отдельно.

      Установленная в США предельная сумма вклада является высочайшей в мире. Директива  органов ЕС рекомендует страховать вклады до 20 тыс. евро, а для бедных стран эта сумма составляет 15 тыс. евро.

      Часто страховое вознаграждение устанавливается  в процентах. Так, в Великобритании это соотношение установлено  в 75%.

      Аккумуляция средств банков для финансирования систем гарантирования осуществляется или путем создания страхового фонда, или через покрытие банками фактических  расходов пропорционально сумам  привлеченных депозитов. В США банки  платят ежегодные взносы, которые  в последнее время возрастают. Сейчас они составляют 0,15% общей  суммы депозитов. Согласно принятому  закону эти взносы не должны превышать 0,325%. ФКСД имеет право дифференцировать ставку для банков, которые находятся  в разном финансовом состоянии. Менее  стабильные и более рискованные  банки платят высшие взносы, чем  надежные и стабильные.

      Финансовое  участие государства может иметь  такие формы:

      - предоставление страховому фонду  всего или части первоначального  капитала для запуска системы  (Япония, Индия);

      - регулярные взносы в страховой  фонд (Испания, Индия, Аргентина);

      - государство обеспечивает резервные  средства для подкрепления фонда  (в США законодательное разрешено  ФКСД набирать взаймы средства  у государства до 3 млрд долл.).

      Средства  страхового фонда могут быть инвестированные прежде всего в государственные ценные бумаги, преимущественно краткосрочные. Другой формой являются открытие счета в центральном банке. Некоторая часть активов фонда может быть использована для предоставления кредитов и участия в капитале коммерческих банков. Вместе с этим доходность инвестирования не является главным принципом. Главными являются надежность и ликвидность.

      При банкротстве банка страховой  орган выплачивает в обусловленные  сроки страховое возмещение вкладчикам в обусловленные сроки. Но, как  правило, страховые органы вместе с  центральным банком стараются не доказывать дело к процедуре банкротства. Банкротство банка, особенно большого, отрицательно отбивается на состоянии  всей банковской системы. С этой целью  страховой орган может предоставить кредиты проблемным банкам, организовать слияние банков и т.п.. Это значительно  дешевле, чем выплата страхового возмещения В последнее время в странах ЕС, в частности в Германии, внедряется новая система, которая кое-что изменяет взаимоотношения государства и частных банков соответственно Директиве ЕС о страховании депозитов (1997 г.). Эта Директива устанавливает, что страны должны обеспечить защиту депозитов до 20 тыс. евро (с 10% совместным страхованием).

      Одним из мероприятий обеспечения стабильности банковской системы есть установления минимальных норм обязательных резервов центральными эмиссионными банками 

      Остальная четверть XX ст. стала периодом глубоких изменений в кредитных системах всего мира. Эти изменения, прежде всего, связаны с такими процессами:

      - дерегулирование финансовых рынков;

      - усиление роли небанковских финансово-кредитных  учреждений;

      - усиление конкуренции в банковском  деле;

      - технологическая революция;

      - финансовые нововведения;

      - финансовая глобализация.

      Дерегулирование финансовых рынков - это процесс законодательных реформ, которые проводились с конца 60- х лет и охватили большинство стран с развитой экономикой. Они были направлены на смягчения или полную отмену ограничений и запретов в финансовой деятельности. Речь идет об открытии новых учреждений, распространение филиальной сети, создание холдингов, регулирование процентов и тарифов на финансовые услуги и т.п. Дерегулирование началось в США из повышения лимита процентных ставок за сберегательными депозитами. Вместе с тем появились новые разновидности чековых счетов, например депозитный счет денежного рынка, который дал гражданам возможность получать процент за операционными счетами. Благодаря новым законам банки получили право предлагать клиентам операционные депозиты, а также разные варианты потребительского и коммерческого кредита, т.е. услуги, типу для многих основных конкурентов банков, таких как ссудно-сберегательные ассоциации. Другие ведущие страны мира, например Австралия, Канада, Англия и Япония, присоединились к практике дерегулирования в 80-те года, распространив сферу полномочий деятельности банков, дилеров из операций с ценными бумагами и других организаций, которые предоставляют финансовые услуги [7, с. 210-214].

      Усиление  роли небанковских финансовых учреждений - характерная особенность 1990-х лет. В последнее время часть активов  коммерческих банков, в частности  в США, едва превышает четверть совокупных активов всех финансовых учреждений. На страховые компании и пенсионные фонды приходится возле 40% всех активов. Оживился процесс концентрации капитала в сфере небанковских кредитно-финансовых учреждений.

      Произошло усиление конкуренции. После того как  банки и их конкуренты увеличили  число услуг, которые они предоставляли, уровень и острота конкуренции  в сфере финансовых услуг возросли. Местный банк, который предлагает кредиты частным лицам и предприятиям, планы управления сбережениями, консультирование по финансовым вопросам, сталкивается каждый раз с прямой конкуренцией со стороны не только других банков, а и небанковских финансово-кредитных  учреждений. Одним из направлений  усиления конкуренции было вторжение  к сфере банковских услуг нефинансовых корпораций, основная деятельность которых  не связана с предоставлением  финансовых услуг. Они выполняют  лишь некоторые банковские функции, поэтому не подпадают под банковское законодательство. Еще в 1985 г. один из наибольших американских концернов в сфере розничной торговли "Сирз, Рыбак енд Co" предложил широкий спектр услуг финансового характера по принципу: "Все под одной крышей" (консалтинговые услуги клиентам относительно размещения их вкладов, операции с недвижимостью и их соответствующая страховая защита и т.п.). В 1984 г. Дойчебанк приступил к реализации "Сберегательного плана, подкрепленного страховой защитой", что обусловило дальнейшее успешное развитие банковско-страхового альянса. Ныне все большие нефинансовые корпорации, к числу которых принадлежат, в частности, Дженерал Моторз Компани, Сирз, AT&T и др., предоставляют комплекс финансовых услуг клиентам, их иногда называют "nonbanks banks" - небанковские банки. Такая конкуренция и в дальнейшем будет оказывать содействие расширению перечня услуг для клиентов.

      Технологическая революция в банковском деле, прежде всего, связана с процессом компьютеризации. Этот процесс начался в 50-е годы в США. В 80-х годах состоялись качественные изменения в этом процессе. Если раньше был компьютеризирован процесс  обработки документов, то ныне изменилась вся технология банковского обслуживания. Появились банковские автоматы (ATM-Automatic Teller Machine), с помощью которых клиент банка может сам осуществлять операции, а также полностью автоматизированные банковские учреждения. Существует также возможность банковского обслуживания клиентов на дому ("home banking"). Эксперты считают, что традиционное помещение банка как место встречи банкиров со своими клиентами будет, наконец вытеснено электронными средствами коммуникации. [5, с. 7-11]

      Появились операции, которые раньше не выполнялись. Новые виды депозитов, кредитные  операции, новые инструменты денежного  рынка, новые гарантийные операции ("свопы", опционы и др.), секъюритизация, т.е. переход заемщиков от кредитных форм предоставления займов к выпуску ценных бумаг (в частности, еврооблигаций, когда банки выступают посредниками между заемщиками и непосредственными кредиторами). Финансовая глобализация - это распространение сферы деятельности больших банков за границы национальных границ, которая сопровождается созданием сети заграничных филиалов и увеличением удельного веса иностранных операций в банковском бизнесе. Эффективно использовать средства автоматизации и другие технологические нововведения возможно лишь в крупномасштабном банковском деле. Поэтому банки вынуждены увеличивать количество клиентов, выходя на новые и отдаленные рынки. Сегодня наибольшие банки мира ведут конкурентную борьбу на всех континентах.

Информация о работе Зарубежный опыт становления денежно-кредитных систем