Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России, особенностей российского карточного бизнеса, анализ существующих проблем, тенденций и дальнейших перспектив развития рынка пластиковых карт.
Для реализации намеченной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены принципы работы карточных платежных систем;
- дана оценка современного состояния российского карточного бизнеса, проведен сравнительный анализ российских и зарубежных платежных систем;
- определены существующие проблемы развития рынка пластиковых карт и возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Социальная карта.
Система персонифицированного
учета предоставления социальных льгот
жителям города любого масштаба (льготный
проездной, получения денежных компенсаций
и др.). В настоящее время проекты с использованием социальных карт различного
типа реализованы в 10-ти регионах России.
В сентябре 2006 года система «Золотая Корона»
выиграла открытый муниципальный конкурс
на поставку «Социальных карт» для жителей
Новосибирска, организованный мэрией
города. С 1 ноября в администрациях районов
города началось оформление «Социальных
карт». Выдача карт производится совместно
с департаментом по социальной политике
мэрии.
Денежные переводы.
Сервис «Денежные переводы - Золотая Корона» (ранее работавший под брендом «СтранаЭкспресс») продолжает динамичное развитие.
За 2006 год: 25 новых банков стали работать с денежными переводами «Золотая Корона». Общее количество банков-участников достигло 131 банка, оборот системы по итогам 2006 г. вырос в 4,6 раза по сравнению с 2005 г., количество пунктов приема переводов возросло до 3700 пунктов в России и странах СНГ, в ближайшее время система начнет свою работу в Китае, Армении и Казахстане, запущены денежные переводы в иностранной валюте.
Сервис «Золотая Корона – Денежные переводы» интегрирован с банковскими системами, что позволило полностью автоматизировать все операции и максимально упростить работу операционистов. Реализована возможность ускоренного оформления перевода в случае повторного обращения клиента, благодаря чему время обслуживания клиентов в банке сведено к минимуму. Преимуществом для банков стала возможность самостоятельно устанавливать размер комиссии за отправку перевода. В ближайшее время появится возможность отправки денежных переводов через устройства самообслуживания.
Интернет-банкинг.
Благодаря углубленной интеграции с системой Faktura.ru, держатели карт «Золотая Корона» получили возможность оплачивать товары и услуги со счета в банке, осуществлять регулярные платежи (оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, Интернет), совершать денежные переводы, производить покупку паев ПИФов через интернет. При этом часть операций, в том числе оплата услуг ЖКХ, может осуществляться по специальной «облегченной» технологии, не требующей получения электронного цифрового сертификата.
Мобильные платежи, SMS-банк и ДиректДебет.
Оплата с помощью мобильного телефона сотовой связи, услуг ЖКХ, такси и др. Заключены договоры со всеми ведущими операторами рынка мобильной связи, ведется активное внедрение в регионах.
Карты лояльности.
Сервис предоставляет
возможность реализовать
По итогам 2006 года количество эмитированных карт «Золотая Корона» превысило 4,5 млн. штук, а оборот денежных средств в системе «ЗК» превысил 199 млрд. рублей, что в полтора раза выше данного показателя за 2005 год. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 35,4%, что являлось лучшим показателем среди платежных систем, работающих на российском рынке пластиковых карт (при этом в 2006 году в системе «ЗК» традиционно не было зафиксировано ни одного случая мошенничества). Из 4 565 741 штук эмитированных карт «ЗК» 83,6% составляли микропроцессорные карты и 16,4% - магнитные. Прирост количества карт за 2006 год составил 26,4%. Динамику изменения количества карт в системе по полугодиям, динамику изменения оборота в системе по полугодиям и динамику изменения количества транзакций приведены в приложении соответственно на рис. 1, 2, 3.
Лидерами года по количеству эмитированных карт были: «Сибакадембанк» (Новосибирск), «Челябинскинвестбанк» (Челябинск) и «Омскпромстройбанк» (Омск). (см. приложение табл.1)
Банками – лидерами по обороту стали: «Сибакадембанк» (Новосибирск), «Далькомбанк» (Хабаровск) и «Юг - Банк» (Краснодар). (см. приложение табл.2)
Лидеры года по количеству транзакций были: «Сибакадембанк» (Новосибирск), «Омскпромстройбанк» (Омск), «Далькомбанк» (Хабаровск). (см. приложение табл. 3)
Приведенные данные наглядно демонстрируют, что пластиковая карта «Золотая Корона» является удобным платежным инструментом для совершения повседневных расчетов, а не примитивным средств для снятия наличных (см. приложение рис.3)
В настоящее время
уже более 20 процентов россиян
являются пользователями банковских карт,
и это число постоянно
Именно карточное кредитование, по прогнозам экспертов, станет приоритетным для российских банков и вытеснит потребительское. К 2008 году число кредитных карт может достичь 15–20 млн., что на порядок выше нынешнего показателя.
Поскольку рынок кредитных карт находится только на этапе становления и характеризуется острой конкуренцией, в настоящее время круг лидеров данного рынка пока не сформировался (печальным является тот факт, что наилучшим потенциалом на этом рынке обладают иностранные банки).
Показательно отображает ситуацию, касающуюся развития рынка кредитных карт, следующее комплексное исследование, проведенное в ноябре 2005 года компанией «ИМА-консалтинг» (на примере города Москва):
Для анализа ситуации «ИМА-консалтинг» были применены нижеперечисленные методы сбора информации:
1. Экспертный анализ (10
экспертов) – в качестве
2. «Desk-research» - анализ
рынка кредитных карт на
3. «Mystery Shopping» - «таинственные покупатели» проверили качество работы front-персонала в 3 отделениях каждого 10 банков Москвы по направлению «кредитные карты» в ходе личных визитов и звонков в телефонные службы банков.
4. Телефонный опрос
(500 респондентов) – в ходе телефонного
опроса были
Итак, в результате исследований установлено:
а) По данным «Mystery Shopping»
Качество консультирования при выборе кредитной карты оценивалось по: (1) - доступность консультации в операционном зале; (2) - качество работы консультантов в зале; (3) - качество информационных материалов; (4) - доступность и удобство банковских услуг в целом. Телефонный звонок в информационную службу банка позволял оценить (5) - доступность телефонной консультации и (6) – ее качество.
Полученные данные приведены в диаграмме 1 ниже:
Диаграмма 1. Качество консультирования
Как видно из диаграммы 1, общая оценка эффективности работы банков по продвижению кредитных карт находится в диапазоне от 41% (для Сбербанка) до 68% (для МДМ-банк) из максимально возможных 100%.
Исходя из полученных данных, можно отметить:
- достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности их работы не превышают 8%. То есть по итогам аудита качества обслуживания можно сделать вывод о том, что большинство банков-участников исследования предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне;
- наличие неиспользованного
потенциала в 30% (что демонстрирует
незрелость формирующегося
Интересен тот факт, что даже банки, которые на момент исследования не предлагали своим клиентам классические револьверные кредитные карты (Райффайзенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк), показывали довольно высокий уровень качества консультирования по данному продукту.
б) по данным телефонного опроса (поведение потребителей):
Диаграмма 2. Структуру потребителей банковских карт
(в % от общего числа опрошенных).
То есть очевидно, что на данный момент среди жителей города Москва 18-60 лет обладателями кредитной карты являются 18.1% (или 940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты отмечали, что банком-эмитентом их кредитной карты являются Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ-банк и Ситибанк.
Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в текущем году и чуть менее половины - за последние 1-2 года.
Перспективы развития рынка кредитных карт в городе Москва отражает диаграмма 3:
Диаграмма 3. Структура намерений в приобретении кредитной карты в течение ближайшего года (в % от общего числа опрошенных):
Таким образом, по результатам проведенного исследования, установлено:
- максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты составляет в Москве 8,5% (или 440 тыс. единиц);
- указали, что уже имеют, как минимум, одну кредитную карту 1.1% респондентов, а 7.4% отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет.
Приведем ниже некоторые (определенные в результате исследования) характеристики:
- фактических пользователей кредитных карт:
Среди владельцев кредитных карт большую долю (свыше половины) занимают мужчины, почти две трети из которых относятся к возрастной группе 24–40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают.
Примерно две трети опрошенных относят себя к среднему классу, указав, что имеют общесемейный доход 50 000 рублей в месяц (при среднем по выборке - 36 000 рублей).
Около двух третей владельцев кредитных карт имеют автомобиль, более 80% – домашний компьютер. Около 60% из них обычно покупают продукты в ближайшем супермаркете.
- потенциальных потребителей кредитных карт:
Отличаются несколько большей долей респондентов в возрасте 24-40 лет (более 70%) и владельцев домашнего компьютера (около 90%), но имеют меньший общесемейный доход (в среднем – около 27 000 рублей).
Среди потенциальных потребителей в два раза ниже, чем среди реальных владельцев кредитных карт, доля респондентов 41-50 лет (15% и 30% соответственно).
Рынок дебетных карт в России уже сложился, и на текущий момент его формируют ряд следующих основных игроков (среди которых можно отметить ведущие розничные банки России): Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы, Альфа-банк, а также дочки иностранных банков - Ситибанка и Райффайзенбанка.
И какие-либо серьезные
изменения в распределении
На текущий момент
на карточном рынке России присутствуют
пластиковые карты как
Больше всего банковских карт у москвичей и жителей Подмосковья (11,27 млн. штук), на втором месте Санкт-Петербург (2,56 млн. карт), третье и четвертое место занимают Тюменская (1,78 млн.) и Свердловская (1,46 млн.) области.
Государство прилагает существенные усилия для увеличения доли безналичных карточных операций. В феврале 2005 г. вступила в силу поправка в Налоговый кодекс РФ, которая должна повысить привлекательность кредитных карт для потребителей, в апреле – вступило в силу новое положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Летом 2005 года вступил в силу «Закон о кредитных историях». Банк России планирует и в дальнейшем совершенствовать нормативную базу по системе безналичных расчетов. Эксперты полагают, что в ближайшие два-три года обороты безналичных расчетов в торгово-сервисной сети могут значительно увеличиться. Произойдет это по причине привыкания населения к подобному виду платежей, а также благодаря маркетинговым усилиям банков и платежных систем. Между тем те же эксперты считают, что банковские карты еще не скоро станут основным инструментом для оплаты услуг и товаров в нашей стране.
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем
Самыми крупными международными ассоциациями в настоящее время являются: Visa International, Europay International, American Express, Diners Club и JCB International, примерное распределение международного карточного рынка между ними следующее (см. нижеследующую диаграмму):
Как видно из представленной
диаграммы, российские платежные системы
на международном рынке
Рассмотрим существующие платежные системы подробно и проведем сравнительную характеристику международных и российских платежных систем:
Информация о работе Теоретические основы функционирования карточной платежной системы