Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России, особенностей российского карточного бизнеса, анализ существующих проблем, тенденций и дальнейших перспектив развития рынка пластиковых карт.
Для реализации намеченной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены принципы работы карточных платежных систем;
- дана оценка современного состояния российского карточного бизнеса, проведен сравнительный анализ российских и зарубежных платежных систем;
- определены существующие проблемы развития рынка пластиковых карт и возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Но даже при указанном высоком уровне стоимости услуг по продаже проблемных долгов бизнес кредитных карт можно рассматривать как один из наиболее высокодоходных в связи с многофакторностью доходов: комиссиями за годовое обслуживание (которые в отличие от западных банков, как правило, взимаются российскими банками), процентным доходом, комиссионным доходом от операций покупок и др.
3.2. Перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Количество карт, выпускаемых российскими банками, а также российскими представительствами иностранных кредитных организаций, неуклонно растет - все больше россиян вовлекаются в оборот безналичных расчетов, а массовые (розничные) платежи становятся одним из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений банковского бизнеса.
Все больше внимания
уделяется вопросам развития
розничных платежей со стороны
главного управления Банка
1) усиление взаимодействия
администраций муниципальных
2) проведение конкурсов среди торгово-сервисных точек, использующих для расчетов пластиковые карты, с доведением их результатов через местные средства массовой информации (на наибольшее количество операций, на лучший уровень обслуживания, на низкий уровень обслуживания при приеме к оплате банковских карт);
3) организацию взаимодействия
с Управлением Федеральной
4) проработку вопроса
о введении в новом учебном
году в высших и
Для изменения традиционной на сегодняшний день ситуации «пластикового» бизнеса в России, связанной с преимущественным использованием карт для снятия денежных средств со счета, банки со своей стороны также предпринимают активные действия в целях повышения привлекательности своих карточных продуктов, предлагая:
- дисконтные программы, кредитование;
- возможность оплаты услуг сотовой связи, оплату коммунальных услуг;
- возможность пополнения банковского счета наличными деньгами через банкоматы;
- возможность контроля за состоянием банковского счета и проведение безналичных платежей со счета карты с использованием мобильного телефона;
- проведение конкурсов
среди держателей пластиковых
карт и кассиров торговых
Однако приходится констатировать, что на текущий момент свою основную функцию пластиковые карты все таки не выполняют. На ситуацию с использованием платежных карт влияют многие факторы: низкий уровень средней заработной платы (население предпочитает тратить деньги на рынках или в дешевых магазинах, не оборудованных специальными терминалами для обслуживания карт), технические проблемы (отсутствие устойчивой связи в ряде муниципальных образований области) и многие другие.
Для активизации развития
рынка банковских карт требуется
постоянные и планомерные мероприятия,
проводимые с населением и торговыми
предприятиями в целях
Перечень таких мероприятий содержат Указания Банка России № 1557-У, выделяющие в качестве первоочередных задач по выработке и реализации политики развития рынка пластиковых карт:
- организацию и проведение работ по сбору данных о состоянии рынка розничных платежных услуг и о намерениях основных его участников;
- анализ текущего состояния,
тенденций развития и проблем
функционирования рынка
- разработку предложений по формированию и реализации политики Банка России.
В свою очередь политика Банка России в сфере розничных платежей должна определять набор приоритетов, подлежащих реализации через денежно-кредитную политику и доведению до участников рынка через стратегию развития банковского сектора. Данные меры позволят банкам оперативно строить свою политику и определять направления дальнейших действий, необходимых для развития рынка в полной мере и удовлетворения потребности в розничных платежах наиболее полно и качественно.
Отдельно стоит подчеркнуть, что в настоящий момент в России сложилась парадоксальная ситуация, напоминающая «дореформенную Киевскую Русь». Имеется множество платежных систем - они позиционируют себя как национальные, однако работают совершенно автономно, в каждом «отдельном градостроительном подразделении», в то время как клиентам выгоднее было бы иметь универсальное средство для расчетов.
Сегодня таким универсальным
платежным средством,
- первые полагают, что «большому» (международному) бизнесу локальные российские платежные системы не нужны - себестоимость пластиков Visa и MasterCard такая же, как например и «Золотой Короны», а имидж международных карт во много раз выше.
- вторые считают, что
необходимо создание
Реализация НПС возможна путем создания карточки, которая бы за рубежом обслуживалась по международным тарифам, а на территории России — по локальным, значительно более дешевым. На текущий момент такие карты есть, они выпущены «Золотой Короной» совместно с MasterCard, однако в виде локальных их принимают только члены «Золотой Короны».
Но и противники, и защитники НПС едины в одном, что «правила игры», созданные для России, будут помогать банкам, поэтому создание национального процессингового и расчетно-клирингового центра, который замкнул бы на себя национальный трафик, чтобы не выводить его в международные платежные системы и не платить им комиссий, однозначно имеет смысл; такой центр позволил бы значительно снизить межбанковские комиссии по операциям внутри страны.
Актуальным на сегодняшний момент для развития карточного бизнеса остается и вопрос обслуживания карточки по всей территории РФ – ведь сегодня, имея банковскую карточку, получить по ней полный банковский сервис возможно только в ограниченном числе населенных пунктов.
В качестве возможной перспективы развития карточного бизнеса в нашей стране можно предложить внедрение технологий на основе смарт-карт, поскольку создать сеть терминалов намного проще, чем полную инфрастуктуру для традиционных кредитных карт.
Внедрение смарт-технологии позволит решить и проблему обеспечения рентабельности прохождения даже самых мелких платежей, что является очень важным – так как при мелких платежах операционные расходы процессингового центра и банка (себестоимость услуги) по абсолютному значению часто превышают комиссию с платежа. Во всем мире для обслуживания мелких платежей применяются чиповые (или smart) карты, периодически «подзаряжемые» владельцем и позволяющие не обращаться к основному счету, пока «носимый субсчет», то есть чип, платежеспособен. Это позволяет перевести расчеты в режим off-line, разгрузив процессинговые центры и банки системы, и сэкономить на необходимости авторизации мелких расчетов.
К тому же терминалы для смарт-карт, в отличие от банкоматов не представляют никакого интереса для грабителей - ведь собственно денег в них нет. Значит, уровень «вандалозащищенности» может быть ниже, соответственно и их стоимость – меньше.
Должен быть решен вопрос производства на территории России розничного «железа» для пластиковых карт - банкоматов и POS, самой карты и чипов к нему - и это не вопрос патриотизма. Собственного производство не только обеспечить занятость в российском ВПК и сетевой безопасности, но и уменьшит себестоимость всей сети в калькуляции как по капитальным, так и по текущим расходам (ведь создание настоящей сети из импортного розничного «железа» потребует еще и дополнительных трат на выплату всех пошлинами и услуг по обслуживанию).
Жизненно важным для продвижения пластиковых карт остается вопрос согласования между российскими ритейлинговыми банками (хотя бы частично) их индивидуальных стратегий и методик, а также – приведение их к стандартам, совместимым с международными.
Необходимость обеспечения единства карточного пространства России хорошо понимается и российскими банкирами - в начале сентября 2005 года состоялось учредительное собрание Национальной ассоциации по платежным картам (НАПК) всех систем.
Банкиры заявили о своей убежденности в том, что только ассоциация сможет плодотворно взаимодействовать с госорганами (ФАПСИ, ЦБР, МВД, ГКАП и др.), а также с общественными организациями типа КонфОП и АРБ по вопросам продвижения карточных продуктов.
Такая ассоциация позволит работать с Европейским Союзом, МБРР и ЕБРР таким образом, чтобы не складывалось впечатление, что какой-то российский банк отстаивает лишь собственные интересы. Она (ассоциация) сможет заняться и чисто практическими вопросами, например, предварительно согласовав все детали с ФАПСИ, аккумулировать запросы о покупке необходимой техники и формировании заказов и т. д. Все остальные участники рынка (процессоры, поставщики оборудования, технологические компании) могут вступить в НАПК в качестве ассоциированных членов.
По словам генерального директора процессингового центра «Мультикарта» Дмитрия Алехина, его предприятие намерено вступить в ассоциацию именно в качестве ассоциированного члена и своей основной задачей видит он обеспечение взаимодействия процессинговых центров на уровне гарантированного проведения расчетов. Это означает, что в случае остановки работы одного процессингового центра по техническим или другим причинам участники рынка могут переключиться на другого процессора (В США VISA и MasterCard, несмотря на серьезную конкуренцию, могут переключаться друг на друга).
Тем не менее, не смотря на тот факт, что необходимость развития и совершенствования системы безналичных расчетов очевидна, на текущий момент координирующей роли государства в данном направлении, а соответственно – и государственных инвестиций – нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе были рассмотрены: состояние российского рынка пластиковых карт, особенности российского и международного карточного бизнеса, текущее состояние платежной системы, существующие проблем рынка пластиковых карт и перспективы его дальнейшего развития.
Резюмируя проделанную работу, считаю необходимым выделить нижеследующие положения, в достаточной мере как отражающие результат выполненного анализа, так и характеризующие роль пластиковых карт в платежном обороте:
- в современных экономических условиях развитие платежных систем происходит в направлении развития безналичных форм расчетов, играющих значительную роль в платежном обороте государства, одним из инструментов которых является пластиковая карта (в большинстве экономически развитых стран выступающая неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг);
- масштабы и характер использования платежных карт являются одним из важнейших индикаторов уровня развития банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности;
- в настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт в мире, ежегодный мировой оборот по которым превышает 3 трлн. долл.;
- российские банки стремятся активно развивать карточный бизнес, тем не менее масштабы использования платежных карт в России заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы (в немалой степени это объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг пострадал в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года, когда почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт; обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты; международные платежные системы заблокировали коды российских банков);
Информация о работе Теоретические основы функционирования карточной платежной системы