Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России, особенностей российского карточного бизнеса, анализ существующих проблем, тенденций и дальнейших перспектив развития рынка пластиковых карт.
Для реализации намеченной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены принципы работы карточных платежных систем;
- дана оценка современного состояния российского карточного бизнеса, проведен сравнительный анализ российских и зарубежных платежных систем;
- определены существующие проблемы развития рынка пластиковых карт и возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Eurocard/Mastercard имеют программу по совместным торговым маркам с крупными авиалиниями (Finnair, Lufthansa, Swiss Air), торговыми домами, туристическими фирмами, отелями и так далее.
Другим направлением Eurocard/Mastercard является выпуск так называемых клубных карт для групп клиентов, связанных общими деловыми, профессиональными или любительскими интересами - affinity cards.
С помощью кредитной карточки клиент может оплатить покупку в пределах лимита кредитования не имея, как правило ни наличности. ни денег на банковском счете.
В I полугодии 2005 года Eurocard/Mastercard приступила к реализации программы по раннему предупреждению хищения персональной информации держателей карт (phishing). В рамках указанной программы MasterCard осуществляет сотрудничество с NameProtect - ведущей компанией, специализирующейся на противодействии информационному мошенничеству, - по выявлению сайтов, создаваемых с целью несанкционированного сбора личной информации. Такие сайты часто используются мошенниками для организации массовых рассылок электронных сообщений с целью выманить конфиденциальные данные пользователей.
Кроме того, MasterCard и NameProtect планируют выявлять сайты, через которые осуществляется торговля незаконно полученными номерами платежных карт. Технологии NameProtect позволят идентифицировать факт сетевого мошенничества в режиме реального времени посредством поиска по доменным именам, веб-страницам, чатам и другим ресурсам. MasterCard будет оперативно рассылать участникам системы уведомления о риске, которому подвергаются их счета, а также информировать правоохранительные органы об угрозе мошенничества.
AMERICAN EXPRESS (AmEx) является третей по величине компанией на рынке пластика (приблизительно 18%).
Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых («дорожные чеки», а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время.
В настоящее время представляет собой акционерное общество, акции которого котируются на нью-йоркской бирже. Штаб-квартира AmEx расположена в Нью-Йорке, европейский офис - в Брайтоне (Великобритания). В России AmEx работает через 100% дочернюю компанию AmEx Россия, через которую идет практически все обслуживание карточек (за исключением приема карточек AmEx в электронных терминалах - эти услуги для AmEx представляет АО «КОКК»).
AmEx выпущено около 33 млн. карт, принимаемых в 3,5 млн. предприятий по всему миру (в основном - авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомашин).
DINERS CLUB INTERNATIONAL - американская компания, первой выпустившая пластиковую карту (в 1949 году), первоначально карта предназначалась исключительно для ресторанов Нью-Йорка. Позднее карта Diners Clab получила распространение по всему миру, специализируясь, как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников.
В настоящее время 100% Diners Clab принадлежит Citicorp (штаб-квартира в Чикаго). С другими странами Diners Clab работает через франчайзы (организации, которым предоставлены права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и агентов (организаций, подписавших с DCI агентские соглашения) - в России таким агентом является АО «КОКК».
В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карточек.
Карты Diners Club занимают небольшую долю на мировом рынке (около 1,5%), всего выпущено порядка 7 млн. карт, принимающихся в 3 млн. предприятий.
JCB INTERNATIONAL - основана в 1961 году и представляет собой карту, выпускаемую несколькими крупными японскими банками в основном для внутрияпонского использования, но принимаемая по всему миру на базе агентских соглашений (за пределами Японии выпускается только в США и Великобритании, в основном для японцев, проживающих в этих странах).
Несмотря на сравнительно большое количество карточек - 29 млн. штук и более 3,6 млн. точек приема в 142 странах, занимает небольшую часть мирового рынка - около 35 млрд. долларов США оборота, что соответствует приблизительно 0,3% общемирового оборота.
STB-Card – российская платежная система, образованная в 1991 году банками АКБ, «Столичный», «Московский банк Сбербанка России», Элексбанк, «Московский коммерческий Земельный банк», АО «ИНКАХРАН» и АО «СТБ КАРТ».
Не смотря на тот факт, что в 1996 году членами системы STB Card являлись более 130 банков, охватывающих 10 регионов России, а также ближнее зарубежье, на сегодняшний момент данная платежная система представляет только исторический интерес – в виду прекращения деятельности, обусловленного экономическими затруднениями.
Union Card – российская компания, учрежденная Автобанком и Инкомбанком в апреле 1993 года, одновременно выполняет функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения и поставщика оборудования.
К настоящему моменту в систему «Юнион Кард» входят около 300 российских банков (из них около 60% - московские). Общее число выпущенных карточек составляет порядка 15,76 % от количества пластиковых карт, эмитированных на территории России, что соответствует 21,38 % объема совершенных операций.
Union Card насчитывает в своем составе 30 региональных процессинговых центров, выполняющих также функции эквайер-центров. Банки-эмитенты системы Union Card предлагают дебетовые пластиковые карточки следующих видов: личные, семейные, корпоративные, зарплатные и банкоматные. Последние (так называемые cash-only) предназначены только для получения наличных денег в сети банкоматов Union Card.
«Золотая Корона» - первая общероссийская межрегиональная система расчетов по банковским смарт-картам, использовавшая технологию и аппаратные средства западных фирм, но собственное программное обеспечение. Инициаторами создания платежной системы «Золотая Корона» в 1994 году выступили Сибирский Торговый Банк (СТБ) и Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) – выполняющий функции процессингового и персонализационного центра системы.
Карты «Золотая корона» являются универсальными, и могут быть использованы для выдачи зарплаты, для начисления пенсий, как корпоративные карты, как сберегательные книжки и как средство для расчетов в магазинах.
На текущий момент «Золотая корона» имеет 5,95% от объема операций на российском рынке пластиковых карт и 6,07 % - от общей эмиссии банковских карт на территории России.
Сравнив современные международные и российские платежные системы, можно сделать следующий вывод:
- российские платежные системы являются неконкурентно способными на международном уровне, в то время как международные платежные системы активно завоевывают российский рынок.
- ассортимент и возможности
предлагаемых российских
- основное назначение карт, эмитированных российскими банками – снятие наличных по «зарплатным» проектам, в рамках которых организации не выдают сотрудникам заработанные деньги наличными, а перечисляют их на карточные счета; то есть российские банковские карты (в отличии от международных пластиковых карт) используются не как платежное средство, а как средство для получения наличных в банкоматах.
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке.
Рассмотрим расчет окупаемости организации выдачи кредитных карт в одном офисе. Исходные данные для реализации проекта приведены в таблице «Информация о финансовом продукте».
Информация о финансовом продукте | |
Виды кредита: |
Кредит на карту |
Средний размер кредита, руб. |
3000-30000 |
Кол-во точек продаж: |
1 офис |
Кол-во планируемых точек: |
3 прицепки |
Месяцы max продаж: |
январь, февраль, март, август, октябрь, ноябрь,декабрь |
Месяцы min продаж: |
апрель, май, июнь, июль, |
Риск невозврата |
1% |
Проект «Кредитная карта» предполагает открытие ссудного счета клиенту банка и привязку к счету пластиковой карты. Таким образом, пластиковая карта выступает доступом к кредитным средствам на ссудном счете.
Исходя из рыночных условий, наиболее востребованный размер кредита составляет от 3000 до 30000 рублей.
В одном офисе продаж планируется оборудовать три рабочих места. Режим работы офиса – 22 рабочих дня в месяц.
При расчете учитывается сезонность спроса на массовый кредит.
Для организации проекта Банк несет определенные расходы:
Расходы | |
Накладные расходы, руб. |
|
Заработная плата сотрудника фронт-офиса и налоги |
15000 |
Арендная плата за линию |
900 |
Арендная плата |
2500 |
Комиссия за открытие счета |
1%, но не менее 5$ |
Комиссия «Золотой Короне» |
0,2% |
Себестоимость пластиковой карты |
170 |
Итого накладных расходов |
18400 |
Единовременные затраты, руб. | |
Организационно-техническое обеспечение рабочего места |
57600 |
Рекламное оформление рабочего места |
3500 |
Подключение к серверу |
201000 |
Подключение к ПО «Розничное кредитование» |
1340 |
Итого единовременные затраты |
263440 |
Затраты состоят из:
Финансовый продукт для клиента
Параметры финансового продукта | |
Средняя сумма кредита |
15000 |
Стоимость изготовления карты |
200 |
Процентная ставка по кредиту |
18% |
Ежемесячная комиссия |
0,50% |
Предполагаемый процент обналичивания кредитных средств |
60,00% |
Комиссия за обналичивание кредитных средств |
4,00% |
Единовременная комиссия |
1% |
Срок кредита в месяцах |
12 |
Банк предлагает кредит под 18% годовых на срок 12 месяцев с ежемесячной комиссией за ведение ссудного счета 0,5% со стоимостью обналичивания средств 4% от суммы обналиченных средств, единовременная комиссия за выдачу кредита составляет 1%.
Финансовый результат = Суммарные доходы за вычетом трансфертных цен – Суммарные расходы
Трансфертная цена – это плата за обналичивание кредитных средств в инфраструктуре (банкоматах) сторонних банков (составляет 11,4%).
Расчет окупаемости карточного проекта приведен в таблице 4 приложения.
Выдачи за месяц = Количество выдач * Средняя сумма кредита
Кредитный портфель = Выдачи за месяц – Ежемесячный платеж – Выдачи за месяц * Риск невозврата
Доходы от ежемесячной комиссии = ∑Выдач * Ежемесячная комиссия
Доходы процентные = Кредитный портфель * Процентная ставка * Количество дней месяца / 365
365 – количество дней в году.
Доходы от единовременной комиссии = Выдачи за месяц * Единовременная комиссия
Доходы от комиссии за обналичивание = Выдачи за месяц * Процент обналичивания * Комиссия за обналичивание
Доходы от персонализации карт = Количество выдач * Стоимость изготовления карты
Доходы общие = ∑Доходов - ∑Доходов * 11,4% / 100
(∑Доходов * 11,4%) – трансфертная цена.
Расходы комиссии на открытие ссудного счета зависят от суммы кредита, если единовременная комиссия от суммы превышает или равна $5 в рублевом эквиваленте, то величина комиссии составляет 1% от суммы кредита, в противном случае – она составляет $5 в рублевом эквиваленте.
Расходы на комиссию ЦФТ = Выдачи за месяц * Процент обналичивания * Комиссия ЦФТ, руб.
Расходы общие = ∑Расходов – Ежемесячные выплаты
При реализации проекта с января проект окупается в марте, сумма прибыли составит 31431,9 рублей. Срок окупаемости составляет 2 месяца. Нарастающим итогом годовой финансовый результат составит 2003091,5 рублей от одного офиса продаж.
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт
3.1. Проблемы формирования единой правовой базы использования пластиковых карт в России
Не смотря на тот факт, что пластиковые банковские карты появились в России, как уже указывалось выше, лет десять – пятнадцать назад, понятие банковской карты, как и многих других касающихся этих отношений понятий, отсутствовало в нормативных документах вплоть до 2005 года. Чаще всего, банки сами давали определение своим продуктам в заключаемых с клиентами договорах и это определение напрямую зависело от вида карты (так, в одной и той же кредитной организации банковская карта в зависимости от заключаемого договора определялась как дебетовая или как кредитная карта).
Информация о работе Теоретические основы функционирования карточной платежной системы