Развитие операций с пластиковыми картами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-изучение теоретических основ карточных продуктов;
-определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
-определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт;
-описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….……….6
1. Теоретические аспекты кредитного карточного бизнеса в России………………………..….8
1.1 Понятие карточного продукта и банковской карты……………………………..….….....8
1.2 Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов
по сравнению с классическими кредитными продуктами банков……………………….…….10
1.3 Российский рынок карточных кредитных продуктов. Конкурентоспособность
и продвижение карточных продуктов банков……………………………………………..….14
2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых карт.……………….…..25
2.1 Анализ динамики выпуска и применения пластиковых карт в России…………..25
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………………………......32
2.3 Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»................................42
3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке
пластиковых карт……………………………………………………………………….…...….….46
3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России…...46
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт……………………………………………..52
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий……..56
Заключение…………………………………………………………………………………………62
Список использованных источников……………………………………………………………..65
Приложение А. Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года……………...………...…………………………………………………………………..68
Приложение Б. Рейтинг банков по количеству выпущенных пластиковых карт. …..………..70

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 736.56 Кб (Скачать)

Указанные выше качественные и количественные показатели существенно повышают привлекательность  как кредитных карточных продуктов  ОАО «МДМ Банк», так и банка  в целом.

Кроме того,  важным моментом при проведении оценки  программы   повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов является ее непрерывность. Поскольку   только  в  этом случае существует реальная возможность корректировки  запланированных действий, а также своевременное проведение мероприятий   по   устранению   угроз   со  стороны   внешней    и     внутренней  среды. Также  следует учесть, что только при  проведении непрерывной оценки будет достигаться реальная экономия финансовых и других видов средств ОАО «МДМ Банк».

В заключение следует отметить, что  по итогам проведения анализа рынка  Новосибирска были выявлены основные направления программы повышения  конкурентоспособности кредитных  карточных продуктов для ОАО  «МДМ Банк». Также были разработаны  этапы разработки и реализации программы, и проведена оценка эффективности  всего проекта с использованием количественных и качественных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Банковская конкуренция - это совершающийся  в динамике процесс соперничества  коммерческих банков и прочих кредитных  институтов, в ходе которого они  стремятся обеспечить себе прочное  положение на рынке кредитов и  банковских услуг.

ОАО «МДМ Банк» - является одним из прогрессивных банков в России и занимает лидирующие позиции среди частных банков. Планы стратегического развития Банка направлены на то, чтобы не только сохранить достигнутые позиции, но и добиться качественного повышения стандартов обслуживания, увеличить доходность и продолжить согласованный и поступательный рост бизнеса по всем направлениям.

Суть основной стратегии ОАО  «МДМ Банк» – создание универсального банка, который развивается во всех областях как корпоративного, так  и розничного бизнеса, представлен  практически на всей территории России и опирается в развитии бизнеса  на собственную филиальную сеть, являющуюся его основным конкурентным преимуществом.

Современные коммерческие банки функционируют  в роли продавцов или покупателей  практически во всех рыночных секторах.

Для того, чтобы успешно «продавать»  свои продукты банк должен обеспечить им соответствующий уровень конкурентоспособности, который сделал бы их востребованными  на рынке банковских услуг.

Анализ деятельности  ОАО «МДМ Банк» позволил выявить основные тенденции развития банка должны существенно повлиять на его финансовую устойчивость и платежеспособность.

Одним из ключевых факторов успешного  функционирования ОАО «МДМ Банк»  на рынке банковских услуг является успешная реализация программы разработки и продвижения карточных продуктов.

ОАО «МДМ Банк» выпускает  карты трех платежных систем: Visa international; MasterCard Worldwide; российской платежной системы «Золотая Корона».

В период 2008 – начале 2009 гг. наблюдается  тенденция резкого уменьшения выпуска  кредитных карт (с 60% до 35%) в 2008 при  росте выпуска дебетовых карт (с 40% до 65%). Данная динамика связана  с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2009 году наблюдается постепенное  выравнивание ситуации. Доля кредитных  карт увеличивается с 35% до 41% при  одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%.

На основе анализа динамики деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке  пластиковых карт были определены основные пути возможного повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».

Указанные пути классифицированы на методы ценовой конкуренции, к основным из которых отнесены:

  1. упрощенная система подачи документов для клиентов, имеющих положительную кредитную историю;
  2. выдача постоянным клиентам с высоким кредитным рейтингом бесплатных именных карт;
  3. проведение переговоров с ФГУП «Почта России» о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии за счет увеличение объема привлеченных клиентов;
  4. проведение почтовых рассылок кредитных карт для клиентов ОАО «МДМ Банк» с положительной кредитной историей.

К методам неценовой конкуренции  отнесены следующие пути повышения  конкурентоспособности кредитных карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»:

    • увеличение скорости обслуживания клиентов;
    • поддержание высокого уровня своевременности осуществления операций;
    • увеличения времени доступа клиента в банк - часы работы банка (в данный момент время работы наиболее популярных офисов банка увеличено на 1 час – до 21.00);
    • качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер);
    • личностная сторона отношений с банком;
    • увеличение количества банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств для гашения кредитов);
    • постоянная модификация, совершенствование существующих кредитных карточных продуктов, а также разработка новых кредитных карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка;
    • разработка и постоянная корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися рыночными условиями;
    • разработка речевых модулей для кредитных экспертов, способствующих повышению привлекательности кредитных карточных продуктов при консультировании клиентов;
    • проведение акций продвижения продуктов;
    • реклама в средствах массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;
    • проведение почтовых рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов с праздниками;
    • разработка совместных программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению (такими, как авиакомпании, крупные ритейлеры, туристические компании и пр.).

Реализация данных направлений  развития позволит сохранить устойчивость банка, упрочить лидирующие позиции  в банковской сфере страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  (ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности" //  "Российская газета". – 10.02.1996. – N 27.
  2. "Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 23.09.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2005 N 6431) //  "Вестник Банка России". – 30.03.2005. – N 17.
  3. Ахмедова А. Кредит недоверия подходит к концу // Коммерсант, 2007. - № 28. – с. 4.
  4. Балабанов А.И., Боровкова Вик.А., Боровкова Вал.А., Гончарук О.В., Крамарев А.М., Мурашова С.В., Пирогова О.Е. Банки и банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  5. Банковская система в условиях кризиса. Аналитическая записка Департамента консалтинга РБК // RBC-Daily, 2009. - № 1. – С. 11.
  6. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н, Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 592 с.
  7. Банковское дело : учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Экономией., 2006.
  8. Банковское дело: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 602 с.
  9. Беллис С. Деньги не пластик // Эксперт, 2006. - № 4. – с. 8.
  10. Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский А.Ю. и др. Пластиковые карты (5-е изд., перераб. и доп.). - "БДЦ-пресс", 2005. – 624 с.
  11. Воронцова Е. Назад, к конвертам // Газета «Новые известия», 2009. - № 21. – С. 6.
  12. Глушкова Н.Б. М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. - 432 с.
  13. Дементьева К. Рынок карт живет на одну зарплату. Рост эмиссии обеспечили зарплатные проекты // Электронная версия газеты «Коммерсант» - www.kommersant.ru от 20.05.2009 г.
  14. Егоров А. Пластмассовый бизнес // Эксперт Волга», 2009. - №4-5 (138)/9. – с. 21.
  15. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. М.: Издательство «БДЦ-Пресс», 2009. – 131 с.
  16. Ивантер А. Карточный бизнес в России. // «Эксперт». – 2009. –  №18 (559). – С. 26.
  17. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес. М.: Издательство «БДЦ-Пресс», 2007. – 203 с.
  18. Ковалева Е. Процесс вытеснения кредитными картами обычных потребительских кредитов набирает обороты // Журнал «Деньги». – 2009. –  № 22(677). –С. 18.
  19. Копытин В.Ю. Технология проведения расчетно-кассовых операций с использованием банковских карт в России // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №12. – с. 9.
  20. Лаштун Е. Пластиковые карты на пути к россиянам // Деньги,2009. – № 2. – с. 16.
  21. Лебедев С. Владельцы пластиковых карт – кто они? // Деньги и кредит, 2009. - № 2. – с. 19.
  22. Маренков Н.Л. Банковский маркетинг: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 272 с.
  23. Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. Корпоративный бюллетень (2002-2010, г. Новосибирск).
  24. Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области за 2000-2009 гг. Новосибирск 2010 г.
  25. Нестерова Т.Н. Банковский менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2008. – 94с.
  26. Официальный сайт платежной системы «Union Card» // www.ncc-uc.ru
  27. Официальный сайт платежной системы «Золотая Корона» // www.korona.net
  28. Официальный сайт платежной системы «Сберкарт» // www.sbercard.ru
  29. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // www.cbr.ru
  30. Официальный сайт ОАО «МДМ Банк». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mdm.ru
  31. Паника на российском рынке банковских карт закончилась // Финансовые известия, 2009. - № 10.
  32. Перспективы рынка кредитных карт // «Банковское дело». – 2007. – № 6. – С. 32-33.
  33. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 271с.
  34. Рейтинг РБК. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rbc.ru
  35. Рынок кредитных карт - перспективы развития // "Банковское дело в Москве". – 2006. – № 3. – С. 33-35.
  36. Семенова Р.А. Банковское дело и валютные операции: Учебное пособие / Новосибирск: НГАВТ, 2009. – 151 с.
  37. Смирнов Е. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. // «Банковское дело». – 2008. – № 10. – С. 7.
  38. Суранов С. Карты, деньги, два пути // Экономика и жизнь, 2008. - № 34 (9248), - c. 32.
  39. Трушина Н. Кредитные карты в 2009 году: выгодно или нет? // [Электронный ресурс] - www.klerk.ru от 09 февраля 2009.
  40. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. – М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2009. – 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Рейтинг  банков по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года

Банк

Количество пластиковых карт в  обращении на 1 января 2009 года (шт.)

в т.ч. платёжной системы Visa (шт.)

в т.ч. платёжной системы MasterCard (шт.)

в т.ч. платёжной системы Union Card (шт.)

в т.ч. платёжной системы STB (шт.)

в т.ч. платёжной системы NCC (шт.)

в т.ч. платёжной системы Сберкарт (шт.)

в т.ч прочих платёжных систем (шт.)

1

Сбербанк

30 438 932

11 469 784

15 773 330

0

0

0

3 195 818

0

2

Альфа-Банк

5 127 983

4 402 789

725 190

0

0

0

0

4

3

ВТБ 24

3 918 471

3 774 373

144 074

0

0

0

0

24

4

Уралсиб

3 817 873

1 670 610

746 630

0

0

0

0

1 269 720

5

Росбанк

3 709 939

1 708 086

1 949 918

0

0

0

0

51 935

6

Транскредитбанк

2 785 301

2 227 765

557 536

0

0

0

0

0

7

Балтийский Банк

1 565 153

1 238 511

326 642

0

0

0

0

0

8

Райффайзенбанк

1 451 144

-

-

-

-

-

-

-

9

МДМ Банк

1 423 064

478 083

11 208

126 418

0

0

0

807 355

10*

Возрождение

1 292 104

-

-

-

-

-

-

-

10

Мастер-Банк

1 059 460

412 464

376 567

-

-

-

-

654

11

Собинбанк

873 159

632 084

240 777

0

0

0

0

298

12

ОТП Банк

750 122

454 113

0

0

0

0

0

296 009

13

АК Барс

695 694

260 548

168 323

119 650

32 817

0

0

114 356

14

Промсвязьбанк

623 500

436 450

187 050

0

0

0

0

0

15

Финсервис

596 517

429 042

167 475

0

0

0

0

0

16

Банк Санкт-Петербург

588 500

381 970

59 108

0

0

0

0

147 422

17

Юниаструм Банк

560 646

559 513

1 133

0

0

0

0

0

18

Петрокоммерц

555 799

516 762

39 001

0

0

0

0

36

19

УБРР

555 435

493 985

37 426

24 024

0

0

0

0

20

Ренессанс Кредит

549 816

53 715

496 101

0

0

0

0

0

21

СКБ-Банк

535 200

465 000

0

70 200

0

0

0

0

22

Юникредит Банк

494 932

444 732

50 200

0

0

0

0

0

23

Девон-Кредит

421 122

276 161

0

144 961

0

0

0

0

24

Запсибкомбанк

420 050

316 052

103 998

0

0

0

0

0

25

Связь-Банк

411 242

392 471

18 771

0

0

0

0

0

26

Челиндбанк

332 362

332 362

0

0

0

0

0

0

27

Севергазбанк

317 903

317 525

378

0

0

0

0

0

28

Кредит Европа Банк

306 566

141 213

100 416

-

-

-

-

64 887

29

Бинбанк

286 361

-

-

-

-

-

-

-

30

Левобережный

272 335

0

150

0

0

0

0

272 185

31

Татфондбанк

261 102

205 406

47 278

0

0

0

0

8 418

32

Русь-Банк

251 628

87 112

164 516

0

0

0

0

0

33

Авангард

247 676

119 174

128 502

0

0

0

0

0


Окончание Приложения А

 

34

Номос-Банк

231 742

-

-

-

-

-

-

-

35

Всероссийский банк развития регионов

205 849

-

-

-

-

-

-

-

36

МБРР

205 281

140 313

64 968

0

0

0

0

0

37

Инвестиционный Городской Банк

199 551

199 534

17

0

0

0

0

0

38

Газбанк

195 215

16 471

56

0

0

178 682

0

6

39

Примсоцбанк

191 064

0

0

0

0

0

0

191 064

40

БСЖВ

188 204

181 265

6 939

0

0

0

0

0

41

ИнвестКапиталБанк

168 199

5 724

162 475

0

0

0

0

0

42

Росевробанк

158 710

142 237

16 300

0

0

0

0

173

43

Стройкредит

138 696

138 696

0

0

0

0

0

0

44

Пробизнесбанк

125 629

60 512

65 059

0

0

0

0

58

45

Центр-Инвест

124 527

24 922

99 605

0

0

0

0

0

46

Кредитный Агропромбанк

115 721

106 385

9 336

0

0

0

0

0

47

Автовазбанк

106 077

4 425

8

0

0

101 644

0

0

48

Азиатско-Тихоокеанский банк

100 000

100 000

0

0

0

0

0

0

49

Московский Кредитный Банк

97 538

77 773

19 765

0

0

0

0

0

50

СДМ-Банк

94 780

66 047

28 564

0

0

0

0

169

Информация о работе Развитие операций с пластиковыми картами