Развитие операций с пластиковыми картами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-изучение теоретических основ карточных продуктов;
-определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
-определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт;
-описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….……….6
1. Теоретические аспекты кредитного карточного бизнеса в России………………………..….8
1.1 Понятие карточного продукта и банковской карты……………………………..….….....8
1.2 Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов
по сравнению с классическими кредитными продуктами банков……………………….…….10
1.3 Российский рынок карточных кредитных продуктов. Конкурентоспособность
и продвижение карточных продуктов банков……………………………………………..….14
2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых карт.……………….…..25
2.1 Анализ динамики выпуска и применения пластиковых карт в России…………..25
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………………………......32
2.3 Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»................................42
3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке
пластиковых карт……………………………………………………………………….…...….….46
3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России…...46
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт……………………………………………..52
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий……..56
Заключение…………………………………………………………………………………………62
Список использованных источников……………………………………………………………..65
Приложение А. Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года……………...………...…………………………………………………………………..68
Приложение Б. Рейтинг банков по количеству выпущенных пластиковых карт. …..………..70

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 736.56 Кб (Скачать)

Количество кредитных  организаций, осуществляющих эмиссию  и эквайринг банковских карт в  России представлено в таблице 2.2 [29].

 

Таблица 2.2 - Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт в России на 2009 года

Вид кредитных  организаций

Количество

Количество кредитных  организаций, занимающихся эмиссией или  эквайрингом банковских карт

707

Количество кредитных  организаций-эмитентов

665

Количество кредитных  организаций-эквайеров

638


 

Согласно информации Банка России, в среднем по стране за одну транзакцию российский  владелец пластиковой   карточки получает  в   банкомате   четыре  тысячи рублей (в Москве — около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по  России за  одну транзакцию  списывается  около  1,3   тыс. рублей   (в Москве — около 2 тыс. рублей).

              Средние размеры транзакций по пластиковым картам в России представлены на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Средние размеры транзакций по пластиковым картам в России

 

Три четверти, а точнее, 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы — Visa и MasterCard. Система Visa сегодня считается лидером (около 41% российского рынка). При этом в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тыс. торговых точек и примерно в 25 тыс. банкоматов.

Развитие рынка кредитных карт в России является одним из приоритетных направлений бизнеса Visa.

Дебетовые карты Visa являются самыми популярными, надежными и наиболее широко распространенными  картами в России. Дебетовые карты Visa помогают их владельцам совершать  покупки, оплачивать услуги и осуществлять коммерческие операции в Интернете  так же легко, быстро и безопасно, как и при использовании наличных денег.

Visa Electron - самая популярная карта  в России и в регионе СЕМЕА  в целом. На конец первого  полугодия 2009 г. в СЕМЕА насчитывалось  свыше 112 млн. карт.

Согласно данным Visa, годовой оборот по ее картам в России за прошлый год составил около 43,8 млрд. долларов (69−процентный рост по сравнению с 2008 годом). При этом на фоне увеличения общего оборота по картам Visa отмечается и рост платежей по этим карточкам за товары и услуги — в среднем на 50% в год. За 2008 год картами Visa россияне оплатили товаров и услуг более чем на 3,4 млрд. долларов, при этом количество транзакций в торгово-сервисной сети увеличилось вдвое и достигло 56,7 млн.

Система MasterCard, по данным Центробанка, сейчас занимает не менее 35% отечественного рынка пластиковых карт. По некоторым неофициальным данным, в России этой системой уже выпущено около 20 млн. карт, и, таким образом, доля рынка, занимаемая MasterCard, приблизилась к показателям Visa [9, с. 8].

Объективные показатели по безналичным расчетам за товары и услуги говорят о динамичном развитии рынка. По данным Центрального банка России за третий квартал 2008 года, при общем росте числа эмитированных банками пластиковых карт на 20−30% общий объем операций увеличился в среднем на 40−50%, а объемы денег, переведенных гражданами за товары и услуги, минуя наличную форму, – в среднем в два раза.

По прогнозу ЦБ РФ, в 2010 году на каждого жителя России будет приходиться по одной банковской карте, что близко к общеевропейскому уровню [14, с. 21].

Таким образом, по мнению аналитиков, сегодня на рынке пластиковых  карт наблюдается некоторое снижение темпов по различным показателям, однако данные трудности будут лишь временными и в дальнейшем рост эмиссии карт и доля их использования увеличатся.

Данные по объемам операций по пластиковым  картам за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Объемы операций по пластиковым картам за 2007-2009 гг.

Показатель 

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Общий объем операций, в млн. руб.

4 248,464

6 240,392

9 114, 237

В том числе:

     

по получению наличных

3 972, 314

5 777, 276

8 102,556

по оплате товаров, работ и услуг

276,15

463,116

1 011,681


 

Динамика изменения общего объема операций с использованием пластиковых  карт за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика изменения общего объема операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг.

Динамика изменения отдельных  видов операций с использованием пластиковых карт за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Динамика изменения отдельных видов операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг.

 

Таким образом, в целом наблюдается  устойчивая тенденция роста объемов  операций по пластиковым картам в  России.

В 2007 году рост объема операций в целом  составил 46,9% (рост объема операций по получению наличных – 45,4%; рост объема операций по оплате товаров, работ и  услуг – 76,8%) по сравнению с 2006 годом. В 2008 году тенденция также сохранила  положительное значение, несмотря на снижение темпов эмиссии карт. При  этом в 2008 году рост объема операций в  целом составил 46,1% (рост объема операций по получению наличных – 40,3%; рост объема операций по оплате товаров, работ и  услуг – 118,6%) по сравнению с 2007 годом.

Активных пользователей  карт в целом по России не так  уж и много, а вот зарплатные проекты  охватили большую часть населения страны.

Постепенный уход от наличных денег  – это нормальное и неизбежное условие жизни экономически развитого  общества. Так можно контролировать денежные потоки, бороться с отмыванием криминальных денег и «серыми» зарплатами. В экономически развитых странах такая система работает отлично и себя оправдывает  на  сто  процентов  [11, с. 6].

Расчеты с использованием пластиковых карт набирают популярность среди новосибирцев медленнее, чем  хотелось бы банкирам.

По итогам первого квартала 2009 года оборот по эквайрингу составил лишь 5,8 млрд. рублей, что почти в 16 раз меньше, чем оборот наличных средств (92 млрд. рублей). Население  все еще боится оплачивать товары и услуги картами, а ритейлеры  неохотно устанавливают терминалы. Однако банкиры уверены, что вскоре доля эквайринга значительно возрастет.

В январе-марте этого года новосибирцы потратили 92,186 млрд. рублей, а вот картами расплатились лишь на 5,8 млрд. рублей, что составляет лишь 6,2% в общем обороте наличных средств. В первом квартале по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года оборот по эквайрингу вырос на 58,7%.

Банкиры объясняют небольшой  объем таких операций особенностями  российского менталитета. Население  до сих пор не привыкло к картам. В настоящий момент более 50% новосибирцев, получая заработную плату "на карточку", предпочитают сразу же полностью  обналичить ее. Такая позиция объяснима. Ведь население с невысокой заработной платой привыкло отовариваться в  дискаунтерах, а также на рынке  или в ларьках, где нет терминалов для расплаты банковскими картами [3, с.4].

 

 

2.2  Характеристика  деятельности ОАО «МДМ Банк

 

 

 

Фирменное (полное официальное) наименование объединенного банка: Открытое акционерное общество «МДМ Банк». Cокращенное фирменное наименование объединенного банка: ОАО «МДМ Банк». Hаименование объединенного банка на английском языке: MDM Bank, Open Joint Stock Company

Новый МДМ Банк предлагает своим клиентам лучшие финансовые продукты и услуги из линеек двух банков: комплексное обслуживание корпоративных клиентов, традиционные и инновационные услуги для частных лиц. В результате расширения сети офисов банка услуги и продукты МДМ Банка стали доступными огромному числу юридических и физических лиц по всей стране.

МДМ Банк работает по мировым стандартам, гарантируя высокое качество обслуживания, профессиональный подход и уважение к клиентам. У крупнейшего банка гораздо больше возможностей идти навстречу каждому конкретному клиенту становится больше. Это касается и удобства обслуживания, и новых предложений по банковским продуктам.

Структура собственников  голосующих акций МДМ Банка (рис. 2.6): 
MDM Holding SE - 70,6% (бенефициарные владельцы Сергей Попов, Игорь Ким, Мартин Андерссон), компания Olivant (6,7%); Европейский банк реконструкции и развития (5,2%), Международная финансовая корпорация (3,6%),   Russia   Partners   (Siguler  Guff & Company) - 3,3%, Андрей Бекарев (2,5%), Александр Таранов (2,2%), Troika Capital Partners   (2,3%) и DEG (1,9%). Доля прочих акционеров составляет 1,5% голосующих акций.

ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших банков России, предлагающий универсальную  линейку продуктов и услуг  как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Структура акционеров ОАО «МДМ Банк»

 

МДМ Банк придерживается сбалансированной бизнес-модели – финансовое, розничное  и корпоративное направления  занимают равный объем в структуре  активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний отдельных  рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.

Корпоративному бизнесу МДМ  Банк предлагает схемы финансирования с использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга, широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование и торговое финансирование.

Оптимизировать денежные потоки корпоративных  клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств в векселя и депозиты банка.

Казначейство   банка проводит   межбанковские   операции,   операции   с  ценными бумагами на внутрироссийском и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов.

Одним из приоритетных   направлений  деятельности  банка    является   поддержка    малого бизнеса и предпринимательства.  В банке   действует ряд   программ,  в том    числе и совместных с международными  финансовыми     институтами, направленных  на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России. Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка во многих регионах страны.

Розничное направление работы банка  направлено на предоставление востребованных   рынком   массовых высокотехнологичных  продуктов  и      качественного   сервиса.   Вклады,  кредиты,   банковские     переводы,   пластиковый бизнес – во многих   регионах   МДМ Банк    является    лидером   по  этим   направлениям. А    по объемам  розничного  кредитования  входит в десятку крупнейших российских банков.

Банк является эмитентом пластиковых  карт ряда международных и отечественных  платежных систем.

Компания осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями европейского законодательства по следующим  направлениям:

  • брокерское обслуживание клиентов;
  • доверительное управление инвестиционными портфелями клиентов;
  • услуги андеррайтинга;
  • депозитарные услуги;
  • маржинальное кредитование клиентов;
  • услуги инвестиционного консультанта;
  • услуги на рынке FOREX.

МДМ Банк является держателем 100% акций MDM INVESTMENTS LIMITED. Деятельность    компании  как  полноправного участника профессионального инвестиционного   сообщества  Европейского  союза направлена     на обеспечение клиентов МДМ Банка  всеми преимуществами  работы на международных и российских финансовых площадках.

Анализ структуры и динамики активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы представлен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Анализ  структуры  и  динамики активов   ОАО  «МДМ Банк»            за 2006-2008 годы

Активы

2006 год

2007 год

Абсолютная разница

Прирост, в %

2008 год

Абсолютная разница

Прирост, в %

Денежные и приравненные к ним  средства

7 881

5 770

-2 111

-26,79

49 952

44 182

765,7

Обязательные резервы, депонированные в Центральном банке РФ

1 095

1 562

467

42,6

158

- 1 404

-89,88

Счета и депозиты в банках

13 377

14 638

1 261

9,43

2 651

2 540

22388, 29

Финансовые инструменты, имеющиеся  в наличии для продажи

Нет данных    

111

111

-

2 155

2 044

1 841,44

Финансовые инструменты, оцениваемые  по справедливой стоимости, изменения  которой отражаются в составе  прибыли или убытка за период

12 298

5 808

-6 491

-52,7

3 409

- 2 399

-41,31

Кредиты, выданные клиентам

67 406

127 000

59 595

88,41

131 686

4 686

3,69

Прочие активы

630

776

146

23,22

879

103

3,27

Деловая репутация (гудвил)

6 494

6 494

0

0

6 494

0

0

Требования по отложенному налогу

155

Нет данных

-155

-

362

-

Основные средства

2 275

3 673

1 397

61,41

4 865

1 192

32,42

Всего активов

111 611

165 831

54 220

48,58

208 899

43 068

25,97

Информация о работе Развитие операций с пластиковыми картами