Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-изучение теоретических основ карточных продуктов;
-определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
-определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт;
-описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт.
Введение…………………………………………………………………………………….……….6
1. Теоретические аспекты кредитного карточного бизнеса в России………………………..….8
1.1 Понятие карточного продукта и банковской карты……………………………..….….....8
1.2 Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов
по сравнению с классическими кредитными продуктами банков……………………….…….10
1.3 Российский рынок карточных кредитных продуктов. Конкурентоспособность
и продвижение карточных продуктов банков……………………………………………..….14
2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых карт.……………….…..25
2.1 Анализ динамики выпуска и применения пластиковых карт в России…………..25
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………………………......32
2.3 Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»................................42
3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке
пластиковых карт……………………………………………………………………….…...….….46
3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России…...46
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт……………………………………………..52
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий……..56
Заключение…………………………………………………………………………………………62
Список использованных источников……………………………………………………………..65
Приложение А. Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года……………...………...…………………………………………………………………..68
Приложение Б. Рейтинг банков по количеству выпущенных пластиковых карт. …..………..70
Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт в России представлено в таблице 2.2 [29].
Таблица 2.2 - Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт в России на 2009 года
Вид кредитных организаций |
Количество |
Количество кредитных организаций, занимающихся эмиссией или эквайрингом банковских карт |
707 |
Количество кредитных организаций-эмитентов |
665 |
Количество кредитных организаций-эквайеров |
638 |
Согласно информации Банка России, в среднем по стране за одну транзакцию российский владелец пластиковой карточки получает в банкомате четыре тысячи рублей (в Москве — около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по России за одну транзакцию списывается около 1,3 тыс. рублей (в Москве — около 2 тыс. рублей).
Средние размеры транзакций по пластиковым картам в России представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Средние размеры транзакций по пластиковым картам в России
Три четверти, а точнее, 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы — Visa и MasterCard. Система Visa сегодня считается лидером (около 41% российского рынка). При этом в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тыс. торговых точек и примерно в 25 тыс. банкоматов.
Развитие рынка кредитных карт в России является одним из приоритетных направлений бизнеса Visa.
Дебетовые карты Visa являются самыми популярными,
надежными и наиболее широко распространенными
картами в России. Дебетовые карты
Visa помогают их владельцам совершать
покупки, оплачивать услуги и осуществлять
коммерческие операции в Интернете
так же легко, быстро и безопасно,
как и при использовании
Visa Electron - самая популярная карта в России и в регионе СЕМЕА в целом. На конец первого полугодия 2009 г. в СЕМЕА насчитывалось свыше 112 млн. карт.
Согласно данным Visa, годовой оборот по ее картам в России за прошлый год составил около 43,8 млрд. долларов (69−процентный рост по сравнению с 2008 годом). При этом на фоне увеличения общего оборота по картам Visa отмечается и рост платежей по этим карточкам за товары и услуги — в среднем на 50% в год. За 2008 год картами Visa россияне оплатили товаров и услуг более чем на 3,4 млрд. долларов, при этом количество транзакций в торгово-сервисной сети увеличилось вдвое и достигло 56,7 млн.
Система MasterCard, по данным Центробанка, сейчас занимает не менее 35% отечественного рынка пластиковых карт. По некоторым неофициальным данным, в России этой системой уже выпущено около 20 млн. карт, и, таким образом, доля рынка, занимаемая MasterCard, приблизилась к показателям Visa [9, с. 8].
Объективные показатели по безналичным расчетам за товары и услуги говорят о динамичном развитии рынка. По данным Центрального банка России за третий квартал 2008 года, при общем росте числа эмитированных банками пластиковых карт на 20−30% общий объем операций увеличился в среднем на 40−50%, а объемы денег, переведенных гражданами за товары и услуги, минуя наличную форму, – в среднем в два раза.
По прогнозу ЦБ РФ, в 2010 году на каждого жителя России будет приходиться по одной банковской карте, что близко к общеевропейскому уровню [14, с. 21].
Таким образом, по мнению аналитиков, сегодня на рынке пластиковых карт наблюдается некоторое снижение темпов по различным показателям, однако данные трудности будут лишь временными и в дальнейшем рост эмиссии карт и доля их использования увеличатся.
Данные по объемам операций по пластиковым картам за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Объемы операций по пластиковым картам за 2007-2009 гг.
Показатель |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
Общий объем операций, в млн. руб. |
4 248,464 |
6 240,392 |
9 114, 237 |
В том числе: |
|||
по получению наличных |
3 972, 314 |
5 777, 276 |
8 102,556 |
по оплате товаров, работ и услуг |
276,15 |
463,116 |
1 011,681 |
Динамика изменения общего объема операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика изменения общего объема операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг.
Динамика изменения отдельных видов операций с использованием пластиковых карт за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика изменения отдельных видов операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг.
Таким образом, в целом наблюдается устойчивая тенденция роста объемов операций по пластиковым картам в России.
В 2007 году рост объема операций в целом составил 46,9% (рост объема операций по получению наличных – 45,4%; рост объема операций по оплате товаров, работ и услуг – 76,8%) по сравнению с 2006 годом. В 2008 году тенденция также сохранила положительное значение, несмотря на снижение темпов эмиссии карт. При этом в 2008 году рост объема операций в целом составил 46,1% (рост объема операций по получению наличных – 40,3%; рост объема операций по оплате товаров, работ и услуг – 118,6%) по сравнению с 2007 годом.
Активных пользователей карт в целом по России не так уж и много, а вот зарплатные проекты охватили большую часть населения страны.
Постепенный уход от наличных денег – это нормальное и неизбежное условие жизни экономически развитого общества. Так можно контролировать денежные потоки, бороться с отмыванием криминальных денег и «серыми» зарплатами. В экономически развитых странах такая система работает отлично и себя оправдывает на сто процентов [11, с. 6].
Расчеты с использованием пластиковых карт набирают популярность среди новосибирцев медленнее, чем хотелось бы банкирам.
По итогам первого квартала 2009 года оборот по эквайрингу составил лишь 5,8 млрд. рублей, что почти в 16 раз меньше, чем оборот наличных средств (92 млрд. рублей). Население все еще боится оплачивать товары и услуги картами, а ритейлеры неохотно устанавливают терминалы. Однако банкиры уверены, что вскоре доля эквайринга значительно возрастет.
В январе-марте этого года новосибирцы потратили 92,186 млрд. рублей, а вот картами расплатились лишь на 5,8 млрд. рублей, что составляет лишь 6,2% в общем обороте наличных средств. В первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот по эквайрингу вырос на 58,7%.
Банкиры объясняют небольшой
объем таких операций особенностями
российского менталитета. Население
до сих пор не привыкло к картам.
В настоящий момент более 50% новосибирцев,
получая заработную плату "на карточку",
предпочитают сразу же полностью
обналичить ее. Такая позиция объяснима.
Ведь население с невысокой
Фирменное (полное официальное) наименование объединенного банка: Открытое акционерное общество «МДМ Банк». Cокращенное фирменное наименование объединенного банка: ОАО «МДМ Банк». Hаименование объединенного банка на английском языке: MDM Bank, Open Joint Stock Company
Новый МДМ Банк предлагает своим клиентам лучшие финансовые продукты и услуги из линеек двух банков: комплексное обслуживание корпоративных клиентов, традиционные и инновационные услуги для частных лиц. В результате расширения сети офисов банка услуги и продукты МДМ Банка стали доступными огромному числу юридических и физических лиц по всей стране.
МДМ Банк работает по мировым стандартам, гарантируя высокое качество обслуживания, профессиональный подход и уважение к клиентам. У крупнейшего банка гораздо больше возможностей идти навстречу каждому конкретному клиенту становится больше. Это касается и удобства обслуживания, и новых предложений по банковским продуктам.
Структура собственников
голосующих акций МДМ Банка (рис. 2.6):
MDM Holding SE - 70,6% (бенефициарные владельцы
Сергей Попов, Игорь Ким, Мартин Андерссон),
компания Olivant (6,7%); Европейский банк реконструкции
и развития (5,2%), Международная финансовая
корпорация (3,6%), Russia Partners
(Siguler Guff & Company) - 3,3%, Андрей Бекарев
(2,5%), Александр Таранов (2,2%), Troika Capital Partners
(2,3%) и DEG (1,9%). Доля прочих акционеров
составляет 1,5% голосующих акций.
ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших
банков России, предлагающий универсальную
линейку продуктов и услуг
как для корпоративных
Рисунок 2.6 – Структура акционеров ОАО «МДМ Банк»
МДМ Банк придерживается сбалансированной бизнес-модели – финансовое, розничное и корпоративное направления занимают равный объем в структуре активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний отдельных рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.
Корпоративному бизнесу МДМ Банк предлагает схемы финансирования с использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга, широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование и торговое финансирование.
Оптимизировать денежные потоки корпоративных клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств в векселя и депозиты банка.
Казначейство банка проводит межбанковские операции, операции с ценными бумагами на внутрироссийском и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов.
Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. В банке действует ряд программ, в том числе и совместных с международными финансовыми институтами, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России. Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка во многих регионах страны.
Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах МДМ Банк является лидером по этим направлениям. А по объемам розничного кредитования входит в десятку крупнейших российских банков.
Банк является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем.
Компания осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями европейского законодательства по следующим направлениям:
МДМ Банк является держателем 100% акций MDM INVESTMENTS LIMITED. Деятельность компании как полноправного участника профессионального инвестиционного сообщества Европейского союза направлена на обеспечение клиентов МДМ Банка всеми преимуществами работы на международных и российских финансовых площадках.
Анализ структуры и динамики активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Анализ структуры и динамики активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы
Активы |
2006 год |
2007 год |
Абсолютная разница |
Прирост, в % |
2008 год |
Абсолютная разница |
Прирост, в % |
Денежные и приравненные к ним средства |
7 881 |
5 770 |
-2 111 |
-26,79 |
49 952 |
44 182 |
765,7 |
Обязательные резервы, депонированные в Центральном банке РФ |
1 095 |
1 562 |
467 |
42,6 |
158 |
- 1 404 |
-89,88 |
Счета и депозиты в банках |
13 377 |
14 638 |
1 261 |
9,43 |
2 651 |
2 540 |
22388, 29 |
Финансовые инструменты, имеющиеся в наличии для продажи |
Нет данных |
111 |
111 |
- |
2 155 |
2 044 |
1 841,44 |
Финансовые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка за период |
12 298 |
5 808 |
-6 491 |
-52,7 |
3 409 |
- 2 399 |
-41,31 |
Кредиты, выданные клиентам |
67 406 |
127 000 |
59 595 |
88,41 |
131 686 |
4 686 |
3,69 |
Прочие активы |
630 |
776 |
146 |
23,22 |
879 |
103 |
3,27 |
Деловая репутация (гудвил) |
6 494 |
6 494 |
0 |
0 |
6 494 |
0 |
0 |
Требования по отложенному налогу |
155 |
Нет данных |
-155 |
- |
362 |
- |
- |
Основные средства |
2 275 |
3 673 |
1 397 |
61,41 |
4 865 |
1 192 |
32,42 |
Всего активов |
111 611 |
165 831 |
54 220 |
48,58 |
208 899 |
43 068 |
25,97 |
Информация о работе Развитие операций с пластиковыми картами