Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-изучение теоретических основ карточных продуктов;
-определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
-определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
-анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт;
-описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт.
Введение…………………………………………………………………………………….……….6
1. Теоретические аспекты кредитного карточного бизнеса в России………………………..….8
1.1 Понятие карточного продукта и банковской карты……………………………..….….....8
1.2 Особенности и конкурентные преимущества кредитных карточных продуктов
по сравнению с классическими кредитными продуктами банков……………………….…….10
1.3 Российский рынок карточных кредитных продуктов. Конкурентоспособность
и продвижение карточных продуктов банков……………………………………………..….14
2. Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых карт.……………….…..25
2.1 Анализ динамики выпуска и применения пластиковых карт в России…………..25
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………………………......32
2.3 Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»................................42
3. Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке
пластиковых карт……………………………………………………………………….…...….….46
3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России…...46
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт……………………………………………..52
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий……..56
Заключение…………………………………………………………………………………………62
Список использованных источников……………………………………………………………..65
Приложение А. Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года……………...………...…………………………………………………………………..68
Приложение Б. Рейтинг банков по количеству выпущенных пластиковых карт. …..………..70
В первую очередь, банки стали более серьезно подходить к анализу платежеспособности заемщиков, поскольку в текущей ситуации им необходимо быть еще более уверенными в качестве кредитного портфеля. Другими словами, даже в этом относительно сбалансированном в текущих кризисных условиях сегменте будет происходить снижение темпов выдачи займа. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, как точно отмечают аналитики, ужесточением требований к потенциальному заемщику, своего рода «заградительными мерами» согласно антикризисным планам самих банков. Во-вторых, снижением спроса со стороны потенциальных заемщиков, также не желающих рисковать в ситуации растущей безработицы или возможного резкого падения доходов [29].
Несколько лет назад, в период становления кредитно-пластикового бизнеса в России, реальная ставка кредитования с учетом всех комиссий составляла до 60%, а то и выше. Сегодня же абсолютно реально приобрести кредитный «пластик» стоимостью в два-три раза дешевле. До кризиса политика снижения ставок была связана с такими факторами, как конкуренция на рынке «пластикового» кредитования, появление новых программ и сервисов, а также повышение уровня финансовой грамотности клиентов. Однако кризис уже внес изменения и в планы развития этого банковского продукта.
Изменения на рынке кредитных карт
будут продолжаться, и они будут
следовать за рынком. Спад потребительской
способности проявится в
Будут ужесточаться и требования к
заемщикам. Кредиты будут выдаваться
преимущественно клиентам с высокой
платежеспособностью и хорошей
кредитной историей. Изменятся продукты
и лимиты кредитования, а в целом
рынок будет двигаться в
К слову, некоторые кредитные
На сегодняшний день тарифы по пластиковым кредитам варьируются в зависимости от валюты счета, вида карты, размера ежемесячного дохода и еще целого ряда критериев. Например, в Промсвязьбанке и «НОМОС Банке» ставка по счету в рублях составляет 24% годовых, в долларах США и евро 21-22%. В банке «ВТБ24» процентная ставка по карточному кредиту в рублях в случае документального подтверждения ежемесячного дохода на сумму от 30 тысяч рублей составляет также 24% годовых. Если же ежемесячный доход меньше, то ставка по кредиту в рублях будет уже 28% годовых.
Не секрет, что особой популярностью кредитки пользуются в сезон отпусков и праздников, поскольку все мы предпочитаем в случае непредвиденных ситуаций и трат всегда оставаться при деньгах.
Сейчас достаточно сложно прогнозировать ситуацию, которая будет складываться в 2011 году в «пластиковом» кредитовании частных лиц. Однако многие эксперты соглашаются, что все банки, которые продолжат выпускать кредитные карты, будут исповедовать политику взвешенного отношения к потенциальным клиентам.
Одними из основополагающих моментов, способствующих получению кредитной карты, будут являться чистота кредитной истории, открытость клиента перед банком. Стратегии в развитии бизнеса кредитных карт каждый банк будет выбирать самостоятельно, исходя из собственного положения в рамках общей финансовой ситуации и тенденций рынка кредитных карт, в том числе относительно процентных ставок и комиссий. Однако в целом могу предположить, что крупные, финансово-устойчивые банки, заявляющие о том, что программы по выпуску кредитных карт являются для них одним из приоритетных направлений в развитии розничного бизнеса, также продолжат эксплуатировать данное направление. Темпы развития можно будет обсуждать по факту, так как рост бизнеса, также как и по другим продуктам, будет зависеть от очень многих факторов.
С наступлением финансового кризиса более осторожное поведение демонстрируют и заемщики. В октябре-ноябре 2008 года мы наблюдали некоторый спад: объем операций по картам, а также количество заявок на получение кредиток несколько снизились. При этом в период кризиса увеличилось количество клиентов, желающих снизить кредитный лимит.
До кризиса количество подобных заявлений было на уровне 1%, теперь–порядка 5%.
Между тем кредитные организации
продолжают развивать пластик и
делать его более
Например, «Промсвязьбанк» разработал совместную программу с авиакомпанией «Трансаэро». Оформив кредитную карту, клиент получает возможность накопить бонусные баллы, чтобы затем обменять их на бесплатный полет или повышение в классе обслуживания в компании «Трансаэро». У «ВТБ24» есть предложение для активных пользователей мобильной связи: кредитная карта «Мобильный бонус 10%», которая позволяет возвращать деньги, потраченные на связь. Оформляя карту, клиент получает за ее использование денежный бонус до 4000 рублей в год. Не забыли банки и про прекрасный пол. Например, карта Visa Classic от «Альфа-банка» и журнала Cosmopolitan дает возможность получать скидки и подарки, совершая покупки в магазинах и бутиках, посещая салоны красоты и фитнес-центры.
Поэтому, несмотря на кризис, динамика развития рынка кредитных карт, вероятно, будет положительной. Ведь банкиры отмечают, что кризис не отменил их планов, а лишь скорректировал.
Тенденция такова, что через несколько лет абсолютно нормальным будет считаться наличие в кошельке сразу нескольких кредитных карт.
Проблема конкуренции, прежде всего
в рыночной экономике, выступает
в качестве одного из глобальных вопросов
экономической теории. Конкуренция
— это экономическое
В области совершенствования
В качестве инструмента реализации
мероприятий по повышению
Цель создания программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» следует обозначить как формирование положительной репутации ОАО «МДМ Банк» на рынке кредитных карточных продуктов, а также привлечение дополнительного числа клиентов. Результатом реализации проекта будет являться создание программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».
Основными этапами разработки проекта будут являться:
Одним из направлений увеличения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» является совершенствование политики ценовой и неценовой конкуренции.
Ценовая осуществляется путем изменения цен. Неценовая основана на улучшении качественных характеристик продукта и проведении целенаправленной политики его дифференциации (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Мероприятиями ОАО «МДМ Банк» при проведении ценовой конкуренции могут быть:
В рамках повышения преимуществ карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» в данной области рекомендуется придерживаться политики предоставления льгот и бонусов постоянным клиентам, таких как:
Кредитный лимит по карте зависит от суммы предыдущего кредита клиента в ОАО «МДМ Банк», условия кредитования аналогичны продукту «Кредитная карта Visa» ОАО «МДМ Банк». Кредит по карте является револьверным, Это мероприятие позволяет клиенту пользоваться лимитом, расходуя средства Банка и внося собственные средства в удобном для себя режиме. В конце каждого месяца гасится 10% основной задолженности, а также выплачиваются Банку проценты за пользование кредитом. После внесения очередного платежа кредитный лимит восстанавливается, и можно продолжать пользоваться средствами Банка. Вносить ежемесячные платежи за пользование кредитным лимитом можно в любом из дополнительных офисов банка либо через Cash-In. Карту можно бесплатно активировать до определенной даты, а деньги, находящиеся на ней, предоставляются в «револьверный» кредит.
Неценовая банковская конкуренция связана, прежде всего, с изменениями качества услуг. Поэтому очень важно определение критериев качества банковского продукта. В этом направлении для ОАО «МДМ Банк» необходимо:
Другой метод состоит в том, чтобы постараться достичь высокой компетенции банка в области кредитования населения на рынке банковских карточных продуктов. Выраженная компетенция имеет место тогда, когда банк в области разработки банковского продукта или его распространении делает что-то лучше, чем его конкуренты. Это позволяет ему привлекать новых и сохранять прежних клиентов. Также для повышения конкурентоспособности в неценовом аспекте можно выделить такие мероприятия как:
Информация о работе Развитие операций с пластиковыми картами