Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:20, дипломная работа
Цель нашей выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и оценить возможности и перспективы «АИКБ «Татфондбанк» для расширения спектра и качества предлагаемых пластиковых продуктов. Так как на наш взгляд, пластиковый бизнес в данном банке ещё не полностью раскрылся и не охватил все возможности, которые дают операции с пластиковыми картами.
Задачи, которые мы поставили перед собой для достижения цели данной работы следующие:
изучить историю развития пластиковых карт;
рассмотреть понятие и основные операции с пластиковыми картами;
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование деятельности банков в современных критериях делает актуальной проблему повышения конкурентоспособности банковских услуг, усовершенствования свойства банковского сервиса, расширения комплекта предоставляемых банковских товаров и услуг. Так главной целью развития российских банков, сообразно стратегии развития банковского сектора, на среднесрочную перспективу является функциональная роль в модернизации экономики на базе немаловажного повышения уровня и свойства банковских услуг, предоставляемых организациям и популяции, при обеспечении его системной стойкости. Достигая данной цели, российская экономика повысит конкурентоспособность на международной арене за счет диверсификации и перехода на инноваторский путь развития.
Одним из таковых товаров является банковская пластиковая карта. Следуя общероссийской традиции, мы воспринимаем пластиковую карту, на первый взгляд как кошелек, но никак удобное средство расчетов. Продолжительное время на рынке «пластиковых» карт в России были «зарплатные проекты», которые реализуются коммерческими банками вместе с организациями и предприятиями. По различным оценкам таких карт в нашей стране 90% от их всеобщего числа. В последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. В наше время рынок прирастает за счёт распространения кредитных карт банками среди населения. На смену потребительским экспресс-кредитам, приходят «револьверные» (с восстанавливаемой кредитной линией) карты. Ещё один показатель такого, что рынок банковских карт становится не только массовым, но быстро и качественно развивается - это возникновение кредитных карт в premium-сегменте (MasterCard World Signia и Visa Infinite с наименьшим кредитным лимитом от 20 тысяч долларов США).
Быстрое распределение банковских карт, их перевоплощение в общественный инструмент расчетов, настойчивый рост репутации посреди широких групп населения были обусловлены удобством и сохранностью их применения, что служит приятным моментом того, что такая форма расчетов выгодна для потребителей.
Основная цель развития «пластикового» бизнеса - повышение числа держателей пластиковых карт - как юридических, так и физических лиц, а еще формирование эквайринговой сети банка. Расширение инфраструктуры сервиса и предоставление новейших услуг покупателям - основные стратегические направленности развития банком «пластикового» бизнеса. Как правило, близость пунктов обслуживания к предприятию является определяющей причиной при выборе клиентом банка (при иных одинаковых критериях). Одним из главных направлений стратегии развития «пластикового» бизнеса в банке является введение принципиально новых форм услуг, дающих вероятность покупателю удаленно работать с собственным картсчетом.
Однако, в результате увеличения объёма рынка пластиковых карт (на сегодняшние дни в России выпущено около 60 миллионов карт) растёт и рынок мошеннических операций, которые связаны с банковскими картами. Завладеть посторонней индивидуальной финансовой информацией, как выясняется, не так ужтрудно. И это значительно воздействует на развитие «пластикового» бизнеса в Российской Федерации. Данный бизнес мог бы расти и наиболее стремительными темпами, но развитию торгового эквайринга мешает низкая финансовая подготовленность населения, в особенности в регионах, и низкий интерес торговых компаний в продвижении услуг. Для роста темпов эквайринга требуется функциональное формирование больших торговых сетей, развитие дисконтных программ и возникновение социальных карт. [15, C. 43]
Развитие операций. связанных с пластиковыми картами в России, непременно, рентабельно отразится на всей банковской системе, и откроет новейшие виды финансового сервиса покупателей и расширит способности получения банковской прибыли.
Мы выбрали тему выпускной квалификационной работы, связанную организацией работы банка с пластиковыми картами, так как считаем, что пластиковому бизнесу в России ещё есть куда стремиться и развиваться. Пластиковые карты стали неотъемлемой и принципиальной долей денежной системы развитых государств и мирового экономического общества что, в окончательном результате, приведёт к тому, что безналичный оборот вытеснит наличный вовсе. К тому жедостоинства, связанные с внедрением пластиковых карт на российском рынке явны. Для клиентов, вероятность иметь при себе лишь карту, а не крупную сумму средств, сопряженного с риском утраты или грабежа, а так же льготы при приобритении услуг в предприятиях торговли и обслуживания, минимизация издержек на конвертацию. Для компаний, эта минимизация издержек на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств и облегчение расчетов склиентами, а так же реклама предприятия. Интерес страны к внедрению расчетов по пластиковым картам также очевиден: быстро снижаются издержки на инкассацию денежных знаков, эмиссию и регенерацию банкнот и монет, упрощается учет движение денег и взыскивание налогов, понижение криминогенности в стране. Мы считаем так же, что рынок пластиковых карт чрезвычайно интересная и перспективная отрасль в современной экономике. Она станет востребована и актуальна долгие годы, пока человечество не изобретёт что-то более модернизированное и усовершенствованное, что, в свою очередность, даст повод науке и технологии шагнуть на новый этап развития денежного оборота и всей денежно-кредитной системе во всём мире.
По-нашему мнению, Российская Федерация живёт в мировом обществе, где обширно употребляются системы расчетов пластиковыми картами и оставаться в отдаленности от общего процесса, при расширении связей с иными странами таких как: культурных, политических и экономических, практически нереально и безвыгодно. Разнообразие услуг, принципов и способов обслуживания клиентов, способны удовлетворять требования самого взыскательного и самого умеренного в средствах клиента. Несмотря на очевидные достоинства, пластиковые карты не стали не таким уж и главным платежным инструментом в России, потому что российские пользователи думают что банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег.
Сильное недоверие россиян к пластиковым карточкам разъясняется вблизи обстоятельств, которые и предопределили трудности, которые имеются на рынке пластиковых карт в России. Во-первых, финансовый кризис, произошедший в 1998 году, в значимой ступени подорвал доверие к банкам. Во-вторых, хотя и количество пластиковых карт в нашей стране быстро возрастает, их применение сдерживается недостатком электронных терминалов и банкоматов по приему платежей и снятия наличных денег. В-третьих, небольшая доля безналичных платежей в общем количестве операций частных лиц, связанных с отсутствием открытия банковских счетов для расчетов. И вконце концов, важной проблемой для развития кредитных карт остается неразвитая приемная сеть, которая позволяет применять карточку, только эпизодически. Конечно же, для имеющего дебетовой карточки — это ограничение доступа к средствам на счете, их незначительное сдерживание, которое формирует не только неудобства, но и, может быть, финансовые трудности. Такая ситуация приводит к тому, что это побуждает пользователей кредитных карт к редким покупкам по карточке. .[14, C. 67]
Несмотря на это, карточки являются эластичным автоматизированным инструментом и поэтому способны значительно увеличить продуктивность труда сотрудников банка, которые занимаются обслуживанием населения. Стимулом к применению пластиковых карт в России будет сочетание нескольких критерий: устройство расчетов по карте обязан быть не менее удобен, чем с внедрением наличных денежных средств, для этого нужно повысить свойство связи терминала с банковским процессинговым центром, что повысит скорость расчетов. Пользование картами должно быть легкодоступным, то есть наименьшим по стоимости и выгодным покупателю. Неотъемлемым условием является повышение численности РОS-терминалов, которое откроет новейшие виды перспектив перед держателями пластиковых карт и приведет к росту комиссионных доходов коммерческих организаций.
Вместе с тем полноценное внедр
Цель нашей выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и оценить возможности и перспективы «АИКБ «Татфондбанк» для расширения спектра и качества предлагаемых пластиковых продуктов. Так как на наш взгляд, пластиковый бизнес в данном банке ещё не полностью раскрылся и не охватил все возможности, которые дают операции с пластиковыми картами.
Задачи, которые мы поставили перед собой для достижения цели данной работы следующие:
Объектом исследования в работе является ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, определены предмет и объект исследования, сформулированы его цель и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты банковских пластиковых карт, их преимущества, основные операции и нормативное регулирование.
Во второй главе затронуты вопросы, связанные с анализом эффективности пластикового бизнеса в «АИКБ «Татфондбанк», а так же описана история банка, и его позиционирование на рынке Татарстана на 1 января 2013 года.
В заключении подведены основные итоги исследования, а также сделаны выводы и представлены рекомендации по совершенствованию пластикового бизнеса в «АИКБ «Татфондбанк»
Информационной базой исследования являются официальные данные Госкомстата России, официальные статистические данные по Республики Татарстан, научные работы и монографии отечественных и зарубежных ученых-экономистов, опубликованные в ведущих экономических журналах и газетах и отдельные статьи из сети Интернет, посвященные рассматриваемой проблеме, внутренняя информация «АИКБ «Татфондбанк» (ОАО), а также нормативные и правовые акты РФ, органов исполнительной и законодательной власти.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ С
1.1. История возникновения банковских пластиковых карт, их виды и особенности
Рассказывая о пластиковых карточках, мы имеем в виду только пластик, материал, из которого они сделаны. Основная классификация пластиковых карт происходит по видам и целям их выпуска. Говоря о картах, что они банковские, уточняем, кто их выпускает. Когда же мы говорим о кредитных картах, то имеем ввиду схему расчетов между приобретателем пластиковой карточки и, например, страховой компанией или магазином, который может быть не только банком. Называя карты клубными или дисконтными, мы имеем ввиду, что их покупатель получает некоторую выгоду, скидку или льготу на приобретение товаров или услуг. Что же касается времени создания пластиковых карт, данный вопрос является в какой-то степени спорным. Вся разница заключается в том, о каких карточках говорить. Говоря о карточках, путают разные понятия о них. Одни говорят о банковских картах, другие называют их кредитными картами, третьи - пластиковые карты. Понятия эти явно не совпадают, но хотя в какой-то степени и пересекаются. Принято считать, что первыми возникшими картами являются именно кредитные, они не были еще ни пластиковыми, ни банковскими. Они выполняли функцию только подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка. Такое средство кредитования могло появиться только в Соединенных Штатах, где потребительский кредит частных лиц начал быстрыми темпами развиваться с конца 19-го века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать богатым постоянным клиентам специализированные карточки, чтобы они обслуживались долгое время у них. В 1928 году. Бостонской фирмой Farrington Manufacturing были эмитированы первые карточки, они представляли из себя металлические пластинки, на которых выдавливался адрес и которые распространялись только кредитоспособным и постоянным клиентам. Продавец вставлял такую пластинку в специальный прибор, так называемый импринтер, и прокатывал, буквы, которые были выдавленные на ней, и они отпечатывались на торговом чеке. Позднее были придуманы такие элементы финансово - кредитной схемы, как ежемесячное погашение долга, с периодом отсрочки. Некоторые специалисты считают, что начало банковским кредитным картам было положено Джоном С. Биггинсом, который был специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Flatbush в Бруклине. В 1946 году Биггинс произвел работу по кредитной схеме называемой Charge-it. Схема показывала расписки, которые принимали местные магазины от клиентов за незначительные покупки. Как только покупка совершалась, магазин сдавал эти расписки в банк, а затем этот банк оплачивал их со счетов клиентов. Впервые классическая цепочка расчетов была опробована во Флэтбуше, используемые сейчас в банковском карточном бизнесе. Точкой отсчета в мировой истории платежных карт считают встречу внука основателя одного из крупнейших северо-американских универмагов Альфреда Блумингдейла, с главой некой маленькой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая состоялась в 1949 г. в одном из ресторанчиков Манхэттена. После этого дружеского разговора и появилась карта Diners Club - это первая массовая платежная карта в мире, как думают многие исследователи. Что вызвало друзей эмитировать именно эту платежную карту - на этот счет история не дает однозначного ответа. [35, C.65] По одной из версий это был эксперимент некоторого американца, который своим близким друзьям за наименьший процент давал возможность пользоваться его счетом в банке для оплаты за товары, по иной - опыт ряда японских компаний, которые после окончания Второй мировой войны, когда страна находилась в кризисной ситуации, выдавали сотрудникам «расписки», по которым люди могли получить в некоторых магазинах товары и продукты питания в счет будущей зарплаты, а затем вместо расписок стали выдавать картонные карты. Вполне очевидно, что на самом деле процесс открытия платежных карт, происходил одновременно и независимо друг от друга, как в США, так и в Японии. Не смотря на это, карту Diners Club принято считать первой массовой платежной картой. Изначально картами Diners Club рассчитывались за обеды, причем расчеты эти осуществлялись в кредит, карта быстро стала универсальной и использовалась для расчетов за товары, для получения наличных и т.п. Таким образом, считается, что первая карта, получившая массовое распространение, была платежной, кредитной и небанковской. Вслед за Diners Club на широкий американский рынок с большим успехом вышла фирма American Express, а далее и многие американские банки, финансовые компании со своими уникальными, локальными карточными системами (в том числе два крупнейших на тот момент банка США -- Bank of America и Chase Manhattan Bank). В итоге проделанных целого ряда достаточно сложных и трудоемких процессов слияний карточных программ различных американских банков, поглощений одних карточных программ другими уже во второй половине 70-х гг. прошлого века появились Visa International и MasterCard - это две крупнейшие на сегодняшний день международные платежные системы на картах. Конечно же, это далеко не единственные действующие в мире платежные системы. Практически во всех развитых стран есть собственные карточные проекты, но ни одна из них пока что не вышла за национальные рамки. [27, C.66]
Краткая история появления плас
1914 год - кредитные бумажные карточки стали выдаваться американскими банками постоянным покупателям;
1928 год - Бостонской фирмой Farrington Manufacturing были эмитированы первые металлические пластинки, на которых выдавливался адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам;
1946 год - Джон С.Биггинс, специалист по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш, создал работу по кредитной схеме под названием “Chargeit”;
1950 год - появилась ресторанная карточка Diners Clab;
1951 год - Franklin National Bank эмитировал первую банковскую кредитную карточку;
1966 год - Bank of America начал предоставлять лицензии на свою систему;
1967 год - из нескольких региональных ассоциаций в США появилась компания Interbank Card Association, получившая затем название Master Card International. Сегодня - это один из лидеров. Параллельно начала действовать система American Express;
1970 год - Bank of America передает операции с кредитными картами фирме National Bank Americard, Inc. (NBI);
1977 год - NBI получила название VISA USA Inc, а в итоге- VISA International. Сегодня она объединяет более 25000 банков. Ее карточка самая распространенная и востребованная в мире;
1992 год - три европейские “карточные” компании создали одну большую компанию Europay International. Это новейшая европейская карточная платежная система, получившая права на управление торговыми марками EuroCard, Eurocheck Master Card Int. [15, C.45] Современная история появления на свет пластиковых карт в России не содержит такого живописного, запоминающегося эпизода с дружеским застольем в ресторане как в случае с Diners Club. Вместе с тем эта, пока еще достаточно краткая история, была и очень динамичной, и моментами драматичной. Первой платежной карточкой, появившейся в России (тогда еще - в Советском Союзе), следует считать карту международной платежной системы Diners Club. Именно эти карты начали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 году. А спустя почти двадцать лет, в 1988 году спортсменам советской Олимпийской сборной, направлявшейся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой международной платежной системы - Visa International. Но по некоторым причинам, наибольшего распространения международные карты тогда не получили. Когда в России сформировалась система коммерческих банков (точкой отсчета этого можно считать принятие в 1990 году Закона «О банках и банковской деятельности»), у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, предназначенных для держателей - частных лиц, появилось в России большое будущее. В 1993 году в России появились такие платежные системы на картах как STB Card (расчетный банк - Столичный) и Union Card (расчетный банк - Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время сохраняли свои позиции. Обе платежные системы оперативно вышли на рынок, заключая с банками договора на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 год банками-участниками Union Card стали порядка 180-ти банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в каком-то смысле российский рынок был поделен - Union Card имела преимущество в регионах, STB Card - в Москве. Остановимся на некоторых исторических аспектах развития карточного бизнеса российских банков. [27, C.67]