Пластиковые карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обхо¬дятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в об¬ращение новых купюр, обмен старых, содержание огромного персонала, вы¬полняющего рутинную техническую работу по обслуживанию наличной де¬нежной массы, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов – все это тяжелым бременем ложится на экономический механизм. Примерно каждая пятая часть каждого рубля уходит на поддержание его же собствен¬ного обра¬щения.

Файлы: 1 файл

Курсова работа (Пластиковые карты).doc

— 216.00 Кб (Скачать)

         СОДЕРЖАНИЕ 
 

   
  1. Введение                                                                                                     1-2
  2. История развития рынка пластиковых карт                                            3-6
  3. История российского рынка пластиковых карт                                      7-12
  4. Классификация пластиковых карт                                                           13-28  
  5. Платежные схемы                                                                                      29-30
  6. Схема организации платежной системы                                                 31-32
  7. Основные понятия, используемые в системе безналичных расчетов с использованием пластиковых карт                                                                    33-35
  8. Заключение                                                                                                 36
  9. Литература                                                                                                  37

 

         ВВЕДЕНИЕ 
 

        Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание огромного персонала, выполняющего рутинную техническую работу по обслуживанию наличной денежной массы, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов – все это тяжелым бременем ложится на экономический механизм. Примерно каждая пятая часть каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения.

        Один  из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота – создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. По некоторым оценкам, такая система может обеспечить сокращение наличного обращения почти на треть.

        Весь  цивилизованный банковский мир давно уже пользуется удобной системой безналичных расчетов с клиентами с помощью специальных платежных карточек. К настоящему времени эта система завоевала всеобщее признание. Множится количество видов карточек и спектр предоставляемых по ним услуг. Такие международные финансовые ассоциации, как VISA International, AMERICAN EXPRESS, EUROPAY International представляют обладателям карточек практически любую услугу в любой сфере обслуживания.

        Карточки  очень удобны в обращении. Пластиковая  карточка с выдавленными на ней символами служит для торговца доказательством платежеспособности покупателя. Это уникальный метод регулирования финансовых обязательств, прочно вошедший в практику международных банковских услуг, представляющий собой удобную форму открытого счета.

        С помощью карточки клиент может оплатить покупку, не имея наличности, а если карта кредитная, то не имея и денег на банковском счете. Одним из распространенных видов услуг для владельцев карточек является бесплатное страхование жизни, здоровья и имущества, травм или смерти. Возмещение ущерба гарантируется владельцу карточки, а в случае смерти – лицам, находящимся на его иждивении. Если карточка носит в себе функции дебетования и кредитования, она носит название комбинированной кредитной карточки. С каждым годом число подобных карточек неуклонно растет.

        Сегодня имеется некоторый опыт обращения  платежных карточек, эмитированных зарубежными и отечественными банками «как по лицензии, так и своих собственных» на территории России. Интерес российских банков к зарубежным карточным системам не случаен. Выпуск таких карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру.

        Несмотря  на то, что российский рынок функционирует  в этой сфере с 1989 года, законодательная база по этой тематике на настоящий момент находится в «зародышевом» состоянии, вопросы учета операций в банке только начинают освещаться.

        Таким образом, пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

        Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится  определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных разговоров т. д. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

        Также следует отметить, что карточка является лишь инструментом той или иной платежной  системы. Таким образом, суть карточного бизнеса, в организации отлаженной системы безналичных расчетов. 

        ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА  ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

 
 

        Время появления пластиковых карточек является в определенной степени  спорным вопросом. Все зависит о того, о каких карточках идет речь. В России даже многие банковские сотрудники, рассуждая о карточках, путают разные понятия. Некоторые говорят о кредитных карточках, некоторые называют их банковскими, некоторые пластиковыми. Понятия эти, хоть и пересекающиеся, но явно не совпадающие. В самом деле, говоря о пластиковых карточках, мы имеем в виду лишь материал, из которого они изготовлены. Понятия «банковские» указывают на эмитента, в данном случае - коммерческий банк. «Кредитная» или «дебетная» карта указывает на схему расчетов между держателем карточки и эмитентом, который может быть либо банком, либо магазином, либо специализированной на выпуск пластиковых карт организацией «Diners Club, American Express».

        Первое  теоретическое упоминание об использовании  карт как платежного средства появилось в Англии и относится к концу прошлого века.

        Первыми возникли кредитные карточки, которые  не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял в том, чтобы подтверждать кредитоспособность владельца вне его банка. Естественно, что такое средство кредитования могло возникнуть только в Соединенных Штатах, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца Х1Х века. Уже в 1914 году некоторые магазины стали начали выдавать своим более богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы «привязать» этих клиентов к себе. В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался «эмбоссировался» адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентное кредитование, и многое другое.

        Существуют  разные точки зрения на конкретные этапы возникновения и развития банковских пластиковых карт. Так, одни авторы утверждают, что первая банковская карточка была выпущена нью-йоркским банком Long Island в 1951 году. В тоже время первая универсальная банковская карта банка первой величины – Bank of American “сейчас Bank America” была протестирована в Калифорнии, Fresno в 1956 году. В связи с положительными результатами эксперимента банк продолжил развитие платежных систем.

        Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинсон организовал работу по кредитной схеме под названием «Chargeit». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал покупки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробированиа классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском бизнесе повсеместно.

        Однако  такой авторитетный исследователь  банковского дела, как Льюис Менделя, считает, что первой массовой платежной карточной системой стала Дайнерс клаб «Diners Club»созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающие не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать Дайнерс клаб первой массовой универсальной «в отличии от магазинных, «бензинных» и т.п.» карточкой.

        По  мере роста программ большинство банков столкнулось с главным препятствием – локальностью сети обслуживания своих карточек.

        В 1966 году начал выдавать лицензии на выпуск карточек Бэнк Америкард. Бэнк оф Американ другим банкам. Однако изначальное неравенство банков-лицензиатов в создаваемой ассоциации по отношению к Bank of America вызывало их недовольство и препятствовало развитию системы. Это привело к тому, что в 1970 году Bank of America согласился на создание специализированной фирмы National BankAmerica, Inc. “NBI”,в которой собственно Bank of America был одним из его членов юридически равным с другими членами этой платежной системы. Таким образом, банки-эмитенты не выглядели больше в глазах своих клиентов распространителями карт другого банка-эмитента, хотя в названии платежной системы и осталось напоминание о «ведущем» положении Bank of America.

        В ответ на это в 1966 году  14 нью-йоркских банков, несколько крупных банков-конкурентов Бэнк оф Америка соучредили Interbank Card, Inc, Межбанковскую карточную ассоциацию «МКА», а 4 калифорнийских банка – особую ассоциацию Western States Bancard Association. Последняя из этих ассоциаций в качестве имени для своей платежной системы выбрало наименование Master Charge.

        Период 1967-1969 годов рассматривают как  этап бурного распространения пластиковых карт. Основной упор банки делали на то, что они предлагали клиентам именно кредитную карту. Слоган – «покупайте сегодня, расплачивайтесь позднее» стал главным моментом в продвижении карт. Рассылка карт производилась по почте сначала клиентам банка, а в последствии и другим потенциальным потребителям. В ряде источников указывались случаи, когда конверты с картами получали несовершеннолетние, а также адресатом оказывались собаки и другие домашние животные. Естественно, банки в определенный период потеряли контроль над оплатой счетов за расходы, произведенные при помощи выпущенных ими карт, что привело к значительным убыткам. Это, в частности, привело к тому, что банки стали действовать гораздо осмотрительнее, однако в течение 15 лет программа банковских карт в США была убыточной, и потребовались большие усилия, чтобы прийти к ситуации, когда на начало 90-х годов это стало самым выгодным вложением банковского капитала.

        В 1969 году Interbank Card купилa права на карты «Мастер» (“Master Charge”), выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов, и большинство из ее банков-членов перешли на выпуск «Мастер Чадж». В свою очередь банки, как уже отмечалось, выпускавшие «Бэнк Америкард», настояли, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Бэнк оф Америка. Так, в июле 1970 года была создана Нэшнл БэнкАмерикард Инкорпарейтед – НБИ.

        Таким образом, к началу семидесятых годов  в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке  универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась «Америкэн экспресс».

        В 1977 году наименование НБИ заменили на VISA USA Inc. Таким образом была достигнута нейтральность названия межбанковской платежной системы, убраны какие-либо напоминания о связи с банком-инициатором, что, безусловно, сделало систему более привлекательной для банков для вступления и способствовало распространению карточек сначала по США и впоследствии по всему миру.

        Следует отметить, что изначально в зарубежной классификации универсальные карточки делились на карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment – T&E) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Дайнерс клаб, Америкэн Экспресс, Карт-Бланш и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, выпускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для «обычных клиентов». К настоящему времени  эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделения является весьма условным.

        Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА. Но в 1971 году Worthen Bank and Trust Company of Little Rock стала членом обеих систем. Со стороны НБИ последовали санкции в виде запрета на выпуск карточек «Мастер Чадж» членами НБИ. Дело дошло до суда, и в 1972 году окружной суд, рассматривавший этот вопрос, вынес 26-страничное заключение, что запрет НБИ является нарушением антитрестового законодательства, препятствует развитию свободной конкуренции и ограничивает права потребителей. НБИ пытались апеллировать, но в течении 5 лет, пока тянулся процесс, многие банки стали выпускать обе карточки, и, к конце концов, в 1976 году НБИ сдалась. Влпрос окончательно был снят с повестки дня, когда несколько крупных банков-членов НБИ, включая Бэнк оф Америкэн и Чейз Манхэттен, в октябре того же года подали заявку на членство в Межбанковской карточной ассоциации и, соответственно, на выпуск карточек «Мастер Чадж».

Информация о работе Пластиковые карты