Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:19, курсовая работа
Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обхо¬дятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в об¬ращение новых купюр, обмен старых, содержание огромного персонала, вы¬полняющего рутинную техническую работу по обслуживанию наличной де¬нежной массы, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов – все это тяжелым бременем ложится на экономический механизм. Примерно каждая пятая часть каждого рубля уходит на поддержание его же собствен¬ного обра¬щения.
В последние годы национальные компании по выпуску кредитных карточек разных стран мира стали частью широкой международной сети.
Таким образом, большинство кредитных карточек может широко использоваться во внутренних и международных расчетах и платежных операциях.
В целом можно сделать вывод, что кредит, основанный на использовании кредитных карточек, отличается от традиционного кредита, погашаемого в рассрочку, тем что затраты на организацию кредита однократны; трудно предотвратить чрезмерное использование карточек небольшой частью их владельцев; существует риск жульнического использования карточек.
В западной экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карточек. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки применения карточек с позиции потребителя.
Критики карточек, полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасходовать собственные средства, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Действительно, в Великобритании около ¾ владельцев кредитных карточек не погашают кредит в течении срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому уплачивают проценты. В настоящее время средний размер долга составляет 300 ф. ст. с ежемесячной уплатой процентов в сумме 60 ф. ст. Большинство английских компаний начиная с 1986 г. взимают по кредитным карточкам 2% в месяц, что составляет 26,8% годовых, используя официальные государственные методы калькуляции.
Долг населения США по кредитным карточкам также весьма значителен. Доля кредита, предоставляемых по кредитным карточкам, в общем объеме потребительских ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет с 3,6 до 26%.
С позиции эмитента – банка, выпускающего карточки в обращение, наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так, для большинства операций, выполняемых при помощи кредитных карточек, требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными. Несмотря на трудности в определении суммы доходов от использования кредитных карточек, поскольку эта сфера деятельности банка тесно связана с компьютерными услугами, было определено, что средняя прибыль к сумме вложенного капитала составляла 29,9%.
В мировой банковской практике использование пластиковых карточек является важным источником прибыли. В США, по некоторым оценкам, по кредитным картам предоставляется лишь 6% кредитов, выдаваемых банками, но при этом они дают 10% всего дохода, получаемого этими банками.
Российские банки активно развивая эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета о том, что речь идет о высоко рисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота не снижается и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества.
Объемы бумажных документов значительно возросли в последние годы в результате увеличения числа выполняемы операций (более чем в двое с 1980 г.), что, естественно, сказалось на увеличении административных расходов и числа обслуживающего персонала. Масштабы этой проблемы можно проиллюстрировать следующим примером. В 1990 г. «Аксесскард» обработала 225 млн. чеков, причем дневной пик пришелся на 30 декабря и составил 2,5 млн. чеков, и 51 млн. платежных документов магазинов. Для решения этой проблемы необходима дальнейшая электронизация операций в местах продажи.
Мошенничество – другая серьезная проблема. Общая сумма незаконных операций с чеками и кредитными карточками в Великобритании составляет около 50 млн. ф. ст. в год, причем 20 млн. из них – это незаконные операции с кредитными карточками. Убытки «Аксесскард» пот этой причине составляют ежегодно 7 млн. ф. ст., а «Барклейзкард» - 8 млн. ф. ст.
Для предотвращения несанкционированного использования потерянных карточек в зарубежных странах ведется специальный реестр таких карточек – «stop list». Заметив пропажу карточки, владелец должен немедленно сообщить об этом банку. Последний рассылает эту информацию всем предприятиям, принимающим карточки. (Необходимо отметить, что в России отсутствует законодательство, регулирующее этот этап отношений банка и клиента. А зарубежной банковской практике встречались случаи, когда банк отказывался от ответственности, после того как клиент обнаружил отсутствие карточки.) Казалось бы, постоянное ведение «стоп-листа» решает проблему незаконного использования потерянных и украденных карточек. Однако владельцы часто замечают пропажу не сразу, информация о «замороженных» карточках доходит до торговцев через определенный период, поэтому у мошенников остается достаточно времени, чтобы использовать карточку.
Кроме того, для сокращения сумм ежегодных убытков от незаконного использования кредитных карт крупнейшие банки в середине 80-х гг. выпустили карточки последнего поколения (карточки с голограммой), подделать которые практически невозможно; предусмотрели блокировку счета клиента при утере карточки; внедрили порядок, при котором клиент имеет право лишь на три попытки, чтобы правильно набрать свой персональный идентификационный номер на клавиатуре банкомата, после чего карточка автоматически изымается из обращения и затем возвращается клиенту после выяснения причин неправильного набора номера. Банки устанавливают специальные телекамеры для идентификации всех пользователей банкоматов, используют сенсорные и другие устройства, чтобы предотвратить несанкционированное использование карточек.
Использование кредитных карточек существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые другие достоинства: рост оборота и прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банка, других организаций, принимающих карточки, предприятия розничной торговли; наличие гарантии платежа; рост занятости, например с сфере зарубежного туризма, и др.
Компании по выпуску кредитных карточек организуют шумные рекламные компании, подчеркивая эти преимущества. Свои издержки компания покрывает доходами от отсроченных платежей владельцев карточек. Следует отметить, что в развитии этой сферы услуг, распространении карточек заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.
Использование новейший платежных средств, в частности кредитных карточек, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажно-денежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить затраты и время живого труда. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании. Кроме того, пользование кредитной карточкой в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение общаться с техникой, рассчитывать собственные траты на перспективу.
Анализируя
Механизм
Дебетовые карточки
используются для оплаты товаров
и услуг путем прямого списания
сумм с банковского счета
Дебетовая карточка является для ее владельца удобным средством выполнения платежных операций путем прямого списания средств с его счета, а не за счет получения ссуды. Главным преимуществом этих карточек является удобство оплаты товаров и услуг безналичным путем без ограничения размера платежа лимитом. Разновидностью дебетовых карточек являются карточки, предназначенные для электронных банковских автоматов (Electronic Banking Machines - EBM или Automated Teller Machines - ATM), с помощью которых можно получить наличные денежные средства в пределах имеющихся на счете клиента средств, внести наличные деньги на счет, выполнить некоторые другие операции. Карточки для банкоматов выдаются банком, в котором клиент имеет депозит.
Основные
сравнительные характеристики
кредитных и платежных
пластиковых карт
Показатели |
Кредитные карты | Платежные карты |
Основные представители |
Виза, Мастеркард/Еврокард | Динерз клаб, Америкэн экспресс |
Счет клиента |
Ссудный счет |
Текущий счет |
Лимит кредитования |
Устанавливается дифференцированно в зависимости от кредитоспособности клиента | Отсутствует |
Платеж |
Может быть отсрочен, существует льготный период кредитования | Осуществляется немедленно после получения отчета о движении средств на счете |
Годовая плата |
Взимается либо годовой платеж, либо комиссионные платежи за выполнение каждой операции по кредитной карте клиента |
В России взимаются и годовой платеж, и комиссионные.
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТЕЖНЫХ
СИСТЕМ
Клиент придя в пункт обслуживания будь то магазин, либо отделение банка, и предъявив карточку получает товар или услугу в обмен на квитанцию со слипом. На слипе фиксируется № карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара или услуги, дата операции. После чего слип подписывается как держателем карточки, так и продавцом (кассиром). Держатель карточки ставит свою подпись под заявлением выполненном на слипе типографическим способом, смысл которого заключается в том, что он обязуется оплатить указанную сумму с помощью эмитента.
Пункт обслуживания представляет слип эмитенту и на основании него получает денежное возмещение в безналичной форме.
Эмитент выставляет счет держателю карточки и кредитует его, в последствии получая от него оплату. Эмитент обычно вводит процедуру авторизации. Авторизация – разрешение, которое должен получить у организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время оформления операции.
Практически всегда авторизационный центр лишь подтверждает возможность и невозможность оплаты запрошенной суммы данной карточки. Но необходимо следующее звено – организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами, то есть единый центр, обрабатывающий операции (осуществляющий процессинг). Такая центральная процессинговвая компания может выполнять в платежной системе еще и другие важные функции, например авторизацию.
Таким образом в развитую платежную систему входят: