Пластиковые карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования рынка
пластиковых карт 5
Сущность и особенности рынка пластиковых карт... 5
Классификация пластиковых карт,новые услуги на рынке пластиковых
карт 16
1.3Методологические аспекты исследования рынка пластиковых карт. 29
Глава 2.Анализ рынка пластиковых карт и перспективы его развития.36+определенный банк
Оценка состояния и тенденции рынка пластиковых карт.....?............... 36
Определение перспектив развития рынка пластиковых карт. ' 49
Глава 3 Разработка предлжения по развитию рынка пластиковых картРазвитие и реализация программы коммерческих банков по
совершенствованию рынка пластиковых карт. 63
Обоснование целей и задач рынка пластиковых карт. 63
Этапы развития программы ....69
Стратегия и тактика маркетинга. 76
Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию рынка
пластиковых карт 81
Заключение 85
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

Ник диплом.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования рынка 
пластиковых карт 5

  1. Сущность и особенности рынка пластиковых карт... 5
  2. Классификация пластиковых карт,новые услуги на рынке пластиковых 
    карт 16

1.3Методологические аспекты исследования рынка пластиковых карт. 29

Глава 2.Анализ рынка пластиковых карт и перспективы его развития.36+определенный банк

  1. Оценка состояния и тенденции рынка пластиковых карт.....?............... 36
  2. Определение перспектив развития рынка пластиковых карт. ' 49

Глава 3 Разработка  предлжения по развитию рынка пластиковых картРазвитие и реализация программы коммерческих банков по

совершенствованию рынка пластиковых карт.  63

  1. Обоснование целей и задач рынка пластиковых карт. 63
  2. Этапы развития программы ....69
  3. Стратегия и тактика маркетинга. 76
  4. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию рынка 
    пластиковых карт 81

 

 

Заключение 85

Список использованных источников 88

 

 

 

Введение

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек. Настоящая работа посвящена изучению стратегии развития рынка пластиковых карт на примере коммерческих банков России. Актуальность исследования заключается в следующем: прежде всего, показать развитие рынка пластиковых карт в России. Показать преимущества пластиковых карт на Российском рынке.

Объектом исследования являются коммерческие банки России и их сравнительная характеристика на Российском рынке.

Предметом  исследования  является  процесс   совершенствования рынка пластиковых карт и разработка программы их продвижения на рынке. В соответствии с направлением исследования выбрана основная цель работы: исследовать теоретические и практические  основы функционирования рынка пластиковых карт и дать оценку состояния этого рынка. И разработать предложения по развитию рынка пластиковых карт

Эта цель реализуется через решение следующих задач:по содержанию

1. Рассмотреть теоретические, и методологические исследования рынка пластиковых карт.

  1. Провести анализ рынка пластиковых карт и перспектива его развития.
  2. Рассмотреть    развитие        программы    коммерческих    банков по совершенствованию рынка пластиковых карт.
  3. Рассмотреть стратегию и тактику маркетинга.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные выводы могут использованы в банках в целях продвижения на рынок пластиковых карт.

Во введении определяются объекты исследования, обосновывается актуальность работы, формулируется основная цель и конкретные задачи, излагаются гипотезы, а так же возможные области практического применения полученных результатов.

В первой главе выявляются теоретические и методологические основы исследования рынка пластиковых карт. Во второй главе проводится анализ рынка пластиковых карт и перспективы его развития. В третьей главе описывается развитие и реализация программы коммерческих банков по совершенствованию рынка пластиковых карт.

В заключении излагаются выводы и достигнутые результаты.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

  1. Кабинетные исследования (сбор и анализ т.н. вторичной информации – официальной статистики, публикаций в прессе и различных интернет-ресурсах, верификация данных статистики на основе экспертных оценок). Официальные статистические данные (включая Росстат, Таможенную статистику, статистику ЦБ РФ); Специализированная литература и публикации в профессиональных СМИ;
  2. Глубинные экспертные интервью.

3. Опросы, групповые дискуссии, интервью с представителями компаний и организаций — корпоративными потребителями товаров и услуг.

4. Исследования предложений конкурентов.

1. Теоретические и методологические основы исследования рынка пластиковых карт

1.1. Сущность и особенности рынка пластиковых карт

 

Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

Сфера применения пластиковых карт расширяется с каждым днём. Пластиковые карты широко используются для осуществления безналичных расчетов, контроля доступа, удостоверения личности и для других целей. С их помощью легко решаются неудобства с наличными расчетами, с оказанием страховых услуг (пластиковая карта как страховой полис), идентификанионными документами и предоплаченными услугами (мобильная связь, телефон, Интернет). Под расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов. Пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются в предприятиях торговли и сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки. Сами карточки, технология выполнения операций с ними и их обработка четко определены в рамках каждой платежной системы.  Для приема карточек в 

сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы. Совместимость же достигается за счет следования стандартам. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке.

К началу 2000 года в обращении у российских граждан находилось около 2,5 млн. пластиковых карт международных платежных систем. В 2000 году наметились тенденции к росту спроса на пластиковые карты. Прежде всего, прошел пик недоверия к банкам. Растет число кредитных организаций, работающих с международными платежными системами. Так, число банков, выпускающих карты Еurорау, к 2000 году выросло до 103. Карты VISA в конце 2000 года выпускают уже 38 банков. До 12 увеличилось число банков, выпускающих карты Diners Club. О росте спроса на пластиковые карты говорят и объем средств, проходящих по картам - в 2000 году объем транзакций по картам трех основных платежных систем составил более      2,5 млрд. долларов, то есть в 2,5 раза больше, чем в 1999 году. К 2006 году число держателей банковских карт в России составило свыше 4 млн. человек    (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Число владельцев пластиковых карт

Сами банкиры связывают растущий интерес к пластику еще и с наблюдавшимся в 2000 году существенным снижением тарифов. Первыми в России по этому пути пошли Балтийский банк, Петровский народный банк и Санкт-Петербургский банк Сбербанка. Они с разрешения системы Europay Int. снизили тарифы при взаимном обслуживании операций выдачи наличных по картам Cirrus/Maestro в своих отделения и банкоматах с 3$ плюс 1% от снимаемой суммы до 0,5$ плюс 0,5% суммы. После подписания банками соглашения о взаимном снижении тарифов количество транзакций в сети банков-партнеров выросло в 9 - 10 раз. Импэксбанк, например, раздавал свои карточки бесплатно, без оплаты их изготовления и годового обслуживания. Обязательный неснижаемый остаток в МДМ-банке по карточкам VISA Classic, VISA Gold в прошлом году снизился с 250$ до 100$ и с 3000$ до 1500$ соответственно, а минимальный первоначальный взнос по этим же картам был вообще отменен (ранее он составлял 250$ и 300$ соответственно). В 2001 году банкиры не обещают новых снижений цен на пластик. Тарифы на карточки в российских банках и так уже ниже расценок на пластик на Западе. Банки будут проводить рекламные кампании, временно снижать тарифы как, например, ежегодно под Новый год это делает "Славянский" по картам Diners Club International. Однако крупномасштабного падения цен на пластик в большинстве банков России в этом году не будет, несмотря на это, банкиры предполагают, что количество держателей пластиковых карт к 2006 году составит около 4 млн. человек (рис. 1.). Качественно изменилось отношение владельцев пластиковых карт к их использованию. В прошлом году постепенно начала расти доля активных пользователей, которые чаще оплачивали карточкой покупки и услуги, чем снимали наличные в банкоматах. Доля активных участников рынка банковских пластиковых карт к 2002 году составила 20 %. Это число к 2004 году увеличилось до 30 %, и по прогнозам банкиров к 2006 году составит уже 45 % (рис. 2).

 

 


Рис. 2. Доля активных пользователей среди владельцев пластиковых карт

 

Исследовательский центр «КОМКОН-Финансы» провел исследования потребительского поведения на финансовых рынках. Цель данных исследований понять — кто же в России активно пользуется пластиковыми картами. В результате исследования выяснилось, какие факторы влияют на выбор банка человеком, который решил завести банковскую карту. На первом месте стоит надежность банка, на втором — возможность обслуживания по картам. Далее идут срок существования банка, размер процента по вкладам, широкая сеть банкоматов (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Факторы выбора банка для держателей пластиковых карт (%)

В России привычка пользоваться карточками более характерна для мужчин. По возрастным характеристикам наиболее активными пользователями являются мужчины и женщины в возрасте 20 - 44 лет (рис. 4.). Это в основном люди с неоконченным высшим образованием (студенты) или с высшим образованием. Такую ситуацию можно объяснить тем, что эта группа населения наиболее активна, она быстрее реагирует на происходящие в нашей стране перемены. Наименьшую заинтересованность к банковским пластиковым картам проявляют люди пенсионного возраста. Это объясняется устоявшейся привычкой пользоваться наличными, не знанием, что делать с картой, кроме как пойти и получить наличные в банкомате.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Держатели карт в России (%)

Наибольшее количество держателей, банковских пластиковых карт работают на предприятии с количеством сотрудников от 100 человек и более. Это объясняется использованием предприятиями карт для расчетов по зарплате. По должностным характеристикам наиболее активными пользователями пластиковых карт являются директора, руководители подразделений и менеджеры высшего звена, для которых доля операций с карточками по оплате товаров и услуг составляет 24 %.Для привлечения

клиентов банки стремятся предоставить уникальный набор дополнительных услуг владельцам пластиковых карт (таблица 1.).2

Таблица 1

Дополнительные услуги

Название банка

Дополнительные услуги

1

2

Сбербанк

 

Автобанк

Дисконтные карты IAPA, Countdown, страхование, телефонные карты Global One

Росбанк

Международная страховка, кредитные карты

Гута-банк

Дисконтные карты IAPA, Countdown, Global, телефонная карта

Собинбанк

Льготное страхование, телефонные карты

БИН

Дисконтные карты IAPA, телефонные карты, международная страховка

Славянский банк

Междунар. страховка, доступ к тел. сети Global One, турист, обслуживание, дисконтная программа, бесплатный доступ в салоны Diners Club International

Номос-банк

Междунар. страховка, доступ к тел. сети Global One, турист, обслуживание, дисконтная программа, бесплатный доступ в салоны Diners Club International

Экспобанк

Международная страховка, дисконтные карты Countdown

МДМ-банк

Телефонные карты, Международная  страховка

Информация о работе Пластиковые карты