Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:06, дипломная работа
Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования рынка
пластиковых карт 5
Сущность и особенности рынка пластиковых карт... 5
Классификация пластиковых карт,новые услуги на рынке пластиковых
карт 16
1.3Методологические аспекты исследования рынка пластиковых карт. 29
Глава 2.Анализ рынка пластиковых карт и перспективы его развития.36+определенный банк
Оценка состояния и тенденции рынка пластиковых карт.....?............... 36
Определение перспектив развития рынка пластиковых карт. ' 49
Глава 3 Разработка предлжения по развитию рынка пластиковых картРазвитие и реализация программы коммерческих банков по
совершенствованию рынка пластиковых карт. 63
Обоснование целей и задач рынка пластиковых карт. 63
Этапы развития программы ....69
Стратегия и тактика маркетинга. 76
Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию рынка
пластиковых карт 81
Заключение 85
Список использованных источников 88
карточек международных платежных систем сюда не примешивается подсчет точек, принимающих эти карточки к оплате, что приходится учитывать при выборе карточек российских систем или индивидуальных банковских.
3.2. Этапы развития программ
Главными целями программы развития системы пластиковых являются два взаимосвязанных аспекта:
-получение Банком прибыли от реализации данной программы за счет привлечения новых клиентов и дополнительных средств;
-предоставление клиентам банковских услуг на мировом уровне.
Развитие системы пластиковых карт создало почву для дальнейшего продвижения в этом направлении.
На сегодняшний день:
*эксплуатируются в течении полутора лет 23 автономных программно-аппаратных комплекса, представляющих собой мини процессинговый центр каждого филиала и обеспечивающих в частности выдачу наличных через банкомат и оплату покупок через POS- терминалы по локальным карточкам Банка;
*начата выдача зарплатных и корпоративных карт сотрудникам предприятий-клиентов;
*на 30 июня 2006 года выпущено 330359 зарплатных карт;
*установлено 232 банкомата NCR, по одному в филиале;
*на основании заявок
филиалов, составлен перечень предприятий
*проведен статистический анализ движения средств на карточных счетах;
*выработана нормативная база работы с пластиковыми карточками;
*проведено подключение оборудования для обслуживания первого крупного проекта в Московское Управление МПС;
*в Филиалах и Правлении созданы службы ведения карточных счетов и ведения процессинга. Решены вопросы технического обслуживания банкоматов и обслуживания программного обеспечения;
*банк стал ассоциированным членом VISA International. С середины декабря 2006 года Банком начата эмиссия собственных карточек VISA.
Рассмотрим программу развития системы пластиковых карт. Программа включает в себя четыре этапа и рассчитана на реализацию в течение двух лет.
1-й Этап. Получение дохода от существующих систем пластиковых карт.
Целью этого этапа является повышение доходности карточных проектов на уже существующей организационной и технической базе без привлечения новых капитальных вложений.
2-й Этап. Развитие зарплатных проектов и международных пластиковых карт.
Целями 2 этапа являются: пресечение тенденции ухода крупных корпоративных клиентов в другие банки, из-за наличия у последних развитой программы получения заработной платы сотрудниками предприятий через банкомат; привлечение сотрудников предприятия в качестве новых клиентов банка - физических лиц; дальнейшее увеличение прибыльности от программы пластиковых карт; оптимизация позиции банка на рынке международных пластиковых карт; подготовка к созданию централизованной системы пластиковых карт. Экономические преимущества принципиального членства в международных платежных системах. В случае ассоциированного членства в международной платежной системе, по соглашению о спонсорской поддержке, банк должен держать на клиринговом счете в банке-спонсоре определенную часть остатков по карточным счетам. На сегодняшний день этот процент составляет 30%, а процент, начисляемый на остаток по клиринговому счету в долларах США, равняется 4%. Это является не очень выгодным для Банка способом
размещения средств. В случае принципиального членства ограничений на остаток по клиринговому счету не существует. Реализация, второго типа даст дальнейшее увеличение доходности карточной программы банка. Это подготовит банк к основному шагу программы - централизации представления финансовых услуг филиалами банка и развитого процессинга по карточкам различных платежных систем.
З-й Этап. Создание централизованной системы пластиковых карт, расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам. На сегодняшний день клиент филиала не является клиентом всего Банка. Он может получить ряд банковских услуг в стороннем филиале Банка. То же самое можно сказать и о карточках.
Целью данного этапа является: предоставления клиентам равного набора банковских услуг во всех филиалах банка, независимо от места открытия счета; расширение набора предоставляемых услуг по пластиковой карте; расширение количества точек обслуживания карточек за счет работы в российских и международных платежных системах; объединение всех филиалов Банка на базе создания единого банковского процессингового центра. После реализации 3-го Этапа в банке будет создана централизованная система пластиковых карт, которая позволит банку предоставлять современный спектр услуг на финансовом рынке, а так же выведет программу пластиковых карт на уровень высокодоходного бизнеса.
4-й Этап. Расширение позиций банка в области пластиковых карт: целью данного этапа является дальнейшее развитие созданной централизованной системы, и превращение ее в одно из основных направлений получения прибыли банком.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Обзор и анализ существующих пластиковых карт позволяет сделать следующие выводы:
*пластиковые карточки успешно продвигаются на традиционных и новых рынках финансовых услуг;
*масштабы эмиссии и оборотов пластиковых карт позволяют говорить о глобальном характере основных международных платежных систем, использующих пластиковые карты;
*темпы роста объемов платежей с использованием пластиковых карт позволяют предположить, что безналичная форма расчетов может в обозримом будущем приобрести в некоторых регионах доминирующий характер;
*отечественные системы расчетов с использованием пластиковых карт находятся конечно не на начальном этапе развития, но разница в масштабах, по сравнению с зарубежными - на несколько порядков;
*отечественные системы развиваются с высокими темпами и предположительно по тем же внутренним законам, что и международные системы;
*на Западе эти системы
развивались четыре
*сужение традиционных секторов деятельности банков требует привлечения дополнительных средств населения. Одним из путей решения этой проблемы является предоставление банком дополнительных услуг, в том числе выпуск собственной или присоединение к какой-либо из действующих систем пластиковых карт;
*на рынке представлено множество типов карточек (золотая, стандартная, бизнес, с низким годовым процентом, без годового членского взноса и т.д.). Для каждого банка начинающего эмитировать карточку важнейшей проблемой является правильный выбор типа выпускаемой карты;
*большое значение приобрели льготы держателям карточки. К числу карточек относятся, в частности, карточки так называемых дисконтных компаний, позволяющих их держателям получать скидки при оплате услуг;
*современная стратегия поведения банка предполагает предложение таких стимулов и цен. которые с одной стороны, но разорили бы банк, а с другой не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков - конкурентов;
*цены в ряде случаев устанавливаются с учетом "поведения" держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карточек;
*на российском рынке продвижение карточек встретилось с рядом трудностей в отличии от Запада, где карточки были очередным платежным средством. У нас по существу открывается новая "глава". Население проявляет недоверие и непонимание возможностей этого средства. В значительно меньшей степени это относится к наиболее состоятельной части населения. Охотно включаются в сети обслуживания отечественных платежных систем только престижные магазины;
*российские банки, по некоторым признакам, владеют ситуацией и вопрос сводится к возможности финансирования программ. Есть примеры одноэмитентных систем, важным элементом которых являются крупное предприятие, осуществляющее кассовое обслуживание своих сотрудников через банк-эмитент и свои банкоматы.
*развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карточек. У банка при формировании концепции эмиссии есть широкие возможности для определения своей роли в системе, форм и условий взаимодействия с держателями, с точками обслуживания. Выбор связан с теми целями, которые ставятся банком.
* наличие на сегодняшний момент нескольких уже достаточно развитых отечественных систем пластиковых карт позволяет говорить о том, что перед каждым из банков, решившим выпускать пластиковые карты стоит проблема:
а) присоединиться к одной из уже действующих платежных систем или
б) создать собственную систему пластиковых карт;
*при принятии решения
о создании собственной
Смарт-карты - это новый вид носителя информации, построенный на базе микропроцессора с достаточно большой памятью и предназначенный для хранения, обработки и защиты информации от несанкционированного доступа. Смарт-карты возможно использовать как пластиковые деньги, а также применение данного вида карт позволяет использовать их для организации межбанковских расчетов, записи конфиденциальной информации касающейся клиента и выполнения ряда других функций.
*банк будет иметь экономический эффект от внедрения собственных пластиковых карт только при привлечении значительного числа клиентов;
* рассматривая проблему электронных платежей я обнаружил довольно интересную и парадоксальную ситуацию: в стране не предпринимается никаких реальных действий по конструктив ному решению законодательной базы. В соответствии с российским законодательством, электронные платежи оказываются вне закона. Эмиссию наличных денег может осуществлять только ЦБ РФ, а все остальные попадают под статью 186 УК РФ. Я считаю необходимым присвоить электронным деньгам правовой статус, ведь предпосылок для этого больше чем достаточно:
- огромный интерес множества участников отечественного рынка;
- возможность решения всех технических вопросов;
- стремление иностранных компаний к внедрению в России собственных платежных систем.
Ознакомившись с проблемой "пластика" в России в глаза бросается, в частности, почти тотальное отождествление "карточных" программ с зарплатными проектами. Хотя количественные показатели внедрения карточек в России за последний год сильно выросли, значительно качественных изменений не произошло. Доля зарплатных проектов по-прежнему превышает 70% от общего объема. В том, что давно ожидаемого "карточного" взрыва в стране не происходит, нет ничего удивительного.
Банки думают о сегодняшней прибыли, и не намерены вкладывать средства в инфраструктуру, которая пока не приносит отдачи. Ситуация только начинает меняться. Постепенное насыщение "зарплатного" рынка заставляет многие банки - не только московские, но и региональные - обратить взоры к такой области "карточного" бизнеса, как эквайринг, что позволяет надеяться на начало устойчивого роста инфраструктуры обслуживания карточек в 2006 году. "Взрыва" на российском рынке пластиковых карточек ожидать не приходится, но на стабильный рост можно твердо рассчитывать.
3.3. Стратегия и тактика маркетинга
Прибыль как конечная цель маркетинга, первоочередная ориентация на потребности клиента; постановка управленческих задач и планирование конкретных мероприятий по достижению намеченных целей.
В области маркетинга карточных продуктов перед руководством банка стоят следующие задачи:
Среди этих задач особое место занимает проблема привлечения новых клиентов и открытия им карточных счетов. На заре карточного бизнеса банки прибегали к массовой рассылке карточек без предварительного изучения финансового положения адресата. Эта практика привела к крупным потерям. В результате банки начали серьезно относиться к маркетингу карточек и прибегли к детальному изучению рынка персональных финансовых услуг. Рост применения карточек и насыщение рынка привели к сокращению притока новых клиентов. Соответственно резко повысились издержки по поиску и привлечению картовладельцев.