Пластиковые карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования рынка
пластиковых карт 5
Сущность и особенности рынка пластиковых карт... 5
Классификация пластиковых карт,новые услуги на рынке пластиковых
карт 16
1.3Методологические аспекты исследования рынка пластиковых карт. 29
Глава 2.Анализ рынка пластиковых карт и перспективы его развития.36+определенный банк
Оценка состояния и тенденции рынка пластиковых карт.....?............... 36
Определение перспектив развития рынка пластиковых карт. ' 49
Глава 3 Разработка предлжения по развитию рынка пластиковых картРазвитие и реализация программы коммерческих банков по
совершенствованию рынка пластиковых карт. 63
Обоснование целей и задач рынка пластиковых карт. 63
Этапы развития программы ....69
Стратегия и тактика маркетинга. 76
Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию рынка
пластиковых карт 81
Заключение 85
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

Ник диплом.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

«выбирали» весь объем эмиссии карт, а о кредитных картах население почти не было осведомлено. Причин тому было немало, но главная из них заключалась в том, что сами банки не спешили знакомить клиентов с ними. Было неясно, какая в стране сложится кредитная культура, насколько аккуратно население будет относиться к своим долговым обязательствам, и вообще — смогут ли они по примеру европейцев и американцев пользоваться сразу несколькими кредитками, и не погрязать при этом в неоплатных долгах.

Теперь ситуация изменилась: по оценкам банковских экспертов, доля «кредитных» карт в совокупном объеме эмиссии значительно увеличилась, и наиболее быстрыми темпами она росла как раз в 2005 году. Так, например, у Росбанка в общем объеме эмиссии карт за 9 месяцев 2005 года доля «зарплатных» карт составила всего 27%. У Международного московского банка, эмитировавшего по результатам года порядка 114 тысяч карт, этот показатель составил около 50%, а оставшиеся 50% пришлись на долю «кредиток». Ведущие аналитики признают, что этот год стал годом оживления рынка кредитных карт. Сегодня их выпускает практически каждый банк. Возросла и конкуренция банков в этом сегменте, особенно в столичном регионе. Главный итог прошедшего года — перелом рынка в пользу кредитных карт. Правда, так оценивают ситуацию на рынке далеко не все банкиры. По мнению некоторых аналитиков, тенденция увеличения количества кредитных карт налицо, но она только зарождается: зарплатные» карты по-прежнему доминируют в общем объеме эмиссии — на их долю приходится 80—85% всех карт в России. Завоевание рынка кредитными картами аналитики банков объясняют несколькими факторами. В основном это связывают как со стабилизацией экономической обстановки в стране, так и с повышением культуры пользования банковскими картами и с ростом доверия к кредитным организациям. Новая тенденция на рынке сформировалась не только из-за улучшения экономической ситуации в стране — немаловажную роль сыграл приход в Россию иностранных банков,

 

привыкших работать с кредитными проектами. Они стали формировать на рынке новую культуру, за ними волей-неволей начали «подтягиваться» и российские банки, которые еще недавно работали преимущественно с «зарплатными» пластиковыми картами. Но главное, по словам аналитиков, — то, что в России в последние два года ускоренными темпами развивается рынок потребительского кредитования. В этой ситуации карты, по которым можно только снять или зачислить наличные, а также оплатить товары в ограниченном круге магазинов, становятся все менее привлекательными. А кредитная карта становится более интересным инструментом, поскольку владелец кредитной карты может в любой момент занять деньги у банка независимо от того, сколько личных средств у него на счете. Поэтому теперь, рассматривая различные предложения банков по «зарплатным» проектам, компании все чаще обращают внимание не только на комиссии, взимаемые банками за перечисление заработной платы на карточные счета сотрудников, но и на дополнительные услуги, предоставляемые к карте. Установление оведрафтата к зарплатным карточным счетам дает руководству компании дополнительный инструмент мотивации своих сотрудников. В рамках зарплатных проектов кредиты предоставляются как под поручительство компании, что значительно снижает банковские риски и позволяет предлагать более выгодные условия кредитования, так и без поручительства. Зачастую, как поясняет эксперт, основным условием предоставления кредита является перечисление заработной платы на карту банка в течение последних трех месяцев, а сумма кредита в этом случае обычно составляет порядка 50— 80% от суммы среднемесячной заработной платы сотрудника. Под влиянием растущей конкуренции банкам приходится идти на все новые уступки. Первая напрашивается сама собой — сокращение трехмесячного «испытательного» срока, по истечении которого человек может начать использовать свою «зарплатную» карту в качестве кредитки. Риск невозврата при этом по объективным причинам повышается, однако он, как признаются сами банкиры, не настолько велик, чтобы отказаться от возможности

привлечения новых клиентов. Вторая уступка — увеличение максимальной суммы кредита: у многих банков этот показатель уже превышает 80% от среднемесячного размера зарплаты. Но главной своей уступкой клиентам аналитики считают установление grace period — периода, в течение которого клиент может пользоваться средствами банка и не платить за это процентов. Стоит отметить, что сначала этот шаг рассматривался крупными банками как излишне рискованный и неэффективный. Однако конкуренция сделала свое жестокое дело, и в прошлом году grace period для держателей своих кредитных карт ввели Ситибанк, Банк Москвы, а вслед за ними — «Внешторгбанк Розничные услуги». Стремясь максимально использовать маркетинговый потенциал льготного периода, банки начинают «растягивать» его сроки — один из лидеров розничного рынка, «Альфа Банк Экспресс», установил по своим кредиткам grace period в течение 60 дней со дня образования задолженности. Хотя у других банков он пока короче, обычно от 30 до 50 дней. С учетом всех этих факторов привлекательность кредиток растет буквально не по дням, а по часам, и возможно, подобная форма расчетов серьезно потеснит на рынке экспресс-кредитование. Правда, это может быть чревато негативными последствиями. Общемировая практика говорит о том, что доля кредитных карт в формировании суммы задолженности больше, чем по экспресс-кредитам, а если учесть, что экспресс-кредиты сейчас лидируют по объемам невозвратов, то ситуация может осложниться, когда на смену им придут кредитные карты. Но, похоже, что пока такая перспектива большинство банков не смущает. Они не только придают «зарплатным» картам новые расширенные функции, но и активно предлагают своим заемщикам, исправно погасившим кредиты, так называемые «револьверные», или пополняемые кредитные карты. А также «кобрэндинговые», которые, по мнению пессимистов, в России пока не приживаются, а по мнению оптимистов, делают сейчас пусть и неуверенные, но первые шаги в нужном направлении.

 

Существующие уже кобрэндинговые проекты на базе пластиковых карт сами участники рынка и наблюдатели оценивали не очень высоко. В лучшем случае они просто не действовали и единственным эффектом в синергии брэндов был короткий выплеск пиаровских материалов. В худшем — клиенты пытались получить обещанные услуги и преимущества, рядовые сотрудники и операторы сотрудничающих брэндов не имели представления, о чем идет речь, система не действовала ни на «человеческом», ни на технологическом уровне, и скорее можно было говорить о репутационном уроне, нежели об эффективности проекта. По данным MasterCard по Восточной и Центральной Европе на сегодняшний день в России зарегистрировано около полусотни кобрэндинговых проектов на базе карт MasterCard, и все они «были не очень продуктивными». Одним из немногих действительно успешных проектов можно назвать кобрэндинговую карту Сбербанка и Аэрофлота. Оборот по кобрэндинговьгм картам Сбербанка и Аэрофлота превышает оборот по «обычным» пластиковым картам банка в четыре раза. Ориентируясь на успех Сбербанка о кобрэндинговых проектах с авиакомпаниями в начале года заявили почти одновременно Альфа-Банк и Ситибанк. Альфа-Банк, выпускает совместную карту с Аэрофлотом, а Ситибанк — с «Люфтганзой» и международной программой поощрения часто летающих пассажиров Miles&More. Клиентам банков начисляются «мили» за оплату товаров и услуг кобрэндинговой картой и за полеты рейсами данных авиакомпаний. Пока наш рынок кредитных продуктов выглядит несколько хаотично. Жесткие требования к пакету документов компенсируются низкими оплатой за обслуживание и кредитными ставками, и наоборот. Трудно предсказать, злую или добрую шутку сыграет размытость критериев, предъявляемых банками, с очередным претендентом на кредитку. Однако постепенно рынок выстраивается в направлении, указываемом финансовыми аналитиками. В перспективе стоит ожидать формирования двух наиболее развитых сегментов рынка кредитных карт: сегмент с высокой стоимостью пользования картами и низким уровнем требований к клиентам;

сегмент с низкой стоимостью кредитных карт и высоким уровнем требований к клиентам.. В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг — больше клиентов). Банки, предъявляющие "непрозрачные" условия, будут стимулировать клиентов к сбору документов бонусами и льготными программами: предлагать льготный период погашения, бонусы за использование карты, особые условия в зависимости от специфики пользования финансовыми услугами (например, получение процентов на остатки на счетах), привычек (скидки в торговых центрах, ресторанах, аптеках и пр.), домашних функций (оплата коммунальных счетов, связи) и др. Однако пока первостепенное значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами — залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара. Исследования показывают, что 28% москвичей имеют претензии к качеству текущего обслуживания в банках. Основные группы претензий: очереди, плохая работа персонала (24%), неудобные часы работы (24%), сложно дозвониться в офис (22%), сложность тарифных сеток банка и рекламно-информационных материалов (16%). Из них 36% уже сегодня готовы сменить банк, а еще 19% сделают это, если банки не изменят качество обслуживания в ближайшее время. По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов: активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные российские города; расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов; формирование относительно новых продуктов — мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных; увеличение льготного периода, рост кредитного лимита. Проблемы: наряду с позитивными оценками и радужными прогнозами, существует и противоположное понимание ситуации. Если критерием оценки рынка взять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит

менее оптимистично. По данным Банка России, кредитные карты выпускают лишь 40 банков (эмиссией «пластика» в стране занимаются 697, а эквайрингом — 672 банка). По исследованиям некоторых российских банков, к настоящему моменту эмитировано не более 2 000 000 кредитных карт, в Европе же основная масса банковских карт — именно кредитные. Доля кредиток в общем объеме всех выпущенных карт ничтожно мала; от 1% до 6% (на развитом рынке она должна составлять до 25%). Однако даже оптимистические цифры платежных систем показывают, что кредитными картами обзавелись не более 4% россиян. Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России — 32%. Для сравнения: в Великобритании — 98%, в Германии — 93%, в Испании — 80%о, в Египте — 62%, во Франции — 57%, в Румынии — 11%, на Украине — 3%.

Детальный анализ ситуации показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют/экономическую — невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка; слабое развитие банковской инфраструктуры: отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка — кредитных бюро; юридические проблемы взаимодействия с должниками; болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг; проблемы маркетинга и рекламы. Кроме того, но мнению банковских специалистов, пользование банковскими услугами в нашей стране ограничивает ряд факторов: недоверие к банкам (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности); незнание банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них); низкое качество обслуживания (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены

 

 

набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания. Добавим, что далеко не каждый банк готов предложить своим клиентам кредитные карты. Таким образом, "бум кредитных карт" в России (если таковым можно назвать 6% в общем объеме "пластика" и 4% населения страны) — заслуга мегаполисов, где и уровень жизни выше, чем в целом по стране, и более развита инфраструктура. Однако успехи в продвижении кредиток в десятке крупных городов не стоит переносить на всю страну. Согласно результатам опросов среди москвичей 18-60 лет обладателями кредитной карты являются 18,1% (940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты отмечали, что банком-эмитентом их кредитки являются Альфа-Банк, Банк Москвы, МДМ-банк или Ситибанк. Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в 2005 году и чуть менее половины — за последние год-два. Максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты, по результатам исследования, составляет в Москве 8,5% (440 тыс.). Указали, что уже имеют как минимум одну кредитку, 1,1%, а 7,4% опрошенных отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет. Среди владельцев кредитных карт выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной труппе 24-40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу, указав, что имеют общесемейный доход 50 000 руб. (при среднем по выборке 36 000 руб.). Около двух третей владельцев кредиток имеют автомобиль, более 80% — домашний компьютер. Около 60% из них покупают продукты в ближайшем супермаркете. Потенциальные потребители кредитных карт отличаются несколько большей долей респондентов в возрасте 24-40 лет (более 70%), владельцев домашнего компьютера (около 90%), но меньшим общесемейным доходом (в среднем около 27 000 руб.). Среди потенциальных потребителей вдвое ниже, чем среди реальных пользователей, доля респондентов 41-50 лет (15 и 30 % соответственно).

 

Наибольшей известностью среди опрошенных традиционно пользуется Сбербанк (95,6%). 85,8% участников опроса знают Альфа-Банк и 80,4% – Банк Москвы. Вторую по известности группу составляют Внешторгбанк 24 (63%), МДМ-Банк (58,9%) и Ситибанк (57,4%). Далее следуют Уралсиб (40,1%), БинБанк (37%). Чуть более четверти опрошенных указали, что слышали об Абсолют Банке (28,7%) и Райффайзенбанке (28,4%). Наиболее информированы о перечисленных банках держатели кредитных карт — они называли в среднем 7 банков из десяти (для потенциальных клиентов этот показатель не превышает 6,5, а для не потребителей — 5,6). Среди владельцев кредиток наибольшей известностью пользуются Альфа-Банк (98,6%), Банк Москвы (92,9%), Ситибанк (81,4%), Уралсиб (51,4%) и БинБанк (47,1%). Среди потенциальных потребителей — Сбербанк и Альфа-Банк (по 100%). Сравнение долей респондентов, указавших, что пользовались услугами банка, и тех, кто оценил качество их работы как лучшее, вывело на первый план Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Реальные и потенциальные пользователи кредиток чаще остальных опрошенных отмечают, что лучшее качество обслуживания клиентов в Банке Москвы и Альфа-Банке. Потенциальные потребители кредиток предпочитают качество обслуживания в Райффайзенбанке Внешторгбанке 24 и Ситибанке. Для тех же, кто не пользуется кредитными картами, лучшим остается Сбербанк, впрочем, 46% просто затруднились с ответом. (Диаграмма 1).5

 

 

 

 

 

 

 

_______________________

5 www.europay.com

Диаграмма 1. Структура потребителей банковских карт,            в % от общего числа опрошенных.

 

2.2. Определение перспектив развития рынка пластиковых карт.

На долю мошенничеств по снятию денежных средств с карт, чьи владельцы хранят их вместе с пин-кодом, по данным платежной системы Visa, в странах региона СЕМЕА, куда входит и Россия, приходится около 27% карточных ограблений. (Таблица 3)

Таблица 3. Статистика по компьютерным преступлениям и злоупотреблениям кредитками в России

 

Количество

случаев

Убытки

VISA Intern.

1600

398000

Euroрау

1300

546000

American Express

117

53000


 

Если деньги исчезнут с карточного счета до того момента, как держатель карты предупредит  банк о пропаже и карта будет  заблокирована, их никто не вернет. Средства же, списанные с карты  после уведомления о ее утере или краже, должен возмещать банк. Ситибанк совместно с "AIG страховая и перестраховочная компания" с 2006 года предлагает держателям пластиковых карт страховаться от финансовых потерь. Полис действует в двух случаях. Первый — растрата средств с картсчета в период с момента потери карты до ее блокировки. При этом страховая компания будет возмещать суммы, которые были списаны с карты в течение 72 часов до момента ее блокировки. Второе страховое событие — "ограбление, сопряженное с насилием", которое произошло в течение двух часов после снятия клиентом денег в банкомате. Чтобы получить страховку, факт нападения необходимо подтвердить медицинской справкой или письменными показаниями свидетелей. В обоих случаях пострадавшим

Информация о работе Пластиковые карты