Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.

Оглавление

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

последняя версия диплом 2 без н.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

    Сложность использования нефтяных доходов и в том, что они являются государственными, а использование государственных средств, как правило, заканчивается печально для страны: они либо разворовываются, либо расходуются не туда, где они нужнее, либо создается не то, что надо. Вопрос состоит в том, нельзя ли государственные нефтяные доходы каким-то образом трансформировать в частные инвестиционные ресурсы. Если бы мы сумели это сделать, то могли бы эффективно вкладывать нефтяные доходы в экономику.

    Средства Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) должны использоваться, прежде всего, для сглаживания колебаний доходов бюджета при падении мировых цен на нефть ниже базового уровня. В этом случае встает вопрос: сколько средств Фонда можно использовать в неблагоприятные годы? Ясно, то в такие годы объемы ВВП и налоговые поступления могут оказаться значительно ниже, чем в те годы, когда мировые цены на нефть выше базовой её цены, но тем не менее доходы бюджета должны оставаться стабильными. Для этого размер годового прироста доходов бюджета должен быть определен исходя из среднего их прироста за последние пять благоприятных лет. В объеме этой величины и должны изыматься средства из Национального фонда. Это позволит продолжать по прежнему увеличивать доходы бюджета прежними темпами, несмотря на снижение текущих мировых цен на нефть ниже базового уровня.

    Не вызывает сомнения использование  средств стабилизационного фонда  для погашения внешнего государственного  долга. Это, действительно, безопасный,  с позиции макроэкономической стабильности, способ использования средств фонда. Однако нельзя чрезмерно увлекаться этим способом, поскольку на самом деле это один из способов посягательства на собственность будущих поколений, попытка покрывать неблагоразумные расходы нынешнего поколения за счет доли будущих поколений в нефтяном богатстве страны, запасы которого вряд ли им достанутся. Если мы это сделаем, то о решении справедливо поставленной задачи выравнивания уровня жизни нынешнего и будущих поколений с учетом уменьшения запасов нефти придется забыть.

    Очевидно, так и будет, потому  что, во-первых, многим политикам  покоя не дают хранящиеся в  НФРК большие доходы, когда инвестировать несырьевой сектор нечем и трудно рассчитывать на то, что Правительство устоит перед их натиском и мольбой. Правительство уже несколько лет подряд так и действует. Во-вторых, как ему не поступать так, если коррумпированные высокопоставленные чиновники в центре и на местах обворовывают не только будущее, но и нынешнее поколение. Кроме того, политиками и Правительством овладела эйфория высоких темпов экономического роста, им кажется, что экономика так будет расти и впредь. Но так не бывает. Мировые цены на нефть, которые сегодня растут, завтра могут столь же успешно падать, никто не даст гарантии, что такого не будет. С 1973 г. они не раз взлетали вверх, а затем падали вниз. Кроме того, рыночная экономика циклична: подъем сменяется спадом через каждые максимум 7-12 лет. В ловушку эйфории по поводу огромного притока нефтяных доходов попадали и расплатились высокой ценой Венесуэла, Мексика и многие другие страны. В начале притока нефтегазовых доходов в нее попала и Норвегия, но она вовремя поняла это и выправила ситуацию. Сегодня эта страна накопила в своем стабилизационном фонде, называемом Государственным пенсионным фондом, свыше 160 млрд. долл.

    Представляется оправданным предоставление  крестьянским хозяйствам из средств  НФРК беспроцентных кредитов  сроком на 15-20 лет через Банк  развития Казахстана на приобретение  за рубежом сельскохозяйственной  техники. Деньги должны поступать на специальный счет «техника» и не могут быть использованы для других целей. Поскольку эти средства используются вне пределов Казахстана, они не ведут к росту укрепления курса тенге. Большинство крестьян вряд ли сами смогут покупать нужную технику в достаточном количестве за счет собственных средств. Поэтому подобное их кредитование стало бы мощной поддержкой сельхозпроизводителей.

    Средства НФРК могут быть использованы  на приобретение медицинской  техники для больниц, поликлиник, научных лабораторий, для университетов и научно-исследовательских институтов, школ. Это было бы существенным вложением в человеческий капитал. Одно лишь повышение заработной платы ученых, учителей, медицинских работников не сможет существенно улучшить развитие образования, науки и здравоохранения. 

Рост человеческого  капитала и создание производства сразу  же с прогрессивными и наукоемкими  технологиями должны стать главной  линией диверсификации и повышения  конкурентоспособности экономики, обеспечения её устойчивого развития. Поэтому вложение нефтяных доходов, поступающих государству на развитие образования и науки должно стать одним из самых приоритетных направлений инвестирования в развитие экономики. Безопасным для экономики способом использования средств НФРК может быть финансирование подготовки необходимого для развития экономики количества высококвалифицированных специалистов по определенным направлениям, возможно и целевым назначениям за рубежом.  
       
Список используемых литератур

- Конституция Республики Казахстан. //Алматы 1999

- Налоговый кодекс Республики Казахстан.// Астана 2000

- Послание Президента Республики Казахстан. «Новый Казахстан в новом мире». // Астана 28 февраля 2007

- Послание  Президента Республики Казахстан. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». // Астана 01 марта 2006

- Закон  « О национальной безопасности  Республики Казахстан» от 26 июня 1998 №233

- Амиргалиев  Н.А. О тюленьем семинаре. // Экологический курьер INT 2006 15-31 декабря

- Аубакиров  Я.А. О проблемах и перспективах  национальной экономики в условиях  глобального развития. // Альпари  2005 №4

- Абдирова  А. С начала года до сих  пор пересчитай налоги, нефти  и экспортер. // ББ- Крупный бизнес 2005

- Абдуллаева  А. Социально ответственный бизнес: Инвестиционная деятельность и  компания Аджип КСО. // Начнем с понедельника 2005 4-10 февраля

- Агапов В. Это надо технически! // Казахстанская правда 2006 2 сентября

- Айдосов Г. Воздействие магистрального трубопровода на атмосферу. // Промышленность Казахстана 2005 №8

- Баймуратов  У.Б. Национальная экономическая  система.// Алматы 2000

- Бейсембетов  К.А. и др. Прогноз социально-экономического развития РК на 2005г.//Альпари 2005 №1

- Жукiбай М.Ы. Анализ социально-экономических положений важнейших регионов Республики. В кн. Материалы НПК: «Проблемы реформирования экономики и образования в современных условиях». // Астана 2005

- Жумагулов  Б.Т. Экологические проблемы.// Нефть и газ 2005 №6

- Иконников  А. Слишком хорошо (Нефть). // Континент  2005 №15

- Иконников  А. Стратегический вопрос. // континент  2005 №19

- Карабалин У. Укрепляя благосостояние страны: Национальная компания «КазМунайГаз» решает сложнейшие экономические задачи.// Казахстанская правда 3 марта 2005

- Калинин  А. Экономические проблемы нефтепереработки.// Экономист 2006 №5

- Кожантаева  У. Время нефти. // Деловая неделя 2005 25 февраля

- Кондрашов  Ю. Правильное решение: Послание  Президента: день за днем. // Казахстанская правда 2005 7 апреля

- Кошанов  А.К. Трудное восхождение. На  путях к рынку.// Астана 2004

- Кажмурат  К. Избранные научные труды  в 2-х томах.// Алматы 1998

- Сафинов К. и Лебедь В., Комментарии к указу президента РК, имеющему силу закона, от 27.01.1996года №2828 «О недрах и недропользовании», 2000год Астана

- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов Т.2. М.,1935г.

- Юткина  Т.Ф. Налоги и налогообложение  /Учебник. М.,1999г.

- Налоговый  контроль. /Учебное пособие. М., 2001г.

- Маккнонелл  К.Р. Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.,1992г.

- Финансы: Учебное пособие /Под редакцией А. М. Ковалевой. - М.,2000г.

Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования