Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.

Оглавление

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

последняя версия диплом 2 без н.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

        По отношению к заявленным целям, количество нежелательных инцидентов на производстве по-прежнему значительно. Совет директоров будет и впредь уделять особое внимание принятию мер к улучшению результатов в данной области.

        «Статойл» уплатил штраф  в размере 80% млн.крон, наложенный на компанию в результате утечки газа с платформы Снорре-А в Норвежском море в ноябре 2004г. Этот серьезный инцидент мог нанести значительный ущерб. В настоящее время разработан обширный план мер, направленных на предотвращение возникновения подобных ситуаций в будущем. Совет директоров также намерен уделять значительное внимание вопросам  обеспечение безопасности на площадках концерна.

        Продолжается расследование властями США деятельности компании по подозрению в нарушении американского законодательства и законодательства об обращении ценных бумаг, а также Закона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической  деятельности. В поле зрения расследования – соглашение с компанией «Хортон Инвестмент Лимитед» об оказании консалтинговых услуг в Иране. «Статойл» сотрудничает с американскими властями, предоставляя расследованию всю необходимую  информацию.

        Деятельность «Статойл» оказывает значительное воздействие на экономику Норвегии. В 2005г. концерном приобретено товаров и услуг (за исключением нефтепродуктов) на 62,8 млрд.крон. Компания уплатила налоги и сборы в объеме 88,8 млрд.крон. В число прочих экономических эффектов входят обеспечение прямой и косвенной занятости и прибыль собственников (таблица 7).              
 
 
 

Таблица 7.

  Данные об устойчивом развитии компании «Статоил» 

  2004 2005
Уплаченные налоги 38,8 млрд. NOK 54,6 млрд. NOK
Уплаченные  прямы сборы 32,8 млрд. NOK 34,2 млрд. NOK
Подписные бонусы 2,6 млн.USD 3,4 млн.USD
Предложенный  дивиденд по акциям 11,5 млрд. NOK 17,8 млрд. NOK
Выплаченная заработная плата и расходы на социальные нужды  
13,7 млрд. NOK
 
14,6 млрд. NOK
Покупка товаров и услуг (фактурная стоимость)  
62,8 млрд. NOK
 
62,8 млрд. NOK
Уплаченные  проценты по займам 1,2 млрд. NOK 2 млрд. NOK
Инвестиции  в собственную деятельность  
42,8 млрд. NOK
 
46,2 млрд. NOK
Инвестиции  в НИОКР 1027 млн. NOK 1066 млн. NOK
Количество  поставщиков               22 500            24 899
Инвестиции  в социальную сферу Не указано 8 млн. USD
 

                       

       Экономическое развитие компании «Статойл» показывает, что совокупный доход его составил в 2005 г. 393,3 млрд.крон, по сравнению с 306,2 млрд.крон в 2004г.

       Доход концерна до формирования финансовых и прочих статей расходов, уплаты налогов  и вычета доли миноритарных  акционеров составил в 2005 г. 95,1 млрд. крон, по сравнению с 65,1 млрд. в предыдущем году.

       Чистая прибыль за год составила 30,7 млрд. крон, что на 5,8 млрд. крон больше, чем за 2004 г. В 2005 г. дивиденды составили 14,19 крон на акцию, по сравнению с 11,50 крон в 2004г.

       Поток денежных средств от эксплуатации составил в 2005г. 56,3 млрд. крон, по сравнению с 38,8 млрд. крон в 2004г. В числе основных причин роста следует назвать увеличение цен и маржи нефтепереработки. Объем инвестиций составил в 2005г. 37,7 млрд. крон, по сравнению с 32,0 млрд. в предыдущем году.

       Общий процентный долг концерна составил к концу 2005г. 34,2 млрд. крон, по сравнению с 36,2 млрд. крон в предыдущем году. Соотношение задолженности и собственного капитала, определяемое как нетто сумма процентного долга  по отношению к инвестированному капиталу, составил на 31 декабря 2005г. 15,3%,  по сравнению с 19% в 2004г.

       Общая сумма банковских депозитов и прочих ликвидных активов составила13,9 млрд. крон на конец 2005 г., по сравнению с 16,6 млрд. крон на конец 2004 г.

        «Статойл» использует так называемые деривативы (производные финансовые инструменты) для управления рисками, связанными с колебаниями процентных ставок, курсов валют и цен на товары. Присутствие «Статойл» на международных рынках нефти и газа и потребность компании в финансировании влечет за собой  определенные риски, связанные с расходами на эксплуатацию, инвестиции и финансирование.

       В качестве инструментов хеджирования рисков компания продолжает использовать различные финансовые инструменты, в том числе деривативные контракты на сырье. Для хеджирования ряда рисков применяются деривативы, обеспечивающие уравновешенное присутствие на рынке. Компания также использует деривативы для упрочения своих позиций исходя из ожидания рынка, но эта деятельность не оказывает существенного влияния на сводную финансовую отчетность.

       В числе значительных финансовых рисков концерна следует назвать риски, связанные с процентными ставками и курсами валют. Совокупный риск управляется на уровне портфелей в соответствии со стратегиями и полномочиями программы управления рисками в масштабе концерна и под наблюдением комиссии по рискам. Риск  компании, связанный с колебаниями процентных ставок, в основном связан с долговыми обязательствами концерна и с управлением активами акционерного общества «Статойл Форсикринг». Для управления процентными и валютными рисками концерн в основном  использует соглашения об обмене процентных ставок и о валютном свопе.

        Финансовая отчетность компании «Статойл» следует основным принципам системы US GAAP, а также норвежским принципам бухгалтерского учета (NGAAР). Примечание 26 в отчете по принципам NGAAP объясняет различия между этими двумя типами отчетности.

       Совет директоров подтверждает основания для продолжения деятельности компании, в соответствии с  основания для продолжения деятельности компании, в соответствии  с  $ 3-За норвежского Закона о бухгалтерском учете. Годовой отчет за 2005 г. разработан исходя из предпосылки дальнейшей непрерывной деятельности компании.

       Исходя из отчетности, составленной на основе норвежских принципов бухгалтерского учета (NGAAP), чистый годовой доход материнской компании «Статойл АСА» составил 32,0 млрд. крон.

        2005 год характеризовался особо благоприятными рыночными условиями и продемонстрировал хорошие экономические результаты.

        Совет директоров полагает, что  на основании вышеизложенного,  дополнительный разовый дивиденд  может быть установлен в размере  4,60 норв. кроны на акцию. С учетом  обычного дивиденда, составляющего 3,60 норв. крон на акцию, Совет директоров вносит предложение об утверждении общим годовым собранием акционеров общего   размера дивиденда в 8,20 норв. крон на акцию.

        Совет директоров выступает с предложением о следующем распределении чистой прибыли материнской компании «Статойл АСА» (в млн. крон).

          На выплату дивидендов                                                             17 756

          Нераспределенные доходы                                                          6 786

          Резерв на корректировку балансовой  стоимости                     7 467

          Всего распределено                                                                      32 009   

        Собственный капитал в распоряжении компании после распределения  прибыли составляет 63,2 млрд. крон.  

          

          

     2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 

         Нефть  как  источник энергии  обладает высокой ценностью, ее  не зря называют «черным золотом». Поэтому нефтяной сектор сам  по себе является высокодоходным сектором экономик нефтедобывающих стран. А в нынешних условиях благоприятной  внешнеэкономической конъюктуры- аномально высоких мировых  цен на нефть- он стал сказочно высокодоходным.

        Казахстан не является исключением. Несмотря на то, что издержки добычи и транспортировки нефти в Казахстане в несколько раз превышают соответствующие параметры других стран, особенно стран Ближнего Востока, нефтяной бизнес и здесь стал сверхвысокодоходным,  а потому и самым привлекательным. Рентабельность производства  нефти в 2004 г. достигла 77%, а за семь месяцев 2005 года - 106,6% и является самой высокой среди всех отраслей экономики страны.

        К сожалению, доходы нефтяного  сектора, его платежи государству, равно как и расходование государством поступивших от нефтяного сектора доходов, не отличаются заметной прозрачностью, скорее, находятся «за семью печатями».  В Казахстане, в отличие от соседнего Азербайджана, не раскрываются условия заключенных СРП. Казахстанское правительство достаточно поздно – лишь в конце 2005 г.- присоединилось к реализации Инициативы прозрачности в добывающей промышленности (EITI), и первый отчет о полученных от добывающего сектора доходах еще не был опубликован. Правительство Казахстана до сих пор не приступило к внедрению принципов корпоративного управления Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), принятых в 2004 г. Более того, в Налоговом кодексе РК сохраняется статья, запрещающая оглашать доходы нефтяных компаний, на которые начисляются налоги, без их согласия.

      Такое положение усиливает подозрения и предположения общества о сокрытии нефтяными компаниями своих доходов и, по-прежнему, о коррумпированности власти. Тем более что контракты, заключенные в 90-е гг. со многими  иностранными компаниями, предположительно содержат откровенно проигрышные условия, особенно в части изымания ренты за использование природных ресурсов, роялти, НДС, таможенных пошлин; часть нефти экспортируется в оффшорные зоны, компаниями широко используется трансфертные цены, заниженные экспортные цены и завышенные затраты.

        Словом, практически нет возможности  достаточно точного определения  доходов каждой компании и  оценки налоговых и других  их платежей государству. Но определенную информацию в целом по нефтяному сектору дает статистика (таблица 8).

              
 
 
 
 
 
 

Таблица 8.

Доход нефтяного сектора 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 январь-июль
Добыча  нефти и газового конденсата, в  млн. тонн  
35,3
 
40,1
 
47,3
 
51,3
 
56,1
 
28,9
Мировые цены на нефть, долл./баррель  
28,31
 
24,4
 
25,1
 
28,85
 
38,3
 
52,43
Рентабельность  производства нефти, в %  
55,6
 
48,2
 
37,7
 
45,5
 
77,1
 
106,6
Доходы  нефтяного сектора до налогообложения, в млн. долл.  
1734,3
 
1409,0
 
1747,1
 
2547,8
 
5041,2
 
Отношение доходов нефтяного сектора к  ВВП, в %  
9,4
 
6,4
 
7,1
 
10,4
 
14,9
 
Поступление от нефтяного сектора, в млн. долл.  
1127,3
 
963,9
 
1023,5
 
2003,3
 
2765,5
 
2641,5
Отношение поступлений от нефтяного сектора  к ВВП, в %  
3,2
 
4,4
 
4,2
 
5,9
 
6,8
 
Доходы  нефтяного сектора после вычета налогов и платежей, в млн. долл.    
 
445,1
 
 
723,6
 
 
544.5
 
 
2275,7
 
 
 
Отношения поступлений государству к доходам  нефтяного сектора до налогообложения
 
 
0,65
 
 
0,68
 
 
0,59
 
 
0,79
 
 
0,55
 
 
 

         Нами была сделана попытка сопоставить доходы нефтегазового сектора, приведенные в статистике РК, со своими расчетами по усредненным параметрам нефтяного сектора: общий объем добычи нефти, среднегодовые экспортные цены на нефть и себестоимость добычи и транспортировки одной ее тонны в Казахстане. При этом были учтены оценки разными организациями базовых параметров казахстанской нефти. Так, ВБ считает, что в настоящее время себестоимость добычи и транспортировки нефти в Казахстане от 10 до 12 долл. США  за баррель.

       Компания Shell в своих расчетах принимает издержки на добычу единицы нефти равными 4-6 долл. за баррель, а   транспортировки ее -3-4 долл. за баррель, то есть суммарно -7-10 долл. за баррель.

       Себестоимость добычи нефти ряда месторождений  (компаний) в долл. за баррель:

            ТенгизШевройл                                                                     -2,3

            Карачаганак (конденсат)                                                       -2,1

            УзеньМунайГаз                                                                      -5,5

            ЭмбаМунайГаз                                                                       -5,6

            в среднем                                                                                -3,9

      Стоимость транспортировки нефти до ряда портов или по основным трубопроводам:

            Порт Новороссийск                                                                -3,5

            Порт Одесса                                                                             -3,9

            КТК                                                                                           -3,4

            Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан                                              -4,2

            Казахстан-Китай                                                                      -4,2

            в среднем                                                                                  -3,8

Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования