Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа
Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Поскольку в сумме добыча и транспортировка составит 7,7 долл. за баррель, можно было бы принять за себестоимость добычи и транспортировки нефти 7 долл. за баррель. Однако, поскольку авторитетный международный финансовый институт - Всемирный банк - в своих исследованиях принимает 10 и 12 долл. за баррель, мы решили игнорировать и этот показатель, хотя известно, что компании скрывают доходы за счет издержек производства. В таблице 9 приводятся расчеты доходов нефтегазового сектора, выполненные в трех вариантах: при себестоимости добычи и транспортировки единицы продукции 7,10 и 12 долл. за баррель.
Таблица 9.
Расчетные доходы нефтяного сектора и поступления
доходов государству от нефтяного сектора
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Добыча нефти и газового конденсата, в млн. тонн |
35,3 |
40,1 | 47,3 | 51,3 | 56,1 |
Экспортная цена нефти, в долл./баррель |
21,7 | 18,2 | 18,3 | 20,5 | 28,7 |
Экспортная выручка, в млн.долл. | 4007,8 | 5327,7 | 6318,8 | 7677,0 | 11753,5 |
Затраты
на добычу и транспортировку нефти
при себестоимости добычи и транспортировки
1 тонны нефти: 7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
1803,8 2606,1 3127,3 |
2049,1 2927,3 3512,8 |
2417,0 3452,9 4143,5 |
2621,4 3744,9 4493,9 |
2866,5 4095,3 4914,3 |
Доходы
нефтяного сектора до налогообложения
при себестоимости добычи и транспортировки
1 тонны нефти: 7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл.за баррель |
2204,0 1401,7 880,5 |
3512,8 2400,4 1814,9 |
4143,5 2865,9 2175,3 |
5055,6 3932,1 3183,1 |
8887,0 7658,2 6339,1 |
Расчетное
поступление от нефтяного сектора
при себестоимости 1 тонны нефти; 7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
1432,6 911,1 572,3 |
2378,7 1632,3 1234,1 |
2444,7 1690,9 1283,4 |
3993,9 3106,4 2514,6 |
4887,8 4212,0 3761,5 |
Доходы
нефтяного сектора после вычета
поступлений государству при себестоимости
1 тонны нефти;
7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
771,4 490,6 308,2 |
1134,1 768,1 580,8 |
1698,8 1175,0 891,9 |
1061,7 825,7 668,5 |
3999,2 3446,2 3077,6 |
Удельный
вес расчетных доходов 7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
1,3 0,8 0,5 |
2,5 1,7 1,3 |
2,4 1,6 1,2 |
2,0 1,5 1,2 |
1,8 1,6 1,4 |
Отношения
расчетных поступлений 7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
2,4 1,5 0,97 |
2,5 1,7 1,3 |
2,4 1,7 1,3 |
2,0 1,6 1,3 |
1,8 1,5 1,4 |
Отношение
расчетных доходов к ВВП, в % при;
7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
12,0 7,6 4,9 |
15,8 10,9 8,1 |
16,8 11,8 8,9 |
16,6 12,7 10,4 |
21,9 18,9 16,7 |
Отношение
расчетных поступлений к ВВП,
в % при;
7 долл. за баррель 10 долл. за баррель 12 долл. за баррель |
7,6 4,9 3,3 |
10,9 7,2 5,4 |
9,8 6,9 5,3 |
9,8 7,6 6,1 |
12,0 10,3 9,3 |
Возможные поступления государству при этих доходах определены по каждому году исходя из соотношения статистических данных по доходам нефтегазового сектора и данных МЭБП о поступлениях государству налогов и платежей, то есть из предположений, что компании от рассчитанных нами доходов отчисляли налоги и другие платежи в таких же соотношениях по годам, как и от доходов , указанных в статистике.
Безусловно, из-за усредненности параметров добычи и транспортировки нефти нельзя сказать, что данные расчеты абсолютно точны, однако они представляются более близкими к истине, чем данные статистики. В противном случае можно было бы считать, что нефтяной сектор Казахстана работает прозрачно. На самом деле это не так, статистика включает только ту часть всех доходов компаний, которая официально указывается в балансах компаний для налоговой службы. Об этом свидетельствует тот факт, что, если бы из этих доходов вычли ресурсные и ценовые ренты, НДС, экспортные пошлины, получили роялти в общепринятом размере, как это делается во многих нефтедобывающих странах, то нефтяные компании каждый год оставались бы крупными убытками. Достаточно сказать, что иностранные компании платят роялти в среднем размере 45, тогда как в мире его размер варьируется от 8до 40%. Расчеты показывают, что только две компании - «Тенгизшевройл» и «Октябрьскнефть»- ежегодно платили бы природной ренты около 1,2 млрд. долл. при ценах нефти 20-26 долл. за баррель. Казахстан не изымает ренту ни в виде налога на добычу нефти, ни в виде экспортной пошлины, размер которой в России сегодня составляет 170 долл. с тонны нефти. Следует также учесть доходы, скрытно получаемые компаниями за счет использования для экспорта оффшорных зон, трансфертных цен и необоснованно завышенных издержек.
Если учесть эти доводы и поэтому принять наши расчеты достаточно реалистичными, то доходы нефтяного сектора до налогообложения и отчисления обязательных платежей превышают доходы, зафиксированные в статистике, от 1,3 до 3,2 раза при стоимости добычи и транспортировки 7 долл./ баррель, от 1,6 до 2,7 раза – при 10 долл./ баррель и от 1,2 до 2,5 раза – при 12 долл./ баррель (исключение составляет 2000 год). Расчетные поступления государству превышают фактические поступления ( за исключением 2000 г.) от 1,8 до 3,2 раза при себестоимости нефти 7 долл./ баррель, от 1,5 до 2,8 раза – при себестоимости 10 долл./ баррель и от 1,3 до 2,5 раза при себестоимости 12 долл./баррель.
Для доказательства реалистичности рассчитанных нами поступлений нефтедоходов государству сошлемся на расчеты специалистов Международного валютного фонда (МВФ), выполненные в конце 2001 г. с использованием модели бюджетных доходов, разработанной вместе с Всемирным банком. Согласно этим расчетам, к 2005 г. при цене на нефть 19 долл. за баррель Правительство получит от продажи нефти 1,5 млрд. долл. По другим расчетам, если добыча составит около 1,25 млн. баррелей в день в 2005 г. при цене 23 долл. за баррель, общие поступления составят 10,5 млрд. долл.
На самом деле мировые цены на нефть сегодня составляют не 19 долл. и не 23 долл. за баррель, а гораздо больше, при этом в 2005 г. в Казахстане добывалось 1,12 млн. баррелей в день, то есть близко к 1,25 баррелей в день. И в итоге, по нашим расчетам, Казахстан имел бы поступлений за 2001-2005 гг. не 10,8 млрд. долл. по факту (поступления в 2005 г. взяты по оценке) что подтверждает приведенную выше оценку специалистов, а 17.7 млрд. долл., или 345 ВВП, при себестоимости добычи и транспортировки нефти 7 долл. за баррель, 14,6 млрд. долл., или 28% ВВП, при 10 долл. за баррель, 12,8 млрд. долл., или 24,6% ВВП, при 12 долл. за баррель. Такие суммы вполне реальны, если учесть, что, согласно прогнозу МВФ, активы Национального фонда в 2006 г. составят 14% к ВВП, а это лишь часть доходов государства.
Подобное положение подчеркивает чрезвычайную актуальность обеспечения прозрачности образования доходов нефтяных компаний и поступлений нефтедоходов государству.
Величину доходов нефтяного сектора и поступлений государству в будущем сегодня прогнозировать представляется крайне затруднительным из-за невозможности оценки того, насколько высоко будут расти мировые цены на нефть. До сих пор агентства основных нефтепотребляющих стран и международные финансовые и нефтяные институты прогнозировали добычу и потребление нефти, доходы Казахстана от нефтяного сектора в основном при ценах 15,18 и 21-26 долл. за баррель. Сегодня принять в расчет эти прогнозы не представляется возможным. Ясно только одно: доходы нефтяного сектора Казахстана и поступления нефтяных доходов государству будут огромными, если даже прогнозные запасы на шельфе Каспийского моря не в полной мере подтвердятся и добыча нефти будет осуществляться в умеренных объемах.
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов на окружающую среду
Помимо развития экономики Казахстана, перед нами стоит также вопрос о защите окружающей среды.
По Атырауской области в связи с интенсивным развитием работ в нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслях и большим объемом строительных работ объем образованных отходов производства и потребления по-прежнему увеличивается. В основном отходы производства образуются в результате разработки месторождений нефти и газа, хранения и транспортировки углеводородного сырья.
Анализируем загрязнение
Согласно анализу за 1 полугодие 2006 года объем образования отходов ТОО «Тенгизшевройл» составил 562 400 тонн, из них промышленные 22,8 тыс. тонн, ТБО – 12 000 тонн, комовая сера – 527,6 тыс. тонн. В табличной форме идет большое расхождение образованных отходов за 1 полугодие 2005года с аналогичным периодом 2006года. Это связанно с тем, что в 2005 году объем реализованной серы не был показан. В 2006 году указан весь объем образованных отходов, включая серу. В 1 полугодии весь объем образованной серы полностью был реализован. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года идет увеличение объема захороненных отходов, что c началом проведения ремонтных, строительных работ. Объем хранения металлолома составляет 1278,25 тонн.
Уменьшение объема образования отходов «Эмбамунайгаз» на 2881 тонн по сравнению с 1 полугодием 2005 года связано с отсутствием работы по очистке замазученных территорий в первом полугодии 2006года.
Увеличение образованных отходов ЗФ АО «Казтрансойл» в первом полугодии на 723тонны связано с увеличением промышленных отходов (замазученного грунта).
Увеличение отходов связано с интенсивным ростом строительных работ в областном центре и количества природопользователей.
В целом за 8 месяцев 2006 года к предприятиям природопользователям области были наложены административные штрафы за размещение отходов производства и потребления без разрешения и за загрязнение земельных ресурсов:
- ТОО «Тенгизшевроил» за
- ПФ «Эмбамунайгаз» АО «РД
НК «Казмунайгаз» в основном
за загрязнение земельных
За
восемь месяцев 2006года за
- ТОО «Тенгизшевроил» за
- ПФ «Эмбамунайгаз» за размещение металлолома без разрешения предъявлена претензия в размере 18 870 400 тенге, за сверхнормативное размещение промышленных отходов – 8 629 200тенге, за загрязнение земельных ресурсов 490 270 тенге.
Каспийское море – крупнейший замкнутый водоем мира, расположенный на границе Европы и Азии. Общая площадь акватории моря около 405 тыс. км. Длина береговой линии примерно 7 тыс. км., 1/3 из которых находится на территории Казахстана. Максимальная глубина моря 1025м. Оно подразделяется на три основных части; Северный, Средний и Южный Каспий.
Северный Каспий занимает всего 0,5% от общего объема воды в море. Средний годовой водный сток Волги и Урала составляет 242 км. и 9 км. соответственно. Суммарный сток этих рек поступающий в Северный Каспий, составляет, по оценкам специалистов, около 87% от общего речного стока в море. Под влиянием речных вод происходит опреснение северной части моря, где соленость воды в основном до 2 г/л., а к восточному её побережью она возрастает до 5-6 г/л. Уровень сравнительно мелководного Северного Каспия подвержен активным сгоннонагонным явлениям. В зависимости от силы и направления ветра при нагонах может заливаться водой полоса берега шириной до 30 км., а при сгоне оголяется до 10 км.
В последнее десятилетие Урало-Каспийский бассейн характеризуется стабильным водным режимом, в целом оптимальным для воспроизводства рыбных запасов. Однако море подвергается загрязнению нефтепродуктами и сопутствующим им токсинам в результате интенсификации процессов освоения углеводородного сырья как в прибрежной, так и шельфовой зоне. Кроме того Каспий является трансграничным водоемом, омывающем берега 5-ти Прикаспийских государств, он же приемник огромного по объему стока множества рек, несущих в море различные загрязняющие вещества. Все это определяет повышенный уровень антропогенной загрязненности моря, что регистрируется исследованиям специалистов Прикаспийских стран.
Источники загрязнения Каспия многообразны и расположены на территории всех Прикаспийских государств, включая их морские акватории. Большую потенциальную угрозу загрязнения моря представляют законсервированные
из-за подъема
уровня моря нефтяные скважины и прибережные
нефтепромыслы, аварий на транспортных
средствах и разведочных
Река Урал загрязняется в
Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования