Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.

Оглавление

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

последняя версия диплом 2 без н.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

       Поскольку в сумме добыча и  транспортировка составит 7,7 долл. за баррель, можно было бы принять за себестоимость добычи и транспортировки  нефти 7 долл. за баррель. Однако, поскольку авторитетный международный финансовый институт - Всемирный банк - в  своих исследованиях принимает 10 и 12 долл. за баррель, мы решили игнорировать и этот показатель, хотя  известно, что компании скрывают доходы за счет издержек  производства. В таблице 9  приводятся расчеты доходов нефтегазового сектора, выполненные в трех  вариантах: при себестоимости добычи и транспортировки единицы продукции  7,10 и 12 долл. за баррель.

Таблица 9.

Расчетные доходы нефтяного  сектора и поступления

доходов государству от нефтяного  сектора

  2000 2001 2002 2003 2004
Добыча  нефти и газового конденсата, в  млн. тонн      

35,3

                  40,1                47,3                51,3                 56,1
 
Экспортная  цена нефти, в долл./баррель
               21,7                18,2                18,3                20,5                28,7
Экспортная  выручка, в млн.долл. 4007,8 5327,7 6318,8 7677,0 11753,5
Затраты на добычу и транспортировку нефти  при себестоимости добычи и транспортировки 1 тонны нефти: 

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

                                              
 
 

1803,8    2606,1    3127,3     

 
 
 
 
2049,1    2927,3    3512,8
 
 
 
 
2417,0    3452,9    4143,5
 
 
 
 
2621,4    3744,9    4493,9
 
 
 
 
2866,5    4095,3    4914,3
Доходы  нефтяного сектора до налогообложения  при себестоимости добычи и транспортировки 1 тонны нефти: 

7 долл. за  баррель

10 долл. за баррель

12 долл.за  баррель

 
 
 
 
2204,0    1401,7    880,5
 
 
 
 
3512,8    2400,4    1814,9
 
 
 
 
4143,5     2865,9    2175,3
 
 
 
 
5055,6    3932,1    3183,1
 
 
 
 
8887,0    7658,2    6339,1
Расчетное поступление от нефтяного сектора  при себестоимости 1 тонны нефти; 

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель 

 
 
 
1432,6    911,1      572,3
 
 
 
2378,7    1632,3    1234,1
 
 
 
2444,7   1690,9    1283,4
 
 
 
3993,9    3106,4    2514,6
 
 
 
4887,8

4212,0    3761,5

Доходы  нефтяного сектора после вычета поступлений государству при себестоимости 1 тонны нефти;

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

 
 
 
771,4      490,6      308,2
 
 
 
1134,1   768,1      580,8
 
 
 
1698,8    1175,0    891,9
  
 

1061,7    825,7      668,5

 
 
 
3999,2

3446,2

3077,6

Удельный  вес расчетных доходов нефтяного  сектора в доходах, полученных из платежного баланса, в разах при; 

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

 
 
 
 
1,3

0,8

0,5

 
 
 
 
2,5

1,7

1,3

 
 
 
 
2,4

1,6

1,2

 
 
 
 
2,0

1,5

1,2

 
 
 
 
1,8

1,6

1,4

Отношения расчетных поступлений государству от  фактических, в разах при; 

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

 
 
 
2,4

1,5

0,97

 
 
 
2,5

1,7

1,3

 
 
 
2,4

1,7

1,3

 
 
 
2,0

1,6

1,3

 
 
 
1,8

1,5

1,4

Отношение расчетных доходов к ВВП, в % при;

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

 
 
12,0

7,6

4,9

 
 
15,8

10,9

8,1

 
 
16,8

11,8

8,9

 
 
16,6

12,7

10,4

    

21,9

18,9

16,7

Отношение расчетных поступлений к ВВП, в % при;

7 долл. за баррель

10 долл. за баррель

12 долл. за баррель

 
 
7,6

4,9

3,3

 
 
10,9

7,2

5,4

 
 
9,8

6,9

5,3

 
 
9,8

7,6

6,1

 
 
12,0

10,3

9,3

 

       Возможные поступления государству при этих доходах  определены по каждому году исходя из соотношения статистических данных по доходам нефтегазового сектора и данных МЭБП о поступлениях  государству налогов и платежей, то есть из предположений, что компании от рассчитанных нами доходов отчисляли налоги и другие платежи в таких же соотношениях по годам, как и от доходов , указанных в статистике.

       Безусловно, из-за усредненности параметров добычи и транспортировки нефти нельзя сказать, что данные расчеты абсолютно точны, однако они представляются более близкими к истине, чем данные статистики. В противном случае можно было бы считать, что нефтяной сектор Казахстана работает прозрачно. На самом деле это не так, статистика включает только ту часть всех доходов компаний, которая официально указывается в балансах компаний для налоговой службы. Об этом свидетельствует тот факт, что, если бы из этих доходов вычли ресурсные и ценовые ренты, НДС, экспортные пошлины, получили роялти в общепринятом размере, как это делается во многих нефтедобывающих странах, то нефтяные компании каждый год оставались бы крупными убытками. Достаточно сказать, что иностранные компании платят роялти в среднем размере 45, тогда как в мире его размер варьируется от 8до 40%. Расчеты показывают, что только две компании - «Тенгизшевройл» и «Октябрьскнефть»- ежегодно платили бы природной ренты около 1,2 млрд. долл. при ценах нефти 20-26 долл. за баррель. Казахстан не изымает ренту ни в виде налога на добычу нефти, ни в виде экспортной пошлины, размер которой в России сегодня составляет 170 долл. с тонны нефти. Следует также учесть доходы, скрытно получаемые компаниями за счет использования для экспорта оффшорных зон, трансфертных цен и необоснованно завышенных издержек.

       Если учесть эти доводы и поэтому  принять наши расчеты достаточно реалистичными, то доходы нефтяного сектора до налогообложения и отчисления обязательных платежей превышают доходы, зафиксированные в статистике, от 1,3 до 3,2 раза при стоимости добычи и транспортировки 7 долл./ баррель, от 1,6 до 2,7 раза – при 10 долл./ баррель и от 1,2 до 2,5 раза – при 12 долл./ баррель (исключение составляет 2000 год). Расчетные поступления государству превышают фактические поступления ( за исключением 2000 г.) от 1,8 до 3,2 раза при себестоимости нефти 7 долл./ баррель, от 1,5 до 2,8 раза – при себестоимости 10 долл./ баррель и от 1,3 до 2,5 раза при себестоимости 12 долл./баррель.

       Для доказательства реалистичности рассчитанных нами поступлений нефтедоходов государству сошлемся на расчеты специалистов Международного валютного фонда (МВФ), выполненные в конце 2001 г. с использованием модели бюджетных доходов, разработанной вместе с Всемирным банком. Согласно  этим  расчетам, к 2005 г. при цене на нефть 19 долл. за баррель Правительство получит от продажи нефти 1,5 млрд. долл. По другим расчетам, если  добыча   составит около 1,25 млн. баррелей в день в 2005 г. при цене 23 долл. за баррель, общие поступления составят 10,5 млрд. долл.

        На самом деле мировые цены на нефть сегодня составляют не 19 долл. и не 23 долл. за баррель, а гораздо больше, при этом в 2005 г. в  Казахстане добывалось 1,12 млн. баррелей в день, то есть близко  к 1,25 баррелей в день. И в итоге, по нашим расчетам, Казахстан имел бы поступлений за 2001-2005 гг. не 10,8 млрд. долл. по факту  (поступления в 2005 г. взяты по оценке) что подтверждает приведенную выше оценку  специалистов, а 17.7 млрд. долл., или 345 ВВП, при себестоимости добычи и транспортировки нефти 7 долл. за баррель, 14,6 млрд. долл., или   28% ВВП, при 10 долл. за баррель, 12,8 млрд. долл., или 24,6%  ВВП, при 12 долл. за баррель. Такие суммы вполне реальны, если учесть, что, согласно прогнозу МВФ, активы Национального фонда в 2006 г. составят 14% к ВВП, а это лишь часть доходов государства.

        Подобное положение подчеркивает чрезвычайную актуальность  обеспечения прозрачности образования  доходов нефтяных  компаний и поступлений нефтедоходов государству.

        Величину доходов нефтяного сектора и поступлений  государству в будущем сегодня прогнозировать представляется крайне затруднительным из-за  невозможности оценки того, насколько высоко будут расти мировые цены на нефть. До сих пор агентства основных нефтепотребляющих стран и международные финансовые и нефтяные институты прогнозировали добычу  и потребление нефти, доходы Казахстана от нефтяного сектора в основном при ценах 15,18 и 21-26 долл. за баррель. Сегодня принять в расчет эти прогнозы не представляется возможным. Ясно только одно: доходы нефтяного сектора Казахстана и поступления нефтяных доходов государству  будут огромными, если даже прогнозные запасы на шельфе Каспийского  моря не в полной мере подтвердятся и добыча нефти будет  осуществляться в умеренных объемах. 

 

       2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов на окружающую среду

       Помимо развития экономики Казахстана, перед нами стоит также вопрос о защите окружающей среды.

      По Атырауской области в связи с интенсивным развитием работ в нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслях и большим объемом строительных работ объем образованных отходов производства и потребления по-прежнему увеличивается. В основном отходы производства образуются в результате разработки месторождений нефти и газа, хранения и транспортировки углеводородного сырья.

       Анализируем загрязнение окружающей  среды по конкретным объектам:

      Согласно анализу за 1 полугодие 2006 года объем образования отходов ТОО «Тенгизшевройл» составил 562 400 тонн, из них промышленные 22,8 тыс. тонн, ТБО – 12 000 тонн, комовая сера – 527,6 тыс. тонн. В табличной форме идет большое расхождение образованных отходов за 1 полугодие 2005года с аналогичным периодом 2006года. Это связанно с тем, что в 2005 году объем реализованной серы не был показан. В 2006 году указан весь объем образованных отходов, включая серу. В 1 полугодии весь объем образованной серы полностью был реализован. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года идет увеличение объема захороненных отходов, что c началом проведения ремонтных, строительных работ. Объем хранения металлолома составляет 1278,25 тонн.

      Уменьшение объема образования  отходов «Эмбамунайгаз» на 2881 тонн по сравнению с 1 полугодием 2005 года связано с отсутствием работы по очистке замазученных территорий в первом полугодии 2006года.

     Увеличение образованных отходов ЗФ АО «Казтрансойл» в первом полугодии на 723тонны связано с увеличением промышленных отходов (замазученного грунта).

       Увеличение отходов связано с интенсивным ростом строительных работ в областном центре и количества природопользователей.

       В целом за 8 месяцев 2006 года к предприятиям природопользователям области были наложены административные штрафы за размещение отходов производства и потребления без разрешения и за загрязнение земельных ресурсов:

    - ТОО «Тенгизшевроил» за нарушение  природоохранного законодательства  в основном в результате аварийных  и нештатных разливов нефти  на земельные ресурсы приняты  административные меры в виде штрафа в сумме – 1 205 100 тенге;

   - ПФ «Эмбамунайгаз» АО «РД  НК «Казмунайгаз» в основном  за загрязнение земельных ресурсов  нефтепродуктами на сумму –  638 600 тенге.

  За  восемь месяцев 2006года за причиненный  ущерб окружающей среде к предприятиям – природопользователям были предъявлены претензии:

   -  ТОО «Тенгизшевроил» за загрязнение  земельных ресурсов в результате  аварийных и нештатных разливов  нефти предъявлены претензии  в сумме – 2 732 045,6 тенге;

   -  ПФ «Эмбамунайгаз» за размещение металлолома без разрешения предъявлена претензия в размере 18 870 400 тенге, за сверхнормативное размещение промышленных отходов – 8 629 200тенге, за загрязнение земельных ресурсов 490 270 тенге.

        Каспийское море – крупнейший замкнутый водоем мира, расположенный на границе Европы и Азии. Общая площадь акватории моря около 405 тыс. км. Длина береговой линии примерно 7 тыс. км., 1/3 из которых находится на территории Казахстана. Максимальная глубина моря 1025м. Оно подразделяется на три основных части; Северный, Средний и Южный Каспий.

        Северный Каспий занимает всего 0,5% от общего объема воды в море. Средний годовой водный сток Волги и Урала составляет 242 км.  и 9 км.  соответственно. Суммарный сток этих рек поступающий в Северный Каспий, составляет, по оценкам специалистов, около 87% от общего речного стока в море. Под влиянием речных вод происходит опреснение северной части моря, где соленость воды в основном до 2 г/л., а к восточному её побережью она возрастает до 5-6 г/л. Уровень сравнительно мелководного Северного Каспия подвержен активным сгоннонагонным явлениям. В зависимости от силы и направления ветра при нагонах может заливаться водой полоса берега шириной до 30 км., а при сгоне оголяется до 10 км.

    В последнее десятилетие Урало-Каспийский бассейн характеризуется стабильным водным режимом, в целом оптимальным для воспроизводства рыбных запасов. Однако море подвергается загрязнению нефтепродуктами и сопутствующим им токсинам в результате интенсификации процессов освоения углеводородного сырья как в прибрежной, так и шельфовой зоне. Кроме того Каспий является трансграничным водоемом, омывающем берега 5-ти Прикаспийских государств, он же приемник огромного по объему стока множества рек, несущих в море различные загрязняющие вещества. Все это определяет повышенный уровень антропогенной загрязненности моря, что регистрируется исследованиям специалистов Прикаспийских стран.

    Источники загрязнения Каспия  многообразны и расположены на  территории всех Прикаспийских  государств, включая их морские акватории. Большую потенциальную угрозу загрязнения моря представляют законсервированные

из-за подъема  уровня моря нефтяные скважины и прибережные  нефтепромыслы, аварий на транспортных средствах и разведочных скважинах, а также трансграничный перенос загрязняющих веществ (металлов, нефтепродуктов и др.) в Казахстанский сектор Каспия по рекам Волга, Урал и др.

      Река Урал загрязняется в пределах  РФ объектами нефтехимической  отрасли, в их числе Орский  нефтеперерабатывающий завод, Южно-Уральский никелькомбинат, Орско-Халиловский металлургический комбинат, Оренбургский нефтеперерабатывающий и др. Известны случаи залпового сброса сточных вод Орского нефтеперерабатывающего завода в реке Урал, в результате на участке 15 км ниже сброса погибли практически все чувствительные к среде группы бентоса, сильно сократилась биомасса устойчивых к загрязнению организмов, погибли также макрофиты.     

Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования