Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа
Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79
3.2 Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора
Предлагаемая модель налогообложения лишена гибкости в отношении принятия решения реализации проекта со стороны инвестора и получения соответствующего размера дохода от реализации проекта со стороны государства. Модель не предусматривает анализ и оценку реальной экономической эффективности реализации проекта и ставит все месторождения (блоки) под одинаковые условия, не учитывая их индивидуальных характеристик (качество нефти, горно-геологическую характеристику залегания полезного ископаемого).
Как известно, перед принятием решения реализации проекта, инвестор или же финансовая организация, намеревающаяся вкладывать средства в проект, оценивает риск вкладывания средств, который он сопоставляет с финансово-экономическими показателями проекта (IRR, NPV). Предлагаемая модель предполагает уплату налогов и платежей по текущему налоговому законодательству, что довольно существенно увеличивает риск инвестирования, а порой и вовсе может вызвать отказ инвестора от реализации проекта, даже если это будет единственным условием заключаемого соглашения, поскольку в данном случае государство может регулировать любые проекты в одностороннем порядке.
Данная модель может привести к нежизнеспособности довольно перспективных месторождений (проектов) и, следовательно, ухудшение инвестиционного климата.
С другой стороны, государство, при условии сохранения стабильной законодательной базы, с «закрытыми глазами» передает участки (блоки) инвесторам даже не пытаясь реально оценить ценность передаваемых объектов, хотя имеющийся опыт в сфере недропользования вполне позволяет проводить такие оценки. В данном случае, интересы государства можно обеспечить в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП) или простого концессионного соглашения, определив следующее условие: после проведения разведочных работ и утверждения запасов Государственной Комиссией по запасам, определить окончательный график раздела прибыльной нефти, либо установление соответствующих ставок роялти (имея в наличие размер извлекаемых запасов, сумму затрат понесенных до начала добычи, определенную технологию разработки месторождения, схему транспортировки нефти и др. можно рассчитать основные технико-экономические показатели проекта и определить денежные потоки недропользователя и государства, которые будут отражать баланс экономических интересов сторон).
Что касается СРП, следует отметить следующее. В соответствии с Налоговым кодексом определены лишь общие данные о СРП такие как, основные условия, содержащиеся в СРП: объем добычи, объем затратной нефти и др., общие понятия о составе возмещаемых и не возмещаемых затрат. Сама же схема раздела продукции законодательно не определена, поэтому не существует какого-либо «типового договора второй модели «О разделе продукции» и, соответственно, недостатки такого «типового договора» есть недостатки отдельных СРП, заключенных ранее, которые носят локальный характер. Вызывает внимание пункт из перечня недостатков СРП: «При исчислении спецплатежей недропользователей многие аспекты не регламентированы и зависят от «человеческого фактора» это приводит к тому, что объемы этих платежей зачастую зависят от воли и желания группы менеджеров». При этом остался незамеченным основной концептуальной недостаток казахстанской модели СРП (аналогов не существует). Казахстанская модель СРП представляет собой некий гибрид концессионного соглашения и СРП. В мировой практике СРП, подоходный налог уплачивается с доли подрядчика в прибыльной нефти. В Казахстане же подоходный налог рассчитывается отдельно от схемы раздела продукции. В идеале подоходный налог должен поступать в бюджет с момента начала добычи. В Казахстане, как известно (Карачаганакский СРП), подоходный налог не уплачивался, хотя реализация нефти производилась, то есть это по сути является предоставлением освобождением от уплаты подоходного налога в течение 3-6 лет с момента начала добычи.
В случае правильного понимания принципов СРП, такие соглашения выглядят в довольно таки выгодном свете. Учитывая все проблемы связанные с ранее заключенными СРП, вполне возможно избежать прежних ошибок.
Хотя опыт сырьевых экспортеров неоднозначен, следующие шаги представляются императивными, если, Казахстан намерен войти в группу успешно развивающихся государств не только по темпам роста ВВП, но и по уровню жизни населения.
Необходимо повысить абсолютный уровень расходов государства. На настоящий момент эти расходы недопустимо низки. После начала 1990-х в последние годы расходы государственного бюджета Казахстана стабилизировались в районе 23% ВВП, что явно недостаточно для современного государства. В основе дефицита государственных расходов лежит низкий уровень налоговой нагрузки на экономику. Вопреки широко распространенному мнению Казахстан, как и большинство постсоветских государств, отличается очень низким уровнем налоговой нагрузки. В сравнении со средним не взвешенным показателем налоговой нагрузки в развитых странах-членах ОЭСР дефицит налогообложения составляет около 20 процентных пунктов ВВП(!). По этому показателю Казахстан заметно уступает не только развитым рыночным экономикам, но и транзитным экономикам Восточной и Центральной Европы, которые взяли курс на построение социально успешного государства. Речь, конечно, не идет о приближении налоговой нагрузки к уровню развитых стран, но без повышения налоговых сборов для увеличения расходов государства ожидать заметных положительных сдвигов в положении населения страны не имеет смысла.
Не менее принципиальным является императив изменения структуры расходов государственного бюджета. Механическое увеличение централизованных расходов не принесет положительных результатов. В структуре расходов приоритет должен быть отдан образованию и здравоохранению. Опыт всех без исключения сырьевых экспортеров показывает, что наиболее эффективным способом использования природного капитала является его трансформация в общий и специфический человеческий капитал. К тому же, с учетом имеющихся социально-политических ограничений увеличение расходов на образование и здравоохранение является единственным практически возможным каналом для недискриминационного приобщения населения к потреблению природного капитала. Между тем в 1999-2002гг. в процентах от ВВП правительство Казахстана расходовало на здравоохранение меньше средств, чем любое из центральноазиатских стран, кроме Таджикистана. Стоит ли говорить, что по уровню расходов на здравоохранение и образование Казахстан заметно уступает Норвегии.
Казахстану необходимо повысить норму накопления. На протяжении второй половины 1990-х гг. этот показатель в Казахстане находился на самом низком уровне среди всех нефте и алмазо-добывающих стран.В 2001-04гг. норма накоплений приблизилась к 25%, но осталось ниже, чем в других странах. Да и рост этого показателя не должен вводить в заблуждение. Львиная доля новых инвестиций эксклюзивно нацелена на нефтегазовый сектор. Норма накоплений в нефтяном секторе находится на недопустимо низком уровне.
Наконец, существенные усилия должны быть
направлены на преодоление анклавного
характера нефтедобывающей промышленности.
В этой связи обращает на себя внимание
разительное несоответствие между объемами
ресурсов, циркулирующих в нефтедобыче
и измеряемых миллиардами и десятками
миллиардов, и, мягко говоря, скромными
возможностями местного обрабатывающего
сектора. Достаточно отметить, что в 2004г.
выпуск продукции на крупнейшем казахстанском
машиностроительном предприятии, обслуживающем
потребности нефтегазового комплекса,
- Петропавловском заводе тяжелого машиностроения
– составил всего 25,8 млн. долл.
3.3.
Пути улучшения экологической
среды сырьевого сектора
Первоочередное внимание должно быть уделено экологическим вопросам сырьевого сектора. Экология является одним из важнейших активов, которые ныне живущие передают следующим поколениям. Качество экологической среды имеет прямое отношение к проблеме справедливости по отношению к будущим поколениям.
Два момента имеют особое значение. Во-первых, объем доступной официальной информации относительно реального состояния природной среды остается недопустимо скудным. При том, что два ведущих сектора казахстанской экономики – нефтедобывающая промышленность и металлургия – относятся к экологически сложным производствам, есть веские основания полагать, что экологические издержки производства (платежи за истребление, расходы по предотвращению экологического ущерба и затраты по восстановлению окружающей среды) в стране находятся практически на нулевом уровне.
Во-вторых, судя по всему, на настоящий момент Казахстан не имеет национальной системы мониторинга за состоянием экологической среды. Парадоксально, но и при определении объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на нефтегазовых месторождениях и металлургических предприятиях правительство пользуется той информацией, которую предоставляют сами предприятия – загрязнители окружающей среды. Казахстан в этом отношении не одинок – в России в результате административных реформ в 2005г. функции экологического мониторинга попросту выпали из задач министерств и ведомств.
В целях улучшения эколого-токсикологического состояния Урало-Каспийского бассейна и научно обоснованной оценки влияния загрязнения на биосферу моря необходимо:
-наладить систематические
- установить строгий
- компетентным
В городе Баку прошел семинар по обсуждению проекта изучения и сохранения каспийского тюленя, финансируемом фондом «дарвинская инициатива» (Великобритания). Данный Фонд поддерживает программы обучения и материально-технического оснащения, направленные на сохранение биологического разнообразия. Семинар проводился членами Международной группы по исследованию тюленей, состоящим из специалистов Великобритании, Швеции, Эстонии и России. В семинаре приняли участие научные работники всех прикаспийских государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. На семинар были представлены результаты авиа учетов численности тюленей, проводимых указанной международной группой и Казахстанским Научно-производственным центром рыбного хозяйства в феврале – марте 2005-2006 годов. Исследования показали, что численность тюленей в Каспийском море в настоящее время в сравнении с периодом 80-х годов ХХ века значительно сократилось. Данное обстоятельство согласно критериям Красного Списка МСОП должно служить основанием для перевода каспийского тюленя из текущего статуса «уязвимый вид» в статус с более высокой категорией риска «находящийся под угрозой исчезновения» и для принятия безотлагательных мер по его сохранению. В качестве первоочередных мер предлагается ввести запрет на промысел, включая добычу в научных целях, а также снизить смертность от других антропогенных факторов (случайное попадание в сети, нарушение местообитаний).
Данный план включает ряд мероприятий по мониторингу и сохранению каспийского тюленя. В рамках Дарвинского проекта в течение 2006-2009 годов предполагается создать в прикаспийских государствах Сеть специалистов по исследованию тюленей, которые будут работать по унифицированным методам, активно взаимодействовать и координировать свои исследования. Для достижения указанной цели современным методам проведения исследований будут обучаться студенты и молодые специалисты прикаспийских государств. Большое значение придается проведению исследований гуманными способами, не приводящими к смерти животных. Наряду с обучением будут организованны комплексные исследования, включающие оценку численности, анализ размерно - возрастной и половой структуры популяции, выявление возможных генетических различий между локальными группировками, размножающихся в различных местах ареала, изучение болезней, приводящих к смертности тюленей путем проведения вирусологических, бактериологических, патоморфологических исследований, изучение питания. План также будет рассматривать вопросы снижения конфликтов с рыбодобывающими хозяйствами (с позиции конкуренции за рыбные ресурсы).
Среди планируемых мероприятий большое
значение придается созданию особо охраняемых
природных территорий в местах размножения
тюленей, разработке мероприятий по предотвращению
или уменьшению случайного попадания
животных в рыболовные сети. До времени
повышения численности и достижения устойчивого
состояния популяции каспийских тюленей
необходимо отказаться от их промыслового
использования.
Заключение
В Казахстане накопилось
Экономика Казахстана как
Остаются острыми проблемы
Уже отмечалось, что использование нефтяных доходов для решения этих проблем небезопасно для экономики: оно может привести либо к росту инфляции, либо к укреплению курса тенге, либо к тому и другому, что нежелательно в любом случае.
Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования