Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особеннсотей управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявление содержания управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Объектом наблюдения курсовой работы является ООО «Аврора».

Файлы: 1 файл

Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками_дор.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Для учета расчетов с  покупателями и заказчиками используются синтетические счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (за исключением субсчета «Авансы полученные») и 63 «Резервы по сомнительным долгам» (в части, относящейся к покупателям и заказчикам). Аналитический учет ведется по данным счетам в хронологическом порядке по каждому покупателю (заказчику). В настоящее время в ООО «Аврора» счет 63 не используется, поскольку резерв по сомнительным долгам не создается.

Заметим, что в составе  выручки ООО «Аврора» основную долю занимает реализация услуг, однако часть выручки приходится на реализацию товаров (рекламных перетяжек, баннеров, фирменных сувениров, полиграфической продукции и т.п.).

 

 

 

 

 

 

Типовые хозяйственные  операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Аврора» приведены в Таблице 2.

 

 

Таблица 2

Отражение в учете  операций с покупателями и заказчиками

Хозяйственная операция

Дебет счета

Кредит счета

Первичные документы

Сумма

Отражена выручка от реализации услуг с учетом предоставленной  скидки

62

90, с/с «Прочие доходы»

Акт приемки-передачи услуг, договор

15000

Начислен НДС с суммы реализации

90, с/с «НДС»

68, с/с «Расчеты по НДС»

Счет-фактура

2700

Получена оплата от покупателя с учетом скидки от стоимости услуг

51

62

Платежное поручение

15000

Приняты на учет баннеры, возвращенные покупателем (покупатель принял товар  к учету, а потом возвращает)

41

60

Накладная №ТОРГ-12 покупателя

5973

Отражен НДС по возвращенным товарам

19

60

Счет-фактура покупателя

1075

Сторнируется отгрузка покупателю (заказчик возвращает бракованную полиграфическую  продукцию, не принятую к учету)

62

90, с/с «Выручка»

Претензия покупателя, акт о возврате товара, накладная покупателя на возврат

2364

Сторнируется списанная себестоимость  отгруженных товаров (полиграфическая  продукция)

90, с/с «Себестоимость продаж»

41

Претензия покупателя, акт о возврате товара, накладная покупателя на возврат

1986

Сделана запись в книгу покупок  по операции возврата

68, с/с «Расчеты по НДС»

90, с/с «НДС»

Счет-фактура, выставленный покупателю

426

Сторнирована выручка по ранее  отгруженным сувенирным товарам  на сумму предоставленной скидки (если скидка отражена 31 декабря текущего года по продажам прошлого года)

62

90, с/с «Выручка»

Накладная на отгрузку

981

Сторнирован ранее начисленный  НДС на сумму налога, относящегося к скидке (если скидка отражена 31 декабря  текущего года по продажам прошлого года)

90, с/с «НДС»

62

Счет-фактура

177

В текущем году выявлен убыток прошлых лет, связанный с предоставлением скидки на услуги

91, с/с «Прочие доходы»

62

Справка бухгалтера

443

Списана себестоимость предоставленного бонуса (подарка) покупателю

90, с/с «Себестоимость продаж»

41

Накладная на отгрузку

1029

Покупатель учел предоставленную скидку в виде уменьшения задолженности

60

91, с/с «Прочие доходы»

Уведомление поставщика

492

Восстановлена (сторнирована) часть  НДС по предоставленной скидке

68, с/с «Расчеты по НДС»

19

Счет-фактура, уведомление поставщика

89

Списан на расходы восстановленный НДС

91, с/с «Прочие расходы»

19

Счет-фактура, уведомление поставщика, справка бухгалтера

89

Отражено исполнение обязательств перед поставщиками зачетом встречных  требований, исполнение обязательств по договорам мены

60

62

Договор мены, Акт о прекращении встречных требований

3292


 

Таблица 3.- Бухгалтерские записи, связанные с авансами, по  расчетам   с   покупателями   и   заказчиками 

Содержание хозяйственных  операций

Дебет

Кредит

1.Отражена задолженность   покупателей   и   заказчиков  за реализованные им услуги

62-1

90-1

2. Погашена задолженность   покупателей   и   заказчиков  за реализованные им услуги путем перечисления средств на расчетный счет

51

 

62-1

3. Погашена задолженность   покупателей   и   заказчиков  за реализованные им услуги путем внесения денежных средств в кассу

50

 

62-1

4. Получен в кассу  аванс от  покупателя 

50

62-2

5. Произведен взаимный  зачет ранее выданного аванса  и дебиторской задолженности  за реализованные услуги

62-2

62-1

6. Получен аванс от   покупателя  путем перечисления на расчетный счет предприятия

51

 

62-2

7.Списана задолженность   покупателей   и   заказчиков  за реализованные им услуги по истечении срока исковой давности

91

62


 

 

 

 

В ООО «Аврора» имеется опыт использования вексельных схем расчетов. Такого рода формы расчетов особенно активно применяются в неблагоприятных экономических условиях, когда компании – покупатели испытывают нехватку оборотных средств.

Векселя наиболее активно  использовались в 90-х годах. В 2001 – 2009 годах таких операций не было. В 2010 году векселя вновь стали использоваться ООО «Аврора» для расчетов с контрагентами. При этом векселя принимаются в уплату от покупателей и заказчиков. Собственных векселей ООО «Аврора» не выпускает. Большинство векселей, используемые в расчетах ООО «Аврора» относятся к категории простых.

Категория  векселей к получению появляется в составе дебиторской задолженности при использовании вексельной формы расчетов. Отношения сторон по векселю регулируются законом «О переводном и простом векселе», ГК РФ, ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», указаниями Минфина.

Вексель представляет собой  ничем не обусловленное обязательство  векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель, тратта) выплатить  при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Векселя относятся к виду ценных бумаг, являющихся имуществом организации [1]. Согласно п. 3 ПБУ 19/02, векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, не относятся к финансовым вложениям.

Порядок отражения в  бухгалтерском учете операций с  векселями, полученными в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) изложен в письме Минфина «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги». При получении организацией-продавцом в счет оплаты собственного (товарного) векселя покупателя предусматривается обязательство покупателя (векселедателя) уплатить указанную в векселе денежную сумму в срок, указанный в векселе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры типовых проводок по операциям с векселями в ООО «Аврора» приведены в Таблице 4.

Таблица 4

Отражение в учете  операций с векселями

Хозяйственная операция

Дебет

счета

Кредит счета

Первичные документы

Сумма

Признана выручка от реализации сувенирной продукции

62

90-1

Накладная на отгрузку, договор 

21000

Списана покупная стоимость проданной продукции

90-2

41

Накладная на отгрузку

17324

Отражена сумма НДС, предъявленная  к оплате покупателю

90-3

68- с/с «НДС»

Счет-фактура

3780

Получен вексель покупателя в обеспечение  оплаты сувенирной продукции

62, с/с

«Векселя

полученные»

62

Акт приема-передачи векселей,

договор

21000

Получены денежные средства в погашение  векселя (в сумме согласно договору)

51

62, с/с

«Векселя

полученные»

Платежное поручение

19000

Получены денежные средства в погашение  векселя (в сумме дисконта по векселю)

51

91-1

Платежное поручение

3000

Начислен НДС с соответствующей  суммы дисконта по векселю

91-2

68-НДС

Счет-фактура

540

Переводной вексель продан третьей  стороне

91-1

62, с/с

«Векселя

полученные»

Акт приема-передачи векселей,

договор

30000


 

Подводя итоги данного  раздела, отметим, что в ООО «Аврора»  расчеты с покупателями и заказчиками ведутся в основном самым простым способом – контрагент оплачивает счета при помощи платежного поручения. Аккредитивы и расчеты чеками не применяются, однако, используются векселя, что не очень характерно для сферы услуг.

2.3. Аналитический учет, управленческая отчетность и контроль расчетов с покупателями и заказчиками

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателем и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям или заказчикам счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. Обобщение информации расчетов с покупателями и заказчиками находит свое отображение при журнально-ордерной форме учета.

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных:

  • по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • по полученным авансам векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • по векселям, дисконтированным в банках;
  • по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, а также кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные  работы и оказанные услуги организация  предъявляет расчетные документы  покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности  они списывают ее с кредита  счета 62 в дебет счета денежных средств.

При продаже амортизируемого  имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.

На счете 62 отражают суммы  полученных авансов и предварительной  оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов  и предварительной оплаты учитываю по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные – по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

Невостребованная в  срок задолженность покупателей  и заказчиков списывается с кредита  счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

По дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отображается продажная стоимость реализованной  продукции, товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, которая включает налог на добавленную стоимость, акцизы, обязательные платежи, которые подлежат перечислению в бюджеты и внебюджетные фонды и включены в стоимость реализации, по кредиту – сумма платежей, которые поступили на счета предприятия в банковских учреждениях, в кассу, и прочие виды расчетов. Сальдо счета отображает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги). Во время совершения расчетов организация может сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.

В организациях, выполняющих  работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным  работам».

Дебиторская задолженность  за покупателями и заказчиками возникает  при расчетах за переданные им товарно-материальные ценности, выполненные и принятые работы, оказанные услуги.

Контроль за движением  дебиторской задолженности - существенный элемент системы бухгалтерского учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве системы внутреннего контроля.

Информация о работе Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками