Аудит учета расчетов с покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя ТМЦ, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг. В этом случае возникают расчеты с покупателями.
В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся документах. Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций.

Оглавление

Введение
1. Понятие расчетов с покупателями
1.1 Теоретические и методологические основы учета расчетов с покупателями
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками
2. Программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями
2.1. Ознакомительный этап
2.2. Основной этап
2.1.1. Порядок проведения сверки расчетов с покупателями
2.1.2 Проверка правильности учета расчетов покупателей товарными векселями
2.1.3.Проверка правильности учета задолженности в иностранной валюте
2.1.4 .Проверка резерва на списание сомнительной задолженности
2.1.5. Типичные ошибки в бухгалтерском учете расчетов с покупателями
2.3. Заключительный этап
3. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с покупателями
4. Учет и аудит расчетов с покупателями ООО «Удмурдская птицефабрика»
4.1 Анализ расчетов с покупателями на предприятии ОАО «Удмурдская птицефабрика»
4.2. Аудиторский отчет по результатам аудита учетной политики и бухгалтерского учета ОАО «Удмурдская птицефабрика»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по аудиту..doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия РФ

 Санкт-Петербургский  государственный аграрный университет

Кафедра экономического анализа и финансов в АПК

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Аудит»

На тему: «Аудит учета расчетов с покупателями»


 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург  – Пушкин

2012

 

 

Содержание

Введение

1. Понятие расчетов с покупателями

1.1 Теоретические и методологические основы учета расчетов с покупателями

1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками

2. Программа аудиторской  проверки учета расчетов с  покупателями

2.1. Ознакомительный этап

2.2. Основной этап

2.1.1. Порядок проведения  сверки расчетов с покупателями

2.1.2 Проверка правильности  учета расчетов покупателей   товарными векселями

2.1.3.Проверка правильности  учета задолженности в иностранной  валюте

2.1.4 .Проверка  резерва на списание сомнительной  задолженности

2.1.5. Типичные ошибки  в бухгалтерском учете расчетов  с покупателями

2.3. Заключительный этап

3. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с покупателями

4. Учет и аудит расчетов с покупателями ООО «Удмурдская птицефабрика»

4.1 Анализ расчетов  с покупателями на предприятии  ОАО «Удмурдская птицефабрика»

4.2. Аудиторский отчет по результатам аудита учетной политики и бухгалтерского учета ОАО «Удмурдская птицефабрика»

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение 
        Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя ТМЦ, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг. В этом случае возникают расчеты с покупателями. 
В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся документах. Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций.

 Развитие рыночных  отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих  решений по обеспечении эффективности  расчетов с дебиторами и кредиторами.  Увеличение или снижение дебиторской  и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.  
        Аудиторская деятельность – это явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Актуальность исследования выбранной темы «Учет расчетов с  покупателями», обусловлено тем, что  участок учета расчетов с покупателями является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия. 
          Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение учета расчетов с покупателями. 
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ООО «Удмурдская птицефабрика».

Методологической и  технической основой для работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2011 г.:

форма № 1 "Бухгалтерский  баланс";

форма № 2 "Отчет о  прибылях и убытках".

данные аналитического и синтетического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

первичные документы.

 

1. Понятие расчетов с покупателями

 

1.1Теоретические и методологические основы учета расчетов с покупателями

 

 Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) вязана с необходимостью осуществлять расчеты,  как внутри предприятия, так и вне него.

Хозяйственные связи, по утверждению Лубяной В. С.  - это  необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).  Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками).

По определению Кондракова Н.П., к покупателям и заказчикам относят организации, физические лица покупающие сырье и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, пара, воды и др.) и различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Основным счетом, связанным  с учетом реализации продукции, является счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию.

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 62 – 1 "Расчеты по авансам полученным в рублях"; 62 – 2 "Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях"; 62 – 3 "Расчеты по авансам, полученным в валюте"; 62 – 4 "Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте "; 62 – 5 "Расчеты по векселям полученным"; 62 – 6 "Расчеты по переуступке прав требования" и другие.

На субъекте 62 – 5 "Расчеты  по векселям полученным " учитываются  расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику в ведомости № 16. Кредитовый оборот по счету 62 заносится в Ж/О № 11, а затем в Главную книгу.

Безруких П. С. справедливо утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815), вексель является формой договора  займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.

Различают простые и  переводные векселя. Простой вексель  по определению Кондракова Н. П., - это  письменное долговое денежное обязательство  одной стороны (вексельдателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают  полученные векселя на счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками", субъект 3 "Векселя полученные", который дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета реализации готовой продукции (46) или другого вида имущества (47 и 48). Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.

Проценты по векселю  обычно включают в его номинальную цену. Если проценты по векселю оплачивают сверх номинальной суммы векселя, то величину начисленного процента отражают по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" и дебету счета 62 субсчет 3 "Векселя полученные".

По мере отгрузки продукции (работ, услуг) товары и иное имущество, отгруженные в счет бартерной операции отражаются по кредиту счетов реализации (46, 47, 48) в корреспонденции со счетом 62 по стоимости, предусмотренной условиями бартера. Одновременно в дебет счетов 46, 47. 48 списывается себестоимость отгруженной продукции, товаров, основных средств и иного имуществ в корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей.

Товары, поступившие на предприятие по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции с кредитом счетов 60, 76. одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность: Дебет 60, 76 Кредит 62.

По определению Кондракова Н. П. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.

 

Кредиторской называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами.

 

По мнению Савицкого  Г. В., квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Предварительная оценка финансового положения предприятия, отличает Ефимова О.В. осуществляется на основании данных бухгалтерской  отчетности. При этом отчетность предприятия  рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающей текущую платежеспособность, и с точки зрения выявления финансового результата. Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс(ф.№1), вторую – отчет о прибылях и убытках (ф.№2).

Анализ возможного проводить непосредственно по бухгалтерскому балансу, подготовленному для анализа, однако целесообразно преобразовать бухгалтерский баланс в более удобную агрегированную форму, пригодную для проведения последующих экономических расчетов. Построение агрегированного аналитического баланса предусматривает выделение в нем групп, объединяющих однородные статьи: в активе – по степени ликвидности, в пассиве – по степени срочности обязательств. Целоусова Л.А. предлагает расположение выделенных групп в аналитическом балансе по принципу убывания ликвидности активов и снижения срочности погашения обязательств в пассиве.

Целоусова Л. А. Предлагает оценивать качество задолженности  по следующим показателям:

  • доля сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
  • доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
  • доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности;
  • доля просроченных кредитов и займов (кредиты и займы не погашенные в срок) в общей сумме кредитов.

Оценку состава и  структуры задолженности производить  по конкретным поставщикам и покупателям. При этом Стражев В. И. рекомендует  изучать, какой процент невозврата кредиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Оценку состава и структуры задолженности, по мнению Целоусова Л. А., желательно производить по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1 –го – до 3 – х месяцев, от 3 – 6 месяцев, от 6 – 12 месяцев, более 12 месяцев.

Анализ по срокам образования  позволяет контролировать задолженность, своевременно выявлять просроченную и принимать меры к ее взысканию.

Обобщенным показателем  возврата задолженности, по определению Стражева В. И., является оборачиваемость, ожидаемая на оснований условий договоров.

В ходе анализа оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей, рассчитываются следующие показатели:

  • коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, определяемый как отношение суммы оборота по дебиторской задолженности (выручки от реализации) к средней дебиторской задолженности;
  • срок оборачиваемости дебиторской задолженности, показывающей период погашения дебиторской задолженности или средний сложившийся за анализируемый период срок расчета покупателей с предприятием;
  • коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
  • срок оборачиваемости кредиторской задолженности в период погашения, характеризующий средний срок в течении которого предприятие рассчитывает по своим долгам с кредиторами (без учета банковских кредитов).

Информация о работе Аудит учета расчетов с покупателями