Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - исследования теоретических основ учета расчетов с покупателями и заказчиками, разработка методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками и комплекса мер по совершенствованию организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОГУ «Любинский лесхоз».
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
рассмотреть документальное оформление и формы расчётов с покупателями и заказчиками;
исследовать ведение учета расчетов с покупателями и заказчиками;
ознакомится с организацией учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОГУ «Любинский лесхоз»;
разработать методику аудиторского исследования и мероприятия по совершенствованию организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОГУ «Любинский лесхоз».

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Предприятия постоянно ведут расчеты с  покупателями - за купленные ими  товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

     В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

     Актуальность  выбранной темы исследования заключается  в том, что в настоящее время  большое внимание уделяется расчетам с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с покупателями и заказчиками за сырьё, материалы, товары и предоставляемые услуги.

     Цель  выпускной квалификационной   работы -  исследования  теоретических основ учета расчетов с покупателями и заказчиками,  разработка методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками и комплекса мер по совершенствованию организации учета  расчетов с покупателями и заказчиками в ОГУ «Любинский лесхоз».

     Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

  • рассмотреть документальное оформление и формы расчётов с покупателями и заказчиками;
  • исследовать ведение учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • ознакомится с организацией учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОГУ «Любинский лесхоз»;
  • разработать методику аудиторского исследования  и мероприятия по совершенствованию организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОГУ «Любинский лесхоз».

     Предмет исследования организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОГУ «Любинский лесхоз». Объектом исследования является  финансово – хозяйственная деятельность ОГУ «Любинский лесхоз».

     Методологической  основой для работы послужили систематизация нормативно – правовой базы и анализ ее содержания в целях раскрытия темы, а так же сбор и обработка практического материала деятельности предприятия  - объекта исследования. Информационная база исследования это законодательные и нормативные акты РФ, научная и учебная литература, материалы периодической печати, внутренние нормативные документы предприятия, данные текущего бухгалтерского учёта и отчетности, первичная документация организации. Для написания выпускной квалификационной работы было использовано следующие программы: Microsoft Office Word; профессиональная бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия Проф. 8.0»; СПС «Консультант плюс».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

     
    1. Документальное  оформление расчетов с покупателями и заказчиками
 

     Порядок и сроки продажи товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.

     Движение  товара от поставщика к потребителю  оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в организации может выступать как приходным, так и расходным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

     Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

     При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного  документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

     При получении товара представитель  от покупателя или заказчика должен предоставить доверенность. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

     Доверенность  от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна [1, с185].

     Счет  фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров  велик. Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с покупателями и заказчиками.

     Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных  продавцом товаров (работ, услуг), имущественных  прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

     Покупатель обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж,

       Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).

       В счете-фактуре должны быть указаны:

     1) порядковый номер и дата выписки  счета-фактуры;

     2) наименование, адрес и идентификационные  номера налогоплательщика и покупателя;

     3) наименование и адрес грузоотправителя  и грузополучателя;

     4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

     5) наименование поставляемых (отгруженных)  товаров (описание выполненных  работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

     6) количество (объем) поставляемых (отгруженных)  по счету-фактуре товаров (работ,  услуг), исходя из принятых по  нему единиц измерения (при  возможности их указания);

     7) цена (тариф) за единицу измерения  (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

     8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все  количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

     9) сумма акциза по подакцизным  товарам;

     10) налоговая ставка;

       Счет-фактура подписывается руководителем  и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя [2, c 277].

       В случае если по условиям  сделки обязательство выражено  в иностранной валюте, то суммы,  указываемые в счете-фактуре,  могут быть выражены в иностранной валюте.

     Покупатели  и продавцы оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу  покупок и книгу продаж, а также  оформляют дополнительные листы  книги покупок и дополнительные листы книги продаж по формам.

     Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения.

     Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту продукцию.

     Покупатели  ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.

       Покупатели ведут учет счетов-фактур  по мере их поступления от  продавцов, а продавцы ведут  учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.

       Журналы учета полученных и  выставленных счетов-фактур должны  быть прошнурованы, а их страницы  пронумерованы.

     Продавцы  ведут книгу продаж, предназначенную  для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению).

     В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры  во всех случаях, когда возникает  обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. При необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.

Информация о работе Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками