Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особеннсотей управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявление содержания управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Объектом наблюдения курсовой работы является ООО «Аврора».

Файлы: 1 файл

Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками_дор.doc

— 259.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

Предприятия всех форм собственности  независимо от их размера и сферы  деятельности сталкиваются с проблемой  управления расчетами с покупателями и заказчиками.

В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность  свидетельствуют о нарушениях  клиентами финансовой и платежной  дисциплины, что требует незамедлительного  принятия соответствующих мер для  устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью работы является изучение особеннсотей управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью  в данной работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы управленческого учета  расчетов с покупателями и заказчиками;

- выявление содержания управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Объектом наблюдения курсовой работы является ООО «Аврора».

Предмет исследования – организация  учета расчетов с покупателями и  заказчиками на ООО «Аврора».

При написании данной работы использовались общенаучные методы, методы исследования литературы, нормативно-правовые актов, анализ документов организации, сопоставления и так далее.

Основными источниками информации для написании работы являлась учебная  и научная литература по рассматриваемому вопросу, а также первичные учетные  документа ООО «Аврора».

Глава 1. Теоретические основы управленческого  учета  расчетов с покупателями и заказчиками

1.1. Принципы организации расчетных взаимоотношений и форм расчетов

В процессе коммерческой деятельности компании постоянно вступают в различные расчетные отношения. Так, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков за приобретенные у них товары, работы и услуги. Покупатели и заказчики, напротив, генерируют входящий денежный поток, расплачиваясь за проданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги). Кроме того, расчетные операции возникают при уплате налогов в бюджет, при перечислении процентов по кредитам банкам, при выплате зарплат и т.д. В общем случае  расчетам предшествует возникновение каких-либо прав или обязательств, иными словами – дебиторской или кредиторской задолженности.

Организации и лица, имеющие задолженность перед компанией, называются дебиторами. Покупатели и заказчики представляют собой основную категорию дебиторов коммерческой организации. Соответственно, расчеты с покупателями и заказчиками возникают в хозяйственной деятельности предприятия при погашении дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность представляет собой совокупность обязательств третьих лиц перед организацией и обладает следующими основными характеристиками:

- возникает на основании договора, закона или деликта;

- является частью активов предприятия, важной компонентой оборотного капитала;

- часто рассматривается как иммобилизованные оборотные средства компании, посредством которых осуществляется кредитование ее контрагентов;

- является отражением определенных транзакций на счетах бухгалтерского учета;

- влияет на результаты деятельности предприятия, на его финансовое состояние;

- может быть оценена различными способами, что влияет на величину задолженности в стоимостном выражении;

- может являться предметом манипуляций со стороны руководства компании, так как содержит оценочную величину – резерв по сомнительным долгам [16, с.102].

Расчеты с покупателями и заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ. Иными словами, это те договоры, по которым предприятие получает выручку (доход).

Дебиторская задолженность может возникать как при предоставлении покупателю (заказчику) отсрочки платежа, так и при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам. В первом случае задолженность представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате. Во втором случае задолженность – это ни что иное, как товары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны поставить организации. Дебиторская задолженность может возникать на основании договора, закона или деликта.

Срок, в течение которого дебиторская задолженность отражается в учете и отчетности, обычно определяется договорными отношениями или нормативными актами. Так, условиями договора может быть предусмотрено возникновение обязательства покупателя по оплате товара в момент отгрузки. В этом случае дебиторская задолженность возникнет в момент отгрузки и будет отражаться в учете до момента перечисления средств покупателем, т.е. до момента погашения обязательства. Признание дебиторской задолженности в учете всегда тесно связано с возникновением, изменением или прекращением гражданских правоотношений. Что касается нормативных сроков, то здесь самым ярким примером служит срок исковой давности, по истечении которого безнадежная задолженность списывается с учета [16, с. 113].

Расчеты между поставщиками и покупателями, являющимися юридическими лицами, производятся в безналичной  форме. При заключении договоров  организации определяют форму и  порядок расчетов, приемлемые для  обеих сторон.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

В настоящее время очень много  литературы о принципах безналичного оборота и, соответственно  каждый автор  имеет свой подход к рассмотрению этих принципов, поэтому рассмотрение только одного автора не даст полное понимание сущности принципов безналичного оборота. В своей работе я рассмотрела нескольких авторов.

Выделяют следующие принципы:

Принцип осуществления расчетов преимущественно  по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. Безналичные расчёты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счёт. Для расчётов обслуживания между банком и клиентом заключается договор об обслуживании – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчётов между собой  открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счёта) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчётное обслуживание банка).

Принцип поддержания ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики (предприятия, банки и т.д.) должны планировать поступления и списание средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путём получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения:

либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей);

либо при наличии специального списка предприятий, с которыми ведутся  расчёты при помощи акцептной  формы расчётов.

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счёт платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключёнными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном итоге к платёжному кризису.

Обязательными реквизитами предоставляемых  в банк платёжных поручений служат срок и очерёдность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчётных операций.

Расчеты, производимые организациями через банк, можно подразделить на две основные категории:

- расчеты по товарным  операциям;

- расчеты по нетоварным  операциям;

Расчеты по товарным операциям  включают платежи за проданные товары (материалы, основные средства), оказанные  услуги, выполненные работы. Как правило, это транзакции, выполняемые в рамках основной деятельности компании и составляющие основную массу расчетов коммерческих фирм.

К расчетам по нетоварным операциям относятся перемещения  денежных средств при урегулировании финансовых обязательств, расчеты с некоммерческими организациями (учебными учреждениями, фондами), с налоговыми органами, с иными государственными учреждениями и пр. [25, с.149].

Основными формами расчетов по товарным операциям являются:

- акцептная;

- аккредитивная;

- расчеты платежными  поручениями;

- расчеты чеками;

- расчеты векселями;

- расчеты посредством  плановых платежей.

Применение той или  иной формы расчетов предусматривается  в договоре между сторонами (поставщиком  и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

Акцептная форма расчетов является одной из наиболее распространенных. Акцепт представляет собой согласие плательщика на оплату платежного требования поставщика в строго определенный срок. Акцептная форма расчетов является выгодной для покупателя, поскольку снижает финансовые риски и позволяет отказаться от оплаты при нарушении поставщиком условий договора [12, с.88].

Существует два основных вида акцепта:

- предварительный акцепт;

- последующий акцепт;

Когда имеет место  предварительный акцепт, плательщик при получении платежного требования соглашается (акцептует) платеж или  отказывается от платежа. Если в установленный  срок не будет заявлен отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.

Последующий акцепт предполагает немедленную оплату платежного требования поставщика. При этом за плательщиком сохраняется право в случае неправильной оплаты в течение трех дней заявить  отказ от акцепта. Отказ покупателя от акцепта может быть частичным или полным. Мотивами для полного отказа от акцепта платежного требования могут быть обоснованные претензии по качеству товара (работ, услуг) или претензии в связи с несоблюдением условий договора. Частичный отказ от акцепта может быть обусловлен несоответствием цены договорной, недопоставкой, браком и т.д. Необоснованный отказ покупателя от акцепта может повлечь за собой финансовые санкции, предусмотренные договором или назначенные арбитражным судом.

Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, обычно поступают на временное ответственное хранение к покупателю. По соглашению сторон такие грузы могут быть в дальнейшем возвращены поставщику, приняты покупателем со скидкой, переданы третьей стороне и т.д.

При аккредитивной форме расчетов банк по заявлению своего клиента - покупателя дает поручение банку поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товары на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на специальном счете. В дальнейшем за счет депонированной суммы осуществляются выплаты поставщику при получении извещений банка последнего [19, с.417].

Аккредитив может выставляться как за счет собственных средств  покупателя, так и за счет ссуды  банка. Аккредитивная форма расчетов активно применяется во внешнеторговых операциях. Кроме того, она используется при расчетах между поставщиком и покупателем, когда еще не наработана положительная история сделок и контрагенты предпочитают подстраховаться, не слишком хорошо зная друг друга.

Информация о работе Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками