Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особеннсотей управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявление содержания управленческого учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Объектом наблюдения курсовой работы является ООО «Аврора».

Файлы: 1 файл

Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками_дор.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Продажи рекламных услуг осуществляются, как правило, на условиях частичной  предоплаты. Деятельность ООО «Аврора» осуществляются преимущественно в Новосибирске и Новосибирской области. В бизнесе ООО «Аврора» отсутствует ярко выраженная сезонность. В 2010 выручка несколько сократилась по сравнению с 2009 годом ввиду неблагоприятной экономической ситуации.

К банковским кредитам компания прибегает  только в случае острой необходимости, ориентируясь в основном на развитие за счет собственных средств. Руководством компании установлены строгие кредитные лимиты. Однако в 2012 году были взяты краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств.

Структуру управления компанией можно  охарактеризовать как иерархическую, она содержит всего три уровня. Генеральному директору подчиняются коммерческий директор, главный бухгалтер, директор по производству. Коммерческому директору подчиняется менеджер по маркетингу, менеджер по закупкам рекламных материалов, старший менеджер по рекламе. Главному бухгалтеру подчинены сотрудники бухгалтерии. Директору по производству подчиняются старший мастер по полиграфии и главный инженер. На третьем уровне иерархии находится линейный персонал: секретари, менеджеры по продажам рекламных услуг, менеджеры по работе с клиентами и вспомогательный персонал. Обособленные подразделения у ООО «Аврора» отсутствуют (Приложение 1).

Компания не публикует свою финансовую отчетность. Выход на биржу и привлечение  существенных внешних заимствований  не планируется. Аудит отчетности ООО «Аврора» никогда не проводился, поскольку компания не подлежит обязательному аудиту.

В числе основных конкурентов ООО «Аврора» выступают другие московские и федеральные рекламные агентства. В период кризиса многие более крупные конкуренты пострадали более значительно, чем ООО «Аврора». Многие клиенты предпочли агентства с более привлекательной ценовой политикой. По данным отдела маркетинга ООО «Аврора», падение продаж услуг одного из ключевых игроков рекламного рынка – компании Ньюс Аутдор – составило 49%, что гораздо больше, чем у ООО «Аврора».

В целом ООО «Аврора» можно охарактеризовать как малое предприятие, занимающее небольшую нишу на рынке рекламных услуг. Положение компании, несмотря на экономический кризис, остается достаточно стабильным, поскольку фирма практически не прибегает к внешним заимствованиям, что положительно сказывается на ее финансовой устойчивости.

Организации самостоятельно разрабатывают  учетную политику исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности [9].

В ООО «Аврора» учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения оформлены в виде двух отдельных документов.

Обычно выделяют два основных аспекта  учетной политики: организационно-технический  и методологический. Организационно-технический раздел посвящен организации процесса работы бухгалтерско-финансовой службы. Здесь раскрывается информация о том, кто и как ведет учет на предприятии.

В учетной политике ООО «Аврора» закреплен порядок осуществления бухгалтерского учета бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Кроме того, в учетной политике ООО «Аврора» есть положение о том, что бухгалтерский учет в 2012 году ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «Бухсофт: Предприятие».

С точки зрения учета расчетов с  покупателями и заказчиками, больший  интерес представляет методологический раздел учетной политики, в котором  закрепляются конкретные методы учета, выбранные компанией из нескольких, допускаемых законодательством. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками наибольшее значение имеют следующие пункты учетной политики:

- Момент признания выручки;

- Момент признания расходов;

- Порядок проведения инвентаризаций;

- Создание резерва по сомнительным долгам;

- Формы первичных документов  для учета дебиторской и кредиторской  задолженности и расчетов по  их погашению;

- Регистры по учету дебиторской  и кредиторской задолженности;

- Рабочий план счетов;

- График документооборота.

В ООО «Аврора» и в налоговом, и в бухгалтерском учете доходы и расходы признаются по методу начисления, т.е. признаются в учете в том периоде, в котором они возникли, вне зависимости от их фактической оплаты.

О порядке проведения инвентаризаций в учетной политике ООО «Аврора» ничего не говорится, и это следует считать серьезным упущением.

Инвентаризация является обязательной в как минимум раз в году -  при составлении годовой отчетности. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации (даты, состав объектов инвентаризации, порядок формирования инвентаризационной комиссии и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации. Данный порядок должен соответствовать общей методике проведения инвентаризации, установленной приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 [4].

Инвентаризация является одной  из самых эффективных контрольных  процедур, которая всегда актуальна  для учета расчетов с покупателями и заказчиками, поскольку позволяет  выявить просроченную задолженность.

По результатам проведенной  на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности определяется сумма резерва по сомнительным долгам. Поскольку Налоговый кодекс не устанавливает процедуры проведения инвентаризации, при создании резерва в налоговом учете должны использоваться данные инвентаризации из бухгалтерского учета. Основанием для этого служит статья 11 НК РФ, а также мнение Минфина [3].

Более подробно останавливаться на этом вопросе нецелесообразно, поскольку  в учетной политике ООО «Аврора» четко сказано, что в отчетном году резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги не создаются ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения.

Заметим, что создание резерва по сомнительным долгам – это право, а не обязанность организации [2]. Следовательно, не создавая такого резерва, ООО «Аврора» не нарушает требований законодательства.

Согласно новому ПБУ 1/2008, в учетной  политике теперь необходимо закрепить  все формы первичной документации (ранее это относилось только к формам, разрабатываемым фирмой самостоятельно). Унифицированные формы можно просто перечислить, а формы, разработанные фирмой самостоятельно, оформить в виде приложений. В учетной политике ООО «Аврора» данное требование не соблюдено. В компании поступают так: при отсутствии унифицированной формы для какой-либо операции берется ближайшая подходящая по смыслу унифицированная форма. В частности, для оказания услуг применяется форма ТОРГ-12, которая изначально предназначена для товаров.

Рабочий план счетов должен содержать  названия синтетических и аналитических  счетов, используемых для учета расчетов с покупателями и заказчиками, включая  все открытые к счетам субсчета. В ООО «Аврора» рабочий план счетов оформлен в качестве приложения к учетной политике.

Определение графика документооборота необходимо для своевременного отражения  операций в учете и правильного  закрытия отчетных периодов. В ООО «Аврора» формальный график документооборота отсутствует.

Регистры учета дебиторской  и кредиторской задолженности в ООО «Аврора» ведутся при помощи специализированной бухгалтерской программы. В случае автоматизированного ведения учета в учетной политике необходимо сделать ссылку на номера регистров и обозначить название программы. Название программы в учетной политике ООО «Аврора» обозначено, но ссылок на номера регистром нет.

Итак, в данном разделе было рассмотрено  отражение в учетной политике ООО «Аврора» расчетов с покупателями и заказчиками. В учетной политике закрепляются основные правила учета (в тех случаях, когда законом предусматривается несколько вариантов учета), правила документооборота и технология обработки учетной информации.  Учетной политике обычно сопутствуют рабочий план счетов, используемые фирмой формы первичных документов, положение об инвентаризации и иные внутренние документы.

В ООО «Аврора» учетная политика в целом соответствует требованиям нормативных актов, но имеют место также определенные упущения, которые необходимо исправить.

Предприятие характеризуется следующими экономическими показателями (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели за 2010 -2011 гг.

Показатели

2010 г.

201 г.

Выручка от продаж, тыс. руб.

6168,5

11593,8

Себестоимость продаж, тыс. руб.

4801,8

8797,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

500,3

1551,9

Чистая прибыль, тыс. руб.

351

1359,3

Затраты на рубль продаж, руб.

0,778

0,759


 

На основании данных таблицы 1 можно определить эффективность использования ресурсов предприятия. Согласно проведенным расчетам наблюдается тенденция увеличения значений почти по всем показателям. Так за 2008 год выручка составляет 11593,8 руб., что на 187,95 % больше аналогичного показателя за 2007 год (он составлял 6168,5). В настоящее время нарушение хозяйственных связей, кризис неплатежей, снижение спроса вследствие низкой платежеспособности снижают оборачиваемость средств предприятия.

В ООО «Аврора» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.

В распоряжении руководителя об учреждении бухгалтерской службы утверждено Положение  о бухгалтерской службе, а также  должностные инструкции работников бухгалтерии.

Взаимодействие бухгалтерии с  другими структурными подразделениями организации определяется движением документов.

Должностные инструкции составлены для  каждого работника бухгалтерии  в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и  обязанностей.

Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избегать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.

На предприятии применяется  автоматизированная форма учета. Используется программа «1С - Бухгалтерия».

2.2. Документальное оформление  и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками

Организация осуществляет отгрузку продукции покупателям  на основании накладных, товарно-транспортных накладных. На отгруженные товары организация-поставщик  своим покупателям или заказчикам выписывает счет, счет-фактуру и платежное требование на востребование возникшей по поставки задолженности. В счете заполняются следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местоположению, место отправления и назначения груза, дата и способ отгрузки. В нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отгружен товар. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указываются номера квитанций и накладных по отгруженным ценностям. Таким образом, счет служит основанием для оформления банковских платежных документов на перечисление задолженности. В случае несоответствия полученного груза с данными счета составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику.

Согласно постановлению  организации одновременно со счетами-фактурами  ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги  покупок и продаж по налогу на добавленную  стоимость. Счет-фактура выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах: один экземпляр в течении пяти дней с даты отгрузки предоставляется покупателю, а второй экземпляр счета-фактуры остается у продавца для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость по реализованной продукции.

В счете-фактуре обязательно  должны быть указаны следующие реквизиты: наименование, адрес, идентификационный  номер налогоплательщика поставщика и покупателя; наименование и адрес  грузоотправителя и грузополучателя, наименование поставляемых товаров, количество, цена за единицу. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

У покупателя товаров, работ, услуг ведется книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур поставщиков. За каждый отчетный период в книгах покупок и продаж выводятся  итоги, которые используются для  составления декларации по налогу на добавленную стоимость.

Предприятие-покупатель при получении материальных ценностей проверяет соответствие их ассортимента договорам, регистрирует в журнале учета поступивших грузов, делает отметку в книге учета выполненных договоров и дает согласие на оплату. С этого момента в бухгалтерском учете возникают расчеты с поставщиками.

Все расчеты организаций  с покупателями строятся на основании  заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия  поставки, порядок оплаты. Документами  по возникновению расчетных взаимоотношений  с покупателями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции. В приемных квитанциях указывается какая продукция принята и в каком количестве, оплата. Приемная квитанция является основанием для записи в учетные регистры по расчетам с покупателями. Учет операций по счету ведут в журнале-ордере №11. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сверяют их с данными этого счета, отраженными в других учетных регистрах. После сверки кредитовый оборот по счету 62 переносят в главную книгу.

Информация о работе Управленческий учет расчетов с покупателями и заказчиками