Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:02, курсовая работа
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
необходимо рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
требуется проанализировать порядок бухгалтерского учета ситуаций, возникающих при расчетах с поставщиками и заказчиками в практике деятельности ОАО "БСЗ".
Введение 3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации
5
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями 5
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
7
1.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
9
2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации 12
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 12
2.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации
12
2.3 Компьютерная обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками
15
3 Анализ дебиторской задолженности 18
3.1 Обзор методик анализа 18
3.2 Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики 19
3.3 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа 20
Заключение 23
Список используемых источников 26
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Введение | 3 | |
1 | Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации | 5 |
1.1 | Понятие, формы и виды расчетов с покупателями | 5 |
1.2 | Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации | 7 |
1.3 | Основные направления
совершенствования учета |
9 |
2 | Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации | 12 |
2.1 | Технико-экономическая характеристика организации | 12 |
2.2 | Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации | 12 |
2.3 | Компьютерная обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками | 15 |
3 | Анализ дебиторской задолженности | 18 |
3.1 | Обзор методик анализа | 18 |
3.2 | Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики | 19 |
3.3 | Основные направления
совершенствования |
20 |
Заключение | 23 | |
Список используемых источников | 26 | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики в своей производственно-финансовой деятельности предприятия ежедневно осуществляют большой объем коммерческих операций. Так или иначе, они связаны с контрагентскими расчетами – с одной стороны, предприятие выступает покупателем сырья, материалов и необходимых услуг для обеспечения своей деятельности, а с другой – предприятие само является продавцом, реализуя на конкурентом рынке продукцию, товары и услуги иным потребителям.
Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. На самом деле, в современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность.
Кругооборот оборотного капитала предприятия непосредственно связан с основными хозяйственными операциями: (а) покупки приводят к увеличению запасов сырья, материалов, товаров и кредиторской задолженности; (б) производство ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Все эти операции многократно повторяются, сопровождаются денежными поступлениями и денежными платежами.
Таким образом, движение денежных средств охватывает период между уплатой денег за сырье, материалы (товары) и поступлением денег от продажи готовой продукции (товаров). На его продолжительность влияют: период кредитования предприятия поставщиками, период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции на складе.
Учитывая вышесказанное, можно предварительно констатировать, что бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторами) является одним из наиболее сложных участков учетной работы предприятия в силу: частой повторяемости (высокой периодичности) данных операций; большого разнообразия форм расчетов; большого количества контрагентов предприятия (покупателей и заказчиков), непостоянности их состава и пр.
Объект настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет – как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами – покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями
Каждое предприятие в зависимости от того, какой вид расчетов с покупателями и заказчиками оно использует, ведет определенный способ учета данных расчетов.
Если предприятие ведет наличные расчеты со своими покупателями и заказчиками (населением, юридическими лицами), то оно должно в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). При этом организация должна выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные документы организация хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов. Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и т.п.; ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах; выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и т.п., относящиеся к бланкам строгой отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением.
Предприятия оптовой торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут безналичные расчеты с покупателями и заказчиками. Основные способы расчетов представлены в таблице 1.1.
Первичными документами к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт приемки-передачи работ/услуг. Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учеты, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях.
Для
расчетов с покупателями и заказчиками
используется синтетический активно-
Таблица 1.1. Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками
Форма расчета | Когда имеет место | Основное содержание |
1. Плановые платежи | При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг. | Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки в определенной сумме на основе графика отпуска товаров, работ, услуг. |
2. Предоплата | Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими своих обязательств по договору. | Покупатель перечисляет на счет организации предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю. |
3. Взаимозачет требований | Осуществляется между предприятиями и организациями при наличии постоянных хозяйственных операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг. | Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета. |
4. Коммерческий кредит | Имеет место, когда покупатель на данный момент не располагает необходимой суммой. | Представляет собой отсрочку или рассрочку платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа. |
5. Уступка права требования | Если предприятие имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу. | Уступка права требования осуществляется на основании договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга. |
6. Соглашение об отступном | Имеет место, когда покупатель не располагает денежными средствами и, соответственно, не может погасить свою задолженность. | Покупатель передает организации за приобретенные у него товары, работы, услуги свое имущество. |
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.
Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.
Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».
Второй
уровень представлен
Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются:
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками