Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

необходимо рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
требуется проанализировать порядок бухгалтерского учета ситуаций, возникающих при расчетах с поставщиками и заказчиками в практике деятельности ОАО "БСЗ".

Оглавление

Введение 3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации
5
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями 5
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
7
1.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
9
2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации 12
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 12
2.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации
12
2.3 Компьютерная обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками
15
3 Анализ дебиторской задолженности 18
3.1 Обзор методик анализа 18
3.2 Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики 19
3.3 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа 20
Заключение 23
Список используемых источников 26

Файлы: 1 файл

курсовая Петрищев.doc

— 187.00 Кб (Скачать)
  СОДЕРЖАНИЕ  
Введение 3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками  в обеспечении бесперебойной работы организации  
5
1.1 Понятие, формы  и виды расчетов с покупателями 5
1.2 Нормативное регулирование  учета расчетов с покупателями и  заказчиками в Российской Федерации  
7
1.3 Основные направления  совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации  
9
2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации 12
2.1       Технико-экономическая характеристика организации 12
2.2 Особенности учета  расчетов с покупателями и заказчиками  в организации  
12
2.3 Компьютерная  обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками  
15
3 Анализ дебиторской  задолженности 18
3.1 Обзор методик  анализа 18
3.2 Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики 19
3.3 Основные направления  совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа 20
Заключение  23
Список  используемых источников 26
Приложения   
 
---
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В условиях рыночной экономики в своей производственно-финансовой деятельности предприятия ежедневно осуществляют большой объем коммерческих операций. Так или иначе, они связаны с контрагентскими расчетами – с одной стороны, предприятие выступает покупателем сырья, материалов и необходимых услуг для обеспечения своей деятельности, а с другой – предприятие само является продавцом, реализуя на конкурентом рынке продукцию, товары и услуги иным потребителям.

    Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив  деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. На самом деле, в современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность.

    Кругооборот оборотного капитала предприятия непосредственно  связан с основными хозяйственными операциями: (а) покупки приводят к  увеличению запасов сырья, материалов, товаров и кредиторской задолженности; (б) производство ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Все эти операции многократно повторяются, сопровождаются денежными поступлениями и денежными платежами.

    Таким образом, движение денежных средств  охватывает период между уплатой  денег за сырье, материалы (товары) и  поступлением денег от продажи готовой продукции (товаров). На его продолжительность влияют: период кредитования предприятия поставщиками, период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции на складе.

    Учитывая  вышесказанное, можно предварительно констатировать, что бухгалтерский  учет расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторами) является одним из наиболее сложных участков учетной работы предприятия в силу: частой повторяемости (высокой периодичности) данных операций;  большого разнообразия форм расчетов;  большого количества контрагентов предприятия (покупателей и заказчиков), непостоянности их состава и пр.

    Объект  настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет – как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами – покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.

    Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим  образом:

  • необходимо рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
  • требуется проанализировать порядок бухгалтерского учета ситуаций, возникающих при расчетах с поставщиками и заказчиками в практике деятельности ОАО "БСЗ".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Роль расчетов  с покупателями  и заказчиками  в обеспечении бесперебойной работы организации

1.1 Понятие, формы  и виды расчетов  с покупателями

    Каждое  предприятие в зависимости от того, какой вид расчетов с покупателями и заказчиками оно использует, ведет определенный способ учета данных расчетов.

    Если  предприятие ведет наличные расчеты  со своими покупателями и заказчиками (населением, юридическими лицами), то оно должно в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). При этом организация должна выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные документы организация хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов. Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и т.п.; ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах; выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и т.п., относящиеся к бланкам строгой отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением.

    Предприятия оптовой торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут безналичные расчеты с  покупателями и заказчиками. Основные способы расчетов представлены в таблице 1.1.

    Первичными документами к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт приемки-передачи работ/услуг. Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учеты, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях.

    Для расчетов с покупателями и заказчиками  используется синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету данного счета отражается увеличение дебиторской задолженности покупателей, по кредиту – уменьшение дебиторской задолженности, т.е. оплата покупателями полученных товаров, работ или услуг либо списание дебиторской задолженности.

     Таблица 1.1. Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками

Форма расчета Когда имеет  место Основное содержание
1. Плановые  платежи При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг. Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки в определенной сумме на основе графика отпуска товаров, работ, услуг.
2. Предоплата Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими своих обязательств по договору. Покупатель  перечисляет на счет организации  предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю.
3. Взаимозачет  требований Осуществляется  между предприятиями и организациями при наличии постоянных хозяйственных операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг. Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета.
4. Коммерческий кредит Имеет место, когда  покупатель на данный момент не располагает  необходимой суммой. Представляет  собой отсрочку или рассрочку  платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа.
5. Уступка  права требования Если предприятие  имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу. Уступка права  требования осуществляется на основании  договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга.
6. Соглашение  об отступном  Имеет место, когда  покупатель не располагает денежными  средствами и, соответственно, не может  погасить свою задолженность. Покупатель  передает организации за приобретенные у него товары, работы, услуги свое имущество.
 

1.2 Нормативное регулирование  учета расчетов  с покупателями  и заказчиками в Российской Федерации

     Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.

     Первый  уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

     Из  законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Из  Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

     Второй  уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
  • ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»

    Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются:

  • План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению
  • Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС
  • Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»
  • Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»
  • Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками