Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

необходимо рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
требуется проанализировать порядок бухгалтерского учета ситуаций, возникающих при расчетах с поставщиками и заказчиками в практике деятельности ОАО "БСЗ".

Оглавление

Введение 3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации
5
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями 5
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
7
1.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
9
2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации 12
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 12
2.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации
12
2.3 Компьютерная обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками
15
3 Анализ дебиторской задолженности 18
3.1 Обзор методик анализа 18
3.2 Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики 19
3.3 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа 20
Заключение 23
Список используемых источников 26

Файлы: 1 файл

курсовая Петрищев.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Создание  и внедрение в практику учета  ЭВМ привело к разработке новой формы бухгалтерского учета – таблично-автоматизированной. При этой форме осуществляется полной автоматизации сбора, передачи, систематизации и обработки информации.

     При таблично-автоматизированной форме  бухгалтерского учета на основе одновременного введения и многоразового использования первичной информации, а также программное группирование дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основе метода двойной записи; проводится автоматизация логических операций бухгалтерского учета; решаются задачи бухгалтерского учета в двух режимах – регламентом и запрашиваемым; выходную информацию получают в виде печатных регистров, видеограмм, а также существует возможность расшифровки результативных показателей по запросам пользователей.

     Автоматизация повышает не только качество учета, но и качество бизнеса предприятия. Поэтому выбор средств автоматизации осуществляется заинтересованными специалистами – бухгалтером и руководителем предприятия.

     Для проведения учета, контроля и аудита расчетов с организациями и предприятиями в главном меню предусмотрен режим «Учет расчетных операций». Данная задача предназначена для расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

     При выборе функции «Лицевой счет» на экран выводится информация по каждому  отдельному объекту расчетов, т.е. по предприятию, организации.

     Бухгалтер анализирует каждый объект, проверяет  достоверность данных и дает предложение по выявленным недостачам.

     Для обобщения информации в целом  по предприятию, на АРМБ формируется «Ведомость расчетов по счету 36» По данным  этой ведомости бухгалтер определяет состояние расчетов на определенную дату по каждому объекту и в разрезе аналитического учета.

     На  предприятии используется специально  разработанная программа для  ведения бухгалтерского учета.

     Настроенность системы должна быть на только на специфику отдельного предприятия, но и на возможные изменения в законодательстве. Рекомендуется применять на предприятиях программу 1С «Бухгалтерии».

     Для бухгалтерии переход к рыночным отношениям означает повышение требований к объему, качеству и оперативности работы. Повышаются требования к автоматизированным системам (это и возможность предоставления данных для финансового анализа, и расширения возможностей бухгалтерского делопроизводства и документооборота, и системы сводного учета и отчетности  для многопрофильных объединений, а также системы, позволяющей автоматизировать финансово – хозяйственную деятельность и планирование.

       «1С: Бухгалтерия» - это универсальная  бухгалтерская программа, которая работает в двух основных режимах – режиме ведения бухгалтерского учета и режиме конфигуратора. Выполнив все задачи и задания, можно получить представление о реальной технологии ведения учета с применением современной компьютерной технологией бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия.

     Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя товарно-материальных ценностей, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг и возникают расчеты с покупателями и заказчиками. Возможны 2 варианта расчетов – оплата выполненных работ и поставленных товаров или авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы. Документом для первого вида платежей являются счета, акты о приеме выполненных работ и других, для выплаты авансов служат договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Анализ дебиторской  задолженности

3.1 Обзор методик  анализа

     Основными задачами анализа дебиторской задолженности  являются: проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности; проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины; проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления; проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам; разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

      В процессе анализа нужно изучить  динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

      Таблица 3.1 Таблица обзора методик анализа 

Перечень  показателей Авторы  методики
Балабанов Ковалев Шеремет Савицкая  Брызгалов
Средняя величина дебиторской задолженности - + - + -
Общая сумма дебиторской задолженности + - - + -
Оборачиваемость дебиторской задолженности - - + + +
Период  погашения дебиторской задолженности + - + + -
Доля  дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов + + - + +
Итого: 2 4 2 2 2
 

    На  основе методики Савицкой будем производить анализ. 

    3.2 Анализ состояния  дебиторской задолженности

    В процессе анализа  нужно изучить  динамику, состав, причины  и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности (таб.3.2):

    Таблица 3.2 Анализ состава и давности образования  дебиторской задолженности

Вид дебиторской задолженности Сумма млн.руб. В том  числе:
На  начало года На конец года До 1 месяца От 1 до 3 месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 до 12 месяцев Свыше 1 года
За  товары и услуги

В том  числе задолженность клиентов:

Иванов

Петров 

Сидоров

С бюджетом

Прочие  дебиторы

и т.д.

1042 
 
 
 

617

230

100

-

1093

1895 
 
 
 

380

230

70

-

876

600 
 
 
 

230

-

-

-

297

295 
 
 
 

180

-

55

-

273

240 
 
 
 

-

170

6

-

150

390 
 
 
 

-

-

-

-

90

370 
 
 
 

-

60

9

-

66

итого 2135 2771 1127 803 566 480 505
В % к  итогу

В том  числе обеспеченная векселями

- 
 

375

100 
 

490

31,7 
 

-

15,6 
 

650

12,6 
 

476

20,6 
 

405

19,5 
 

-

 

Важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности (таб. 3.3) 

Таблица 3.3 Анализ оборачиваемости дебиторской  задолженности

Показатели На начало года На конец года Отклонение Отклонение  в %
1 Средняя величина дебиторской задолженности 2135 2771 636 129,7
2 Оборачиваемость дебиторской задолженности 7,44 7,48 + 0,04 -
3 Период погашения  дебиторской задолженности 48,38 48,12 - 0,26 -
4 Доля дебиторской  задолженности к общему объему текущих активов 74,28 77,59 + 3,31 -
 

    Таким образом, мы видим, что состояние  расчетов с покупателями к концу  года по сравнению с началом, ухудшилось, но срок погашения задолженности практически не изменился. Так же увеличилась доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов на 3,31%. Отсюда следует, что финансовое положение предприятия ухудшилось. 

    3.3 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа.

    В качестве мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета и экономического анализа дебиторской задолженности - систему управления дебиторской задолженностью.

    Такая система предполагает широкое применение досудебного порядка урегулирования возникших споров в случаях, предусмотренных законодательством для данной категории споров. При внедрении такой системы основным условием является бухгалтерский учет задолженности на конкретную дату и ее своевременная инвентаризация.

    В экономически развитых странах на предприятиях и фирмах, имеющих подразделения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, персонал которых специализируется на урегулировании споров, связанных с их возникновением, не существует такой проблемы, как «неизысканная задолженность».

    Для создания системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо следующее.

    1. Наличие у специалистов организации,  в первую очередь бухгалтеров,  занимающихся обслуживанием системы  управления дебиторской и кредиторской задолженностью, специальной профессиональной подготовки и навыков в области экономики, налогов и управления финансами. Наличие таких качеств предполагает, в частности, бдительность, скрупулезное и грамотное ведение записей по «сомнительным» счетам, по которым дебиторская задолженность распределяется в зависимости от того, насколько просрочена ее выплата.

    2. Разработка такой формы контракта  с покупателями, заказчиками (потребителями услуг), в которой должны быть предусмотрены существенные условия, определяющие его исполнение, включая порядок взаиморасчетов.

    3. Оценка кредитоспособности партнера  на основе аккумулирования и  анализа кредитной информации  из различных внутренних и  внешних источников, а также собственного опыта общения с покупателями и информации кредитного учреждения потенциального партнера по бизнесу.

    4. Оптимальная организация процесса  реализации продукции (работ,  услуг), включая установление наиболее благоприятного периода расчетов с организациями-контрагентами.

    5. Установление предельной суммы  возможных сделок на основе  минимизации количества сомнительных долгов и максимизации прибыли.

    6. Получение долгов с покупателей  и своевременное проведение взаиморасчетов в погашение собственной кредиторской задолженности.

    7. Своевременная инвентаризация расчетов  и обязательств с последующей выверкой взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.

    8. Получение необходимой информации  о партнере из официально публикуемой финансовой отчетности.

    9. Прогнозная оценка уровня финансовой  устойчивости партнера.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками