Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

необходимо рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
требуется проанализировать порядок бухгалтерского учета ситуаций, возникающих при расчетах с поставщиками и заказчиками в практике деятельности ОАО "БСЗ".

Оглавление

Введение 3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в обеспечении бесперебойной работы организации
5
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями 5
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
7
1.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации
9
2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации 12
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 12
2.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации
12
2.3 Компьютерная обработка данных учета расчетов с покупателями и заказчиками
15
3 Анализ дебиторской задолженности 18
3.1 Обзор методик анализа 18
3.2 Анализ состояния дебиторской задолженности на основе выбранной методики 19
3.3 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа 20
Заключение 23
Список используемых источников 26

Файлы: 1 файл

курсовая Петрищев.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Некоторые авторы объединяют второй и третий уровень нормативного регулирования в один, однако, мне представляется, что их разделение более логично и юридически правильно.

     Четвертый уровень нормативного регулирования  составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная  политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др. 
 
 

1.3 Основные направления  совершенствования  учета расчетов  с покупателями и заказчиками в Российской Федерации

       Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОАО «Биробиджан молоко» ведется на 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» на бумажных носителях. За организацию всех расчетов на предприятии отвечает главный бухгалтер вместе с генеральным директором молокозавода. Все договора на поставку продукции молокозавода заключает лично генеральный директор, специалисты бухгалтерии участвуют лишь в контрактации фактов. Поэтому на предприятии возникают случаи отгрузки продукции должникам - покупателям.

     Направлением  совершенствованием расчетов является четкая организация взаимоотношений: руководства акционерного общества, экономической и бухгалтерских служб, а в первую очередь производственных структур: цехов по переработке молока, цеха по производству сыров, цеха по производству масла и творожных изделий.

     Последствиями неорганизованной работы может быть следующее:

  • при несвоевременном предоставлении материальной группой информации о поступлении товара (работ, услуг) от поставщика в финансово-расчетный отдел может вызвать ложную картину о данном клиенте, не закрытие дебиторской задолженности в случае предоплаты, а в случае последующей оплаты – задержку платежа.
  • специалисты подразделений должны в установленные сроки представлять производственные отчеты в бухгалтерию, чтобы произвести все расчеты с поставщиками и покупателями и закрыть месяц, что необходимо для правильных отражения данных по расчетам налогов. Несвоевременное предоставление налоговых деклараций в налоговые органы влечет за собой уплату штрафов, пеней за просроченные платежи, что для любого предприятия крайне не выгодно.

     Для того чтобы не возникали такие  ситуации, нужна четкая регуляция  взаимоотношений между подразделениями  и отделами внутри предприятия. Для  этого необходимо прописать все  права и обязанности каждого  структурного подразделения, выявить контакты. Для четкой регуляции издавать необходимые для работы распоряжения.

     Чтобы избежать проблем при проведении любой проверки, предприятие должно иметь полную документацию, подтверждающую правильность отражения по соответствующим статьям баланса остатков задолженности, обосновывающую причины образования задолженности, реальность ее получения (акты сверки расчетов или гарантийные письма, в которых должники признают задолженность). Очень важно следить за сроками задолженности по каждому покупателю и заказчику в отдельности и своевременное принятие мер для погашения или взыскания задолженности.

     Для совершенствования расчетов необходимо открытие на 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» дополнительных субсчетов для учета просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей. Счет 62/1 – «Дебиторская задолженность, платежи которой ожидаются в течение 12 месяцев» и счет 62/2 «Дебиторская задолженность, платежи которой ожидаются после 12 месяцев».

     Также, ОАО «Биробиджан молоко» должен в достаточной мере обеспечить защиту своих материальных интересов путем серьезного подхода к составлению текста договора, включению в него необходимых условий, касающихся ответственности, а также тщательного отбора и предоставления судебным органам доказательств, подтверждающих причинную связь между убытками и невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих договорных обязательств. При заключении договоров следует учитывать требования Указа Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204, согласно которому обязательным условием договоров на поставку товаров (работ, услуг) является предельный срок исполнения обязательств, который не может превышать трех месяцев с момента фактического получения товаров (работ, услуг) покупателем, и соблюдение формы договоров, установленной ГК РФ.

     Можно предложить следующие пути совершенствования  расчетов с поставщиками и покупателями:

  1. установление наиболее благоприятного периода расчетов с партнерами;
  2. сбор и анализ информации о кредитоспособности партнера;
  3. установление формы контракта, предусматривающего возможность расчета с партнером в форме предоплаты;
  4. определение предельной суммы сделки с целью максимизации дохода;
  5. четкая организация взаимоотношений подразделений.
  6. индивидуальный подход к составлению текста договора с каждым поставщиком и покупателем.
  7. инвентаризация расчетов и обязательств;
  8. истребование дебиторской задолженности;
  9. открытие на 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» дополнительных субсчетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Порядок учета  расчетов с покупателями  и заказчиками в организации

2.1 Технико-экономическая  характеристика организации

     Основной  целью деятельности ОАО «Биробиджан молоко», также как и целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:

  • заготовка, переработка, производство и реализация молочной продукции;
  • реализация промышленных и продовольственных товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;
  • маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч. внешняя торговля;
  • производство и реализация товаров народного потребления.

    Основные  виды производимой продукции: цельномолочная продукция, молоко и кефир 2,5% жирности, молоко 3,2% жирности, творога жирные и обезжиренные, творожные изделия и др. 

    2.2 Особенности учета  расчетов с покупателями  и заказчиками

     Согласно  Учетной политике ОАО «Биробиджан молоко» выручка от реализации продукции и услуг определяется по мере их отгрузки и предъявлению покупателям расчетных документов.

     Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации готовой продукции. В данном случае за момент реализации готовой продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету на молокозаводе открыты два субсчета:

     1. Расчеты в порядке инкассо;

     2. Расчеты плановыми платежами.

     На  субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитывают расчеты по предъявленным  покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную готовую продукцию.

     На  субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

     На  сумму оплаты за отгруженную готовую  продукцию предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

     Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кт сч. 90 «Продажи, субсчет 1 выручка».

     Поскольку отгруженная готовая продукция  считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС:

     Дт  сч.90 «Продажи, субсчет 3 налог на добавленную стоимость», Кт сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».

     При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита сч.62 в дебет счетов денежных средств:

     Дт  сч.50 «Касса», 51 «Расчетный счет», Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     Аналитический учет по сч.62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности.

     Невостребованную в срок дебиторскую задолженность списывают с кредита сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в дебет сч.91 «Прочие доходы и расходы».

     На  счете 62/2 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в журнале ордере №8  произвольной формы по каждому счету, предъявленному покупателю или заказчику. Но вот аналитический учет не обеспечивает получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам. Вся документация ведется на бумажных носителях.

     Документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками

     Счета-фактуры  на реализацию готовой продукции выписываются в бухгалтерии предприятия с использованием компьютера. Вся продукция облагается 10% НДС.

    Также счет-фактура выписывается при получении  авансов. На основании счета-фактуры  начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупатель готовой продукции по счет-фактуре возмещает сумму НДС.

     Регистрация составленных счетов-фактур в книге  продаж производится в хронологическом  порядке по мере реализации готовой  продукции. Книга продаж прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены  печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется главным бухгалтером. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.

    В ОАО «Биробиджан молоко» применяют в основном счет-фактуру и платежное поручение по расчету с покупателями и заказчиками.

      Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, на компьютере. В банк, как правило, представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка покупателя). Не какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.

     Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистраций платежных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер, который указывается в соответствующем после банк платежного поручения.

     Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий банк ГУ РКЦ Банк России. Последний экземпляр платежного поручения банк возвращается в бухгалтерию молокозавода с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.

      2.3 Компьютерная обработка  данных учета расчетов  с покупателями и заказчиками

     Новый подход к организации бухгалтерского учета при комплексной его  механизации в условиях  использования  электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выявил новые формы бухгалтерского учета – автоматизированные.

     В основу комплексной механизации (автоматизации) бухгалтерского учета заложен принцип непрерывности  обработки учетной информации на вычислительной установке при полном охвате механизацией всех учетных операций.

     Основным  элементом комплексной механизации  бухгалтерского учета является разработка и использование единой номенклатуры кодов, которые удовлетворили бы потребности всех звеньев учетной работы. Эти коды обеспечивают прохождение потока информации от первичного документа до машинограмм, т.е. учетных регистров. Важное значение придается разработке и правильному применению кодов синтетических счетов и объектов их аналитического учета. Как правило, коды содержат семь знаков. Первые 2 знака кода означают номер синтетического счета в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета. Третий знак означает субсчет или другой высший групповой знак аналитического учета и код аналитического учета первого порядка. Четвертый, пятый, шестой и седьмой знаки детализируют объекты аналитического учета.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками