Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление недостатков в учете, а также совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика расчетов. Роль бухгалтерского учета в их организации
4
1.1 Виды и формы расчетов. Их преимущества и недостатки 4
1.2 Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по договорам разных видов
17
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Бекон» 17
2.2 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками
20
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Отражение расчетов в бухгалтерской отчетности предприятия
24
3. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на анализируемом предприятии
32
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

бекон.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

1. Общая характеристика расчетов. Роль бухгалтерского учета в их организации

 

4

1.1 Виды и формы расчетов. Их преимущества и недостатки

4

1.2 Задачи учета расчетов  с поставщиками и подрядчиками

15

2. Учет расчетов с  поставщиками и подрядчиками по договорам разных видов

 

17

2.1 Экономическая характеристика  ОАО «Бекон»

17

2.2 Документальное оформление  расчетов с поставщиками и   подрядчиками

 

20

2.3 Синтетический и  аналитический учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками. Отражение расчетов в бухгалтерской отчетности предприятия

 

 

24

3. Совершенствование  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками на анализируемом  предприятии

 

32

Заключение

36

Список использованной литературы

39

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день значительно возрастает роль бухгалтерского учёта как важнейшего средства получения полной и достоверной информации не только об имуществе предприятия, но и о его обязательствах. В условиях развития рыночных отношений значительно возрастает роль организации учета и контроля взаимных расчетов. Этот кругооборот хозяйственных расчетов требует постоянного внимания для принятия правильного управленческого решения.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги производятся ежедневно всеми предприятиями. Этот участок учета довольно трудоемок и требует особого внимания, так как несвоевременная оплата поставщикам может привести к нарушению договоров поставки, что, соответственно, повлечет за собой штрафные санкции.

Целью курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление недостатков  в учете, а также совершенствование  учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками.

Исходя из цели, формируются  задачи курсовой работы:

1. рассмотреть общую характеристику расчетов;

2. дать экономическую характеристику ОАО «Бекон»;

3. рассмотреть порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками по договорам разных видов на ОАО «Бекон»;

3. наметить пути совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на анализируемом предприятии.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Бекон» (ОАО «Бекон»).

Источниками информации для   решения вышеперечисленных  задач являются: сборники научных  трудов, монографии, периодическая литература, финансовая отчетность ОАО «Бекон» за 2005 год.

 

1. Общая характеристика расчетов. Роль бухгалтерского учета в их организации

 

1.1 Виды и  формы расчетов. Их преимущества  и недостатки

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 861 ГК РФ расчеты на территории Российской Федерации могут осуществляться в наличной и безналичной форме. При наличных расчетах используются бумажные деньги (банкноты) и монеты. При безналичных расчетах денежные суммы перечисляются посредством бухгалтерских записей по банковским счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.

В качестве законного  платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование иностранной валюты как платежного средства допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Граждане по своему усмотрению могут осуществлять расчеты, не связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности, как в безналичном  порядке, так и наличными деньгами. Предельная сумма наличных денег в данном случае не устанавливается.

Расчеты юридических  лиц между собой, а также расчеты  с участием граждан, связанные с  осуществлением последними предпринимательской  деятельности, по общему правилу должны производиться в безналичном порядке. Однако ГК не содержит какого-либо запрета расчетов наличными деньгами, определяя лишь возможность законодательного установления таких ограничений.

В настоящее время  наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», утвержденным советом директоров Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П.

Безналичные расчеты  могут осуществляться как через  банки, так и иные кредитные организации по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских  счетов (субсчетов), открытых в Банке  России;

2) корреспондентских  счетов, открытых в других кредитных  организациях;

3) счетов участников  расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных  расчетов, открытых внутри одной  кредитной организации.

Безналичные расчеты  могут также быть осуществлены независимо от наличия в них соответствующего счета лица, по поручению которого или в пользу которого производятся платежи.

Под формой безналичных  расчетов понимаются предусмотренные  правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Данные способы отличаются видом расчетного документа, порядком документооборота, условиями предоставления средств в распоряжение получателя, в том числе зачисления на его счет.

В настоящее время  в России для безналичных расчетов используются 7 следующих основных способов:

1) платежными поручениями;

2) платежными требованиями;

3) инкассовыми поручениями;

4) аккредитивами;

5) чеками;

6) при помощи векселей;

7) с использованием  банковских карт.

Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, приведены в «Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П, и заключаются в следующем. Расчетные документы действительны в течение 10-ти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются или на пишущей машинке, или на принтере персонального компьютера, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой или чернилами синего, фиолетового и черного цвета. Налог, подлежащий уплате, выделяется в документах отдельной строкой, иначе должна быть обязательная надпись о том, что налог по данной операции не уплачивается. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели - платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка.

Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия  определяется ст.855 Гражданского кодекса  РФ (с изменениями, внесенными Конституционным  судом):

в первую очередь, по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;

во вторую очередь, по исполнительным документам, отражающим обязательства по выплатам выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;

в третью очередь, платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, а  также по текущей оплате труда  персонала, работающего по трудовым договорам (контрактам), в порядке  календарной очередности после  выполнения обязательств по предыдущим пунктам;

в четвертую очередь  удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности.

По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:

при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги;

для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов  по ним;

для платежей в других целях.

Если на расчетном счете предприятия нет средств для осуществления платежей, то платежные поручения помещаются в картотеку до момента поступления денег.

Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис. 1.

 

Рис.1. Схема расчетов платежными поручениями

 

После получения продукции (1), покупатель выписывает платежное  поручение (2) своему обслуживающему банку. Тот перечисляет деньги (3) с расчетного счета (Р/с) покупателя на расчетный  счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту (6).

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями объединены общим понятием «расчеты по инкассо», смысл которого заключается в получении (востребовании) платежей (см. упомянутое «Положение о безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002 г. № 2-П).

Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям  и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые - всегда в бесспорном порядке.

Платежные требования используются при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также в некоторых других случаях. Списание денежных средств с расчетного счета плательщика без его согласия проводится в случаях, установленных законодательством, или если это определено условиями договора.

Срок для акцепта  не может быть менее 5-ти рабочих дней. Если в платежном поручении нет записи «без акцепта», то платежное требование считается акцептным со сроком 5 дней. Покупатель имеет право частичного или полного отказа от акцепта. Отказ может быть обусловлен недостачей полученных товаров, а также несоответствием их качества и ассортимента. При отказе от акцепта продукция принимается на ответственное хранение (забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение») и затем отгружается в адрес поставщика после его распоряжения.

Инкассовые поручения  применяются при списании денежных средств с расчетного счета плательщика:

если такой порядок  установлен законодательными (в том  числе контрольными) органами;

при взысканиях по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных  договором между сторонами, и  при условии предоставления банку-эмитенту (банку покупателя) такого права.

Банки не принимают к  исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены  им по истечении срока, установленного законодательством.

Схема расчетов приведена  на рис.2. После отгрузки продукции (1), поставщик выставляет в свой обслуживающий  банк платежное требование с товаросопроводительными  документами на инкассо (на востребование  платежа) - (2). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя (3) для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту (4). В случае акцепта (5) банк покупателя перечисляет деньги (6). На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5-ти дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки (7) и (8).

Рис.2. Схема расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями

 

Для безакцептных платежных  требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций (4) и (5).

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив открывается  только для расчета с одним  поставщиком. Срок действия и порядок  расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре между поставщиком  и покупателем. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками